[e2-e4]: Amazon начинает игру с Apple

Часики начали тикать ровно в тот момент, когда Джоффри Баратеон Джеффри Бэзос, основатель компании Amazon, заговорил об устройствах в принципе. Произошло это на корпоративной сцене во время презентации новых моделей Kindle Paperwhite и Kindle Fire, разработанных Amazon. «Людям больше не нужны гаджеты», — объявил Бэзос, объясняя, почему Kindle Fire купается в лучах славы там, где остальные Android-планшеты тонут в невкусном повидле. — «Они хотят, чтобы услуги становились лучше со временем. Улучшались каждый день, неделю, месяц». Именно это определение пелевинского вау-фактора легло в основу новой стратегии Amazon и того, как эта компания отныне позиционирует себя на рынке по отношению к конкурентам. Шахматная партия началась.

Amazon

«Kindle Fire, — говорит глава Amazon, — это сервис. На его складах 22 миллиона вещей. Он называет вас по имени. Советует».

Kindle Fire: «Мы открылись!»

Kindle Fire HD

Бэзос говорит о Kindle Fire так, как будто планшет стал квинтэссенцией компании Amazon, ее синонимом. Синтез розничной торговли и технологий в одном устройстве. Бэзос забыл сказать, что будущее Amazon — это не сайт, это целый портал для материалов или что-то подобное.

Банальным было бы напоминать, что компьютеры сегодня в своем лучшем изводе представляют мощную портативную технику, на которую работают облачные сервисы, подписки и прочие системы, которые адекватно функционируют только при наличии соответствующего аппаратного обеспечения. Но никто не задумывался о том, чтобы полностью перейти в это состоянии. Именно этим хочет стать Amazon.

В то время, как Apple, Microsoft, Google и Facebook пытаются промаршировать из компьютерной эпохи в посткомпьютерную и заменить настольный ПК мобильным телефоном, Amazon решила перепрыгнуть этот барьер с разбега, разрубить гордиев узел неразрешимой проблемы. Она позаимствовала лучшее у своих конкурентов — интеллектуальную сферу у Apple, материальную базу у Android от Google — и понеслась. Пока iPad пафосно доказывает, что он является провозвестником новой эры — эры потребительских устройств, карманных магазинов в волшебной табакерке, Amazon просто приняла эту судьбу.

«Мы хотим получать деньги, когда люди пользуются нашими устройствами, а не когда покупают их», — рассказал Бэзос. Kindle Fire — это не устройство, но магазин. Величайший магазин в истории человечества. Волшебная лавка.

К черту Android!

Андроиды

С самого начала презентации Бэзос буквально обливал другие Android-планшеты бензином, а потом поднес спичку. Эти бесполезные кирпичи мало того, что никто не покупает, так Amazon еще и выигрывает за счет цены и сервисов.

Nexus 7, как полагает Бэзос на сегодняшний день, это единственное устройство на базе Android, которое достойно занять место рядом с Kindle Fire, как минимум за счет цены и спецификаций. В этом есть смысл: Nexus весьма хорошая машинка, которая легко конкурирует или вовсе уничтожает Fire в соотношении цена/качество. Однако планшет от Google вышел спустя два месяца после первой презентации Kindle Fire — и вот, Amazon снова поднимает планку 200-долларовых планшетов.

Что касается других производителей, Бэзос даже не удостоил их вниманием. Вообще он мало затронул тему операционной составляющей нового планшета — по мнению основателя Amazon, даже беглый обзор возможностей новой модели Fire демонстрирует, как глубоко в землю вогнал зеленого робота богатырь Амазонушка. Или богатырка.

Правильно или нет, но Бэзос не видит конкурентов среди Android-производителей. Amazon играет в свою игру (да, это шахматная партия в первую очередь с Apple) и ставит на кон куда больше, чем крохи, которые перепадают нерадивым конкурентам.

Всеобщая мобилизация

Amazon

Итак, единственным соперником, достойным скрестить мечи с Amazon, оказалась компания Apple. Самый крупный игрок на рынке планшетов и в медиасфере, да и на рынке розничной торговли тоже. И когда Amazon озаглавила пресс-релиз как «Amazon берется за верхушку», можно не сомневаться: это вызов Apple.

