Гиганты мысли: во что инвестирует Apple?

2

apple_building_main

Несмотря на случающиеся утечки информации о новых продуктах, Apple традиционно славится атмосферой тайны, царящей внутри компании. Судите сами — ни один принципиально новый продукт (речь идёт о точном описании) не стал достоянием общественности до своего анонса, хотя слухи порой возникают годами ранее, а делать предположения о программном обеспечении и вовсе сложно ввиду разработки оного силами самой Apple. Однако как бы хитрые ребята из Купертино ни заметали следов, есть один показатель, который всегда готов дать пищу для размышлений — расходы на исследовательскую деятельность (Research & Development). Рост этого показателя наводит на интересные мысли — в Apple явно готовят нечто очень крутое.

В секретности, которую поддерживает Apple вокруг своей деятельности, нет, пожалуй, ничего удивительного. Публика, во все времена желавшая «хлеба и зрелищ», с нетерпением ждёт очередной презентации, где кудесники из «яблочной» команды выдают на-гора очередной суперхит. Тактика компании включает в себя не только различного рода меры, касающиеся самого производственного процесса, но и договорённости о неразглашении сотрудниками. Но вот финансовые документы, которые регулярно обнародует Apple, всё же проливают немного света на текущее положение дел внутри гиганта.

На протяжении последних полутора десятилетий Apple крайне активно вкладывается в новые разработки, отчитываясь о растущей величине исследовательских бюджетов и лишь изредка незначительно понижая масштабы инвестиций. К настоящему времени эта статья расходов достигает 2 миллиардов долларов в квартал — сумма, астрономическая даже для разбалованной деньгами индустрии. Особенно учитывая тот факт, что текущий модельный ряд продуктов Apple без особых проблем поместится на рабочем столе Джони Айва. В целях наглядности объём инвестиций часто представляют в виде доли от величины суммарных продаж. На графике ниже можно проследить несложную зависимость — с наступлением новой эры суперприбылей, а такой успех, впервые после выпуска iPod, стал сопутствовать Apple в начале этого десятилетия, компания непрерывно наращивает вложения в разработку новых продуктов. А теперь вопрос: если главным двигателем торговли для Купертино был и остаётся эволюционно развивающийся iPhone, то что же обуславливает такие значительные изменения?

apple_annual_rd_expense

Однако более показательным может оказаться обзор инвестиций в количественном отношении. С возвращением в команду Apple её основателя Стива Джобса исследовательские программы компании стали сосредотачиваться на достижении конкретных целей и разработке конкретных продуктов. Кроме того, пересмотру подвергся и сам модельный ряд, из которого Джобс быстро выбросил всё лишнее и ненужное. Хотя сегодня ассортимент предложений Apple несколько увеличился, в общем и целом стратегия остаётся той же, и сколько-нибудь серьёзных оснований полагать, что компания изменила ставший классическим подход к R&D, нет. Наоборот, если гигант вкладывает всё больше и больше средств в разработки, причиной, скорее всего, может быть одно — купертиновцы точно знают, на что эти деньги идут.

apple_annual_rd_as_percent_of_revenue

Очевидно, что рост объёмов инвестиций в R&D, начиная с прошлого лета, уже достиг ни много ни мало полумиллиарда долларов. Обратите внимание — по сравнению с нынешним пиком разработка совершенно новых для компании Watch кажется не такой уж дорогой затеей. Для пущей уверенности можно взглянуть на данные периода выпуска революционного для компании в частности и индустрии в целом iPhone, расходы на который по разным оценкам не превысили 150 миллионов долларов. Что же заставляет Apple тратить баснословные суммы на исследования, если линейка продуктов всё ещё не претерпевает значительных изменений? Уж не тот ли мифический автомобиль, о котором журналисты и энтузиасты судачат уже не первый год, и особенно активно, кстати, в последнее время?

apple_car_play_torpedo

Основная причина, по которой столь смелое заявление не выглядит фантастикой, заключается в уже упомянутом ассортименте продуктов Apple. Какими бы новаторскими ни были смартфоны, планшеты или даже смарт-часы, обновления большинства устройств (кроме Watch) уже давно носят эволюционный характер и едва ли вписываются в само понятие R&D, не говоря уже о каких-либо сверхвложениях. Выпадают из этой категории и расходы на недвижимость и прочие корпоративные нужды общего характера; под вопросом могут быть даже начальные этапы производства Watch в период между их презентацией и поступлением в широкую продажу. С очень значительной долей вероятности такие инвестиционные «скачки» могут быть связаны с разработкой именно новых категорий продуктов, не имеющих прямого отношения к уже продвигаемым компанией предложениям.

