Главные козыри Apple в цепочке поставок по сравнению с конкурентами

Более внимательное изучение цепочки поставок Apple показало, что компания (большей частью по инициативе ее главы Тима Кука) использует большие суммы авансовых платежей и хорошо развитую систему логистики в качестве «стратегического оружия» для обеспечения преимуществ перед конкурентами.

apple

По данным углубленного доклада Bloomberg BusinessWeek, Кук настаивает на том, чтобы его коллеги прочли книгу Competing Against Time («Конкуренция против времени») и четко уяснили, что налаженная цепочка поставок Apple является очень мощным конкурентным оружием.

Как известно, новый глава Apple чрезвычайно большое значение придает эффективности.

«Никто не хочет покупать кислое молоко»

— часто говорит он, что подтверждает бывший главный логистик компании Джон Мартин (John Martin).

Хотя покойный Стив Джобс признался в беседе со своим биографом Уолтером Айзексоном (Walt Isaacson), что его преемника нельзя назвать «парнем, придумывающим продукты», Тим Кук получил широкое признание как гений операционной сферы, который помог Apple подтянуть цепочки поставок и сделать работу компании эффективным механизмом, которым она на сегодня является.

Кроме Кука, большую роль в сегодняшнем усилении Apple сыграл главный дизайнер компании Джонни Ив (Jony Ive). Джобс говорил, что, перед тем, как покинуть Apple, он создал команду и компанию, которая обеспечит Иву, его «духовному партнеру», операционную мощь и силу.

В докладе приведен интересный пример: около пяти лет назад Ив хотел создать новый MacBook с зеленой подсветкой, которая могла бы светить сквозь алюминиевый корпус и сигнализировать об использовании камеры ноутбука. Не найдя доступного решения, Ив и его команда разработали собственный лазерный процесс, который мог бы перфорировать металл. Затем Apple подписала договор с компанией, которая производила лазерное оборудование и закупила сотни станков стоимостью около $250,000 каждый.

Даже конкуренты Apple признают, что компания достигла новых высот с точки зрения операционной эффективности.

«Операционная компетентность является таким же значительным активом Apple, как и новаторство в продукции или маркетинг. Они довели операционную эффективность до уровня, которого я ни у кого не видел»

— говорил Майк Фокс (Mike Fawkes), бывший глава отдела поставок Hewlett-Packard в интервью для Bloomberg.

Планшет iPad, самый новый продукт Apple, является наглядным примером успеха компании. Конкурирующие производители планшетов столкнулись с трудностями соответствия цен их продуктов цене iPad, даже производя устройства с экранами меньших размеров и с более низкими техническими характеристиками.

«Нашим потенциальным конкурентам [производители планшетов] будет трудно приблизиться к ценовому уровню iPad. В планшете iPad мы соединили все, что знали о создании высококачественных продуктов. Мы создали собственный чип A4, программное обеспечение, химический состав батареи, уникальный корпус и все остальное»

— говорил Стив Джобс в прошлом году.

Тут стоит отметить, что компания сосредоточилась на разработке эффективных цепочек поставок в 1997 году, примерно в то время, когда Джобс вернулся в Apple. По словам Мартина, Джобс заплатил $50 миллионов в 1998 году за то, чтобы обеспечить работу грузовых авиаперевозчиков первых партий iMac в праздничный сезон. В итоге конкуренты, которые чаще предпочитают пользоваться для перевозок морским транспортом, решив в том году также воспользоваться услугами авиакомпаний, оказались за бортом.

За изменениями, которые Apple вносила в процесс своих поставок, всегда внимательно наблюдали конкуренты компании. По словам Фокса, сотрудникам HP оставалось только удивляться и кусать локти, отслеживая на веб-сайте Apple процесс доставки плеера iPod на его пути от китайского завода-изготовителя к потребителю.

Говорят, что Ив и его команда очень тесно работают с поставщиками и производителями для максимально точной настройки производственного процесса – были случаи, когда они по нескольку месяцев жили в отелях поблизости от партнеров компании. Например, в 2008 году Apple выпускала новые компьютеры Macbook с цельными корпусами из единого листа алюминия. Конкурирующие производители ноутбуков пытались найти мощности для производства корпусов для собственных продуктов, но в итоге им пришлось искать другие решения в виде стекловолокна и других материалов.

mbmp

У Apple есть «уникальная единая стратегия, и каждая часть бизнеса компании работает в четком соответствии с этой стратегией» — говорит аналитик Gartner Мэтью Дэвис (Matthew Davis). В течение четырех последних лет, по словам Дэвиса, Apple является компанией с лучшей в мире цепочкой производственных поставок.

Располагая наличными активами на уровне около $81.6 миллиардов (по итогам сентябрьского квартала этого года), Apple в каких угодно переговорах о наличных сделках и предоплате будет иметь успех. Компания пообещала предоплату в сделках на поставку флэш-памяти NAND, дисплеев и других, чаще секретных, компонентов. Также Apple планирует потратить в этом году $7.1 миллиардов в виде капитальных инвестиций (вдвое больше, чем в прошлом году), и $24 миллиарда собирается перечислить поставщикам в виде авансовых платежей.

В 2010 году Apple скупила все имеющиеся объемы дисплеев с высоким разрешением для своего iPhone 4, не оставив HTC возможности обеспечить себя нужным количеством экранов (по словам бывшего менеджера тайваньского производителя смартфонов). В процессе подготовки к производству iPad 2, Apple купила такое количество специальных сверлильных станков, что другим компаниям пришлось ждать около полугода, чтобы обеспечить себя аналогичным оборудованием.

В марте этого года, после разрушительного землетрясения и цунами в Японии, которые угрожали сбоями в цепочке поставок, Apple заплатила большие суммы предоплат, чтобы гарантировать поставки раньше своих конкурентов.

Исторически сложилось, что успехи Apple напрямую сказываются на ее поставщиках и партнерах, но не каждая компания решается на шанс поработать с Apple. Один из членов руководства «крупного производителя комплектующих» сообщил репортерам, что его компания отказалась от $1 миллиарда в виде предоплаты от Apple, так как побоялась, что будет слишком зависеть от производителя iPhone, и что цены на ее продукцию могут упасть.

Знаменитая «секретность» Apple также играет важную роль в эффективности процесса поставок. В преддверии запуска новых продуктов компания часто размещает своих сотрудников в каждом звене цепочки поставок, чтобы гарантировать сохранность продуктов и информации о них. Говорили даже, что Apple упаковывала свои товары в коробки для томатного сока, чтобы избежать нежелательного внимания к ним.

Ассортимент продуктов компании предполагает совместное использование некоторых комплектующих в разных устройствах (например, флэш-память и процессоры), что также помогает повысить эффективность производственных цепочек за счет эффекта масштаба, который снижает цены компонентов и повышает прибыль. В последнее время Apple удалось добиться и ценового преимущества перед конкурентами, которым не удается достичь такого уровня цен на свои продукты без ущерба для прибыли, хотя раньше продукты Apple традиционно считались дорогими, «премиум-класса».

Сейчас Apple пытается максимально нарастить производство своих iPhone и iPad, чтобы удовлетворить весь существующий спрос на них. И iPad 2, и iPhone 4S в первые недели после их релиза пользовались огромным спросом и показали высокие уровни продаж.

Источник: appleinsider.com