Apple – 15 лет спустя после слияния с NeXT

Пятнадцать лет назад Apple объявила о своих намерениях приобрести NeXT Software – о шаге, который вернул Стива Джобса в компанию, основанную им самим двадцать лет назад.

За полтора десятилетия после приобретения NeXT компания Apple полностью изменилась, получив новые технологии, направления развития, а также абсолютно новое видение от команды разработчиков и инженеров NeXT во главе со Стивом Джобсом.

NeXT до Apple

До приобретения Apple компания NeXT Software провела три бурных года в поисках способа продажи своей инновационной операционной системы – после того, как в 1993 году решительно отказалась от дальнейшего производства оборудования. До этого компания (в конце 1980-тых – начале 1990-тых) безуспешно пыталась найти крупный рынок сбыта своих компьютеров NeXT Computer.

Побыв три года софтверной компанией, NeXT озвучила дальнейшие планы о партнерстве с Sun (позднее – с HP) для создания OpenStep, открытой спецификации на основе собственной операционной и проектной среды NeXTSTEP, способной работать поверх других операционных систем, от Sun Solaris до Microsoft Windows NT. В конечном итоге оба потенциальных партнера от сотрудничества отказались – компания Sun сфокусировалась на Java, а HP присоединилась к Apple и IBM для участия в Taligent – проекте, который по существу дублировал технологию NeXT.

NeXTSTEP_desktop

Также NeXT разработала WebObjects – способ использования объектно-ориентированных инструментов разработки NeXTSTEP для создания динамических веб-приложений. Джобс начал говорить об WebObjects как о приоритетном активе компании, чтобы выделить его в рынке, где доминировала Microsoft и не было никаких эффективных способов продажи каких-либо сторонних операционных систем.

Apple до NeXT

К 1996 году Apple потеряла веру в свою единственную вычислительную платформу на фоне быстрого роста популярности Windows, и держалась на плаву за счет продаж компьютеров Macintosh. Лицензиатам альтернативных операционных систем (Sun Solaris с IBM OS/2 и NeXTSTEP с BeOS, в частности) тоже приходилось нелегко, так как критическая масса покупателей и разработчиков шла к Microsoft за заключением эксклюзивных лицензионных соглашений.

Продолжая работать, Apple находилась в плохой форме. Ее усилия по модернизации собственной классической операционной системы Macintosh не были успешными, и компания теряла время, рискуя стать неактуальной в растущей компьютерной индустрии. Apple начала сотрудничать с IBM (и позднее с HP) в развитии проекта Taligent, подобного системе NeXTSTEP, и пыталась продвинуть собственную операционную систему Copland, но так и не смогла сделать ее полноценным продуктом.

Потом Apple начала переговоры с Be Inc, в надежде, что экспериментальная ОС компании сможет вдохнуть жизнь в линейку Macintosh. Платформа BeOS работала на оборудовании Mac, но была очень далека от существовавшей Mac OS, так как ей не хватало многих базовых функций.

После знакомства с NeXT исполнительный директор Apple Джил Амелио (Gil Amelio), который, в свою очередь, также был приглашен на должность, чтобы спасти компанию от краха, понял, что с приобретением NeXT они получат не только законченную проверенную операционную систему для десктопов (которая заменит стареющую классическую Mac OS), но и мощные инструменты разработки WebObjects вместе с новым законным и перспективным бизнесом.

Пользователи Mac с NeXT были знакомы меньше, чем с Be, так как BeOS продвигалась с ориентиром на простого потребителя, а NeXT было по контракту запрещено выходить на потребительский рынок после того, как из Apple в 1985 году ушел Джобс и начал создавать NeXT, совместно с некоторыми талантливыми инженерными кадрами из Apple. Амелио был уверен, что Apple может в ближайшие пару лет выпустить новые Mac под управлением NeXTSTEP, следуя стратегии под брендом «Rhapsody».

Apple + NeXT

20 декабря 1996 года компания Apple неожиданно для многих объявила о покупке NeXT за $429 миллионов наличными плюс 1.5 миллиона в акциях, переходящих Джобсу, который, в свою очередь, после слияния становился постоянным консультантом компании. На сайте NeXT о сделке написали именно как о «слиянии».

merger.

Практически никто в компьютерной индустрии с бесспорным на тот момент лидером Microsoft не видел в Apple достойного игрока, даже после приобретения NeXT. Со своей стороны, Apple быстро озвучила свою стратегию по преобразованию операционной системы NeXTStep в новую Mac OS, и конвертации среды OpenStep в слой Yellow Box. Хотя тогда Apple серьезно не воспринимали даже существующие клиенты NeXT.

Компания Dell, один из важнейших клиентов, использующих WebObjects в своих онлайн-магазинах, отказалась от сотрудничества с NeXT и создала новый интернет-магазин совместно с Microsoft. Компании Sun и HP также прекратили партнерство с NeXT в части использования OpenStep, и вообще мало кто считал возврат Apple к технологиям NeXT целесообразным шагом.

Apple столкнулась с тем, что пользователи Mac отказывались принимать более серьезную и сложную операционную систему на базе Unix. Даже хуже – основные разработчики программных продуктов для Apple Mac, включая Adobe, Macromedia и Microsoft, продемонстрировали отсутствие интереса к написанию программ в Yellow Box, настаивая, чтобы Apple вместо этого соединила классическую Mac OS с технологиями NeXT и создала что-нибудь более современное, сохранив существующий код с минимальными изменениями.

То, что раньше казалось прекрасным слиянием идеальных партнеров, фактически стало похоже на невнятную неразбериху. У Apple оставались лицензионные соглашения на Mac OS с производителями оборудования, которые настаивали на снижении цены ОС. Оборудование тоже приносило мало прибыли, так как многочисленные «клоны» дробили рынок и оставляли производителя дорогих Mac с полупустыми карманами, вместо планируемого роста и расширения.

Кроме того, Apple не могла найти эффективного способа розничного сбыта, так как не могла продемонстрировать преимуществ своих компьютеров на фоне более дешевых PC. В целом получалось, что у компании не было конкурентоспособной продукции, не было способов ее продажи, не было возможности привлечь разработчиков и не было планов будущего успеха. Дальнейшие перспективы Macintosh выглядели мрачно.

Единственным важным с точки зрения перспективы продуктом Apple был Newton MessagePad, планшетный компьютер, который оказался в тени более дешевого и простого Palm Pilot и требовал большого внимания и усилий по доработке со стороны Apple.

Источник: appleinsider.com