Война Amazon с Apple и логична, и нелогична. Во-первых, Amazon пытается доказать, что она, как Apple, «серьезная инновационная технологическая компания». Вот почему Бэзос достал огромную удочку и ухватился за MIMO Wi-Fi, который встречается сплошь и рядом в роутерах и ноутбуках. Все эти парадные шествия мимо Wi-Fi-технологии — визг Amazon: «Да, мы НА САМОМ ДЕЛЕ компания-производитель!».

Сквозь весь этот перформанс, если его можно так назвать, толстым швом проходит то, что Бэзос неустанно подчеркивает: «Мы не книготорговцы, которые занимаются оборудованием. Мы изобретатели. Пионеры. Мы требуем, чтобы нас воспринимали всерьез. И если у Amazon есть хоть малейшая возможность доказать, что ее Kindle Fire отличается от iPad и Nexus 7, — отлично».

В то же время, Amazon получает двойную выгоду, рекламируя аппаратное обеспечение не ради рекламы, а как «существенную» часть HD-возможностей Kindle Fire. Усовершенствованная технология Wi-Fi позволит смотреть фильмы в высоком разрешении без задержек и буферизации. Хороший звук тоже понравится пользователям.

Amazon делает отчаянный шаг, надеясь, что технические характеристики Kindle Fire HD смогут выбить из головы фанатов Apple факт того, что на рынке планшетов и приятных для потребителей сервисов появился новый лидер. Теперь можно смеяться.

Цель: вышибить клин клином

Amazon

Во всем остальном противостояние Amazon с Apple будет менее открытым. Amazon не выпустила 9,7-дюймовый планшет с соотношением сторон 4:3. Она выпустила 8,9-дюймовый планшет с соотношением 16:10. Разница, вроде бы, небольшая, но большой Kindle Fire HD выглядит совершенно не как iPad. Он выглядит как слишком большой Kindle Fire. Достаточно для игр и фильмов, но в качестве персонального компьютера его использовать невозможно.

В конечном счете, стратегия Amazon ясна: избегать игры с Apple по ее правилам. Если Apple выпустит iPad mini, устройства Amazon полетят в тартарары — но это произойдет на поле битвы Amazon, а не Apple. Однако можно попробовать представить новую рекламную кампанию Apple: «Если это не iPad, то это… не iPad». Если не iPad, то что?

Не стоит сбрасывать со счетов и интернет-планы со скидками. Вполне хороший ход против Apple — сделать доступ к 4G-интернету дешевле на 50 долларов в первый год. Конечно, вам придется подписаться на обычный план спустя двенадцать месяцев, да и 250-мегабайтовый план покажется ничтожным для пилигримов. Но iPad с 4G LTE выглядит дороговато на фоне раздувшегося Kindle Fire HD. Amazon ловко пытается заманить новых клиентов, сравнивая магазины Apple со своими.

Вариант продавать интернет-план со скидкой выглядит выгодно: пользователь сможет выйти в Сеть в любое время в любом месте и купить продукты Amazon где угодно и когда угодно. В конце концов, не будем забывать о том, в чем сильна Amazon: в розничной торговле.

Доктрина Amazon

Amazon

Акцент на рознице является обратной стороной медали, которую Бэзос назвал «доктриной Amazon»: стремления компании будут идти параллельно с нуждами пользователей, а «выигрывать она будет там, где выигрывают потребители». Пока пользователи Amazon будут довольны Kindle Fire и растущим магазином Amazon, компания будет в выигрыше. Если потребители сочтут нужным начхать, Amazon проиграет. Такая вот концепция.

Kindle Fire HD представляет собой устройство, созданное исключительно для потребления, а не для создания контента. Amazon может взять рынок объемами продаж, как планшетов, так и контента (со скидкой, разумеется). Такой шаг может позволить себе только Amazon, больше никто.

Сегодня Amazon является крупнейшим магазином в мире, и держа в руках Kindle Fire HD, Джефф Бэзос протягивает его пользователям, предлагая никогда не расставаться с ним.

Как трогательно.

По материалам: theverge.com