apple_yearly_rd_increase

Нельзя исключать также, что Apple всерьёз озаботилась вопросами исследований в области новых аккумуляторных технологий, и здесь снова напрашивается мысль об автомобиле, ведь подобными вещами давно занимается главный игрок на рынке электрокаров — Tesla. Разумеется, это всего лишь предположение, но вполне логичное: выпустив машину на электрической тяге, владелец которой сможет не бояться долгих поездок, «яблочная» корпорация решит одну из главных проблем индустрии, в полной мере не поддавшуюся пока даже подчинённым легендарного Элона Маска. В пользу гипотезы говорят и слухи о специалистах из A123 Systems, предположительно перешедших в команду Apple прошлым летом с целью заложить фундамент для крупного подразделения по разработке батарей — сопоставьте это с «взлётом» кривой расходов R&D, который берёт своё начало как раз в середине прошлого года. Другой амбициозной идеей может стать создание «умного» авто, обладающего базовыми функциями автономного управления. Впрочем, может оказаться, что компания интересуется новыми способами хранения энергии по причине тотального застоя в «аккумуляторном» сегменте, который очень сильно сдерживает развитие потребительской электроники. Учитывая, что Apple известна своим умением делать новые для рынка вещи обыденной повседневностью, а также принимая во внимание стремление дизайнеров корпорации продолжать «гонку толщин» — заявления топ-менеджеров и быстро «худеющие» устройства прямо это подтверждают, — всё может оказаться проще, но уж больно велики расходы. Так что даже в таком случае инженеры Apple явно нацелились на серьёзный прорыв в этой области, что не может не радовать в первую очередь любителей всё более «прожорливых» гаджетов. Самим же специалистам это позволит отказаться от компромиссов и выпускать более мощные аппараты в ещё более тонком корпусе, которые ко всему прочему смогут похвастаться длительным временем автономной работы. Ну чем не очередная революция?

apple_new_macbook_2015

Думаю, в течение нескольких следующих лет индикатором новых горизонтов Apple, наряду с громкими кадровыми назначениями, будут именно цифры по R&D. Которые, кстати, продолжат свой рост с большой вероятностью, по мере того как новые продукты будут приближаться к своему дебюту. Безусловно, всё будет зависеть и от свежих идей, которыми порадуют светлые умы из Купертино. По словам главного финансиста Apple Луки Маэстри, исследовательские задачи стоят во главе угла для компании:

Мы постепенно перешли к более самостоятельной разработке новых технологий по сравнению с прошлыми годами. Разумеется, Apple много инвестирует в новые категории, которые могут стать финансовыми локомотивами будущего компании, — говорит менеджер и при этом добавляет: Новаторство и исследования остаются краеугольным камнем для всей структуры корпорации Apple.

Что ж, слова словами, а действия — действиями. Налицо стремление Apple выйти за пределы производства компьютерной и мобильной техники, и показатель в 10 миллиардов долларов, выделенных за последние годы на нужды R&D, тому самое прямое доказательство. С точки зрения потребителя сценарий развития событий, при котором «яблочная» компания попытается переосмыслить ставшие привычными вещи и вывести их качество на совершенно новый уровень, выглядит крайне привлекательно. Если нечто похожее уже произошло с индустрией смартфонов и планшетных ПК, то ничто не мешает взглянуть по-новому на другие отрасли, даже если консервативная аудитория, как всегда, настроена скептически. В конце концов, не верила она и в успех iPhone.

По материалам AboveAvalon

2 комментария

  1. 0
    ronzhenov

    а вот заморочились бы над ударопрочностью, водонепроницаемостью, над лучшей батарейкой… тогда перестали бы ежегодно обновлять и выручка бы сильно упала=)

    • 0
      Алекс Морелло

      ronzhenov, Думаю, в основе любого бизнеса лежит получение прибыли, и поиск наиболее коммерчески выгодных направлений едва ли можно назвать чем-то удивительным 😉

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий