История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010

Сегодня мы завершаем нашу трилогию, посвященную основным вехам в истории компании Apple. В заключительной части цикла статей мы расскажем, пожалуй, о самом успешном для компании периоде. За это десятилетие было представлено несколько продуктов и технологий, про которые без преувеличения можно сказать, что они изменили мир, где мы с вами живем. Вся эта непрерывная череда инновационных революций позволила Apple стать самой прибыльной компанией в технологичном секторе и по уровню доходности приблизиться к ведущим компаниям мира. Лично для Стива Джобса этот период также оказался очень знаковым, поскольку ему пришлось вступить в схватку со смертельной болезнью, из которой он вышел победителем. Однако обо всем по порядку.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

Начало 21 века ознаменовалось расцветом индустрии персональных мультимедийных гаджетов, в числе которых CD-плееры, MP3-плееры, цифровые фотокамеры, DVD-плееры и др. Apple очень быстро уловила эту тенденцию и предложила владельцам всех этих устройств отличные программные продукты, которые позволили им удобно и эффективно осуществлять самые разные действия со своими мультимедийными файлами. Владельцы видеокамер получили iMovie, пользователи DVD-плееров и цифровых видеокамер – iDVD, любители музыки – iTunes. В результате Apple смогла собрать под своим крылом огромное количество любителей мультимедиа, превратив Mac OS X в современный центр развлечений. Однако аппаратными обновлениями все не закончилось. Чуть позже всех поклонников качественного звука ждал ошеломительный сюрприз, который уже дозревал в недрах Apple.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

А тем временем, не успела наступить весна, как Стив Джобс официально объявил, что его компания открывает несколько розничных магазинов, в которых будут продаваться не только компьютеры Apple, но и различные цифровые продукты от сторонних производителей, в числе которых MP3-плееры, цифровые фото- и видеокамеры и карманные компьютеры. В то же время компания также представила обновленную линейку iBook, дизайн которой был позаимствован у PowerBook G4. В июле Apple освежила модельный ряд компьютеров iMac и G4 и прекратила производство провалившегося в продаже G4 Cube.

Осень 2001 года ознаменовалась обновлением компьютеров PowerBook G4 и iBook, последний из которых чрезвычайно хорошо продавался тем летом. А в конце октября Apple представила свой первый за последние годы продукт, не являющийся компьютером. Им стал компактный музыкальный плеер на базе жесткого диска, получивший название iPod. Первый плеер был оснащен встроенной памятью объемом 5 гигабайт и, как хвастался Джобс, позволял «носить тысячу песен в вашем кармане». Поначалу плеер, стоивший 399 долларов, не стал какой-то сногсшибательной сенсацией, однако со временем он набрал такую популярность, что фактически вытеснил из английского языка слово «MP3-плеер», став его синонимом и заменителем. К осени 2004 года доля iPod в общем объеме продаж цифровых музыкальных плееров на территории США составила 90%.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

В январе 2002 года Apple повторно изобрела настольный компьютер, представив обновленный iMac, оборудованный плоской панелью. В то же время был представлен новый программный пакет iPhoto, разработанный специально для владельцев цифровых фотоаппаратов. Первое полугодие для Apple прошло весьма успешно, и компания хвасталась довольно внушительными финансовыми результатами.

Однако во втором полугодии дела у компании стали идти не так хорошо в связи с не совсем благоприятными макроэкономическими условиями. В то время как продажи PC начали стремительно сокращаться, Apple приходилось прилагать еще больше усилий, чтобы сохранять позиции на сжимающемся рынке. В результате это вдохновило Apple на разработку рекламной кампании, ставшей одной из самых успешных в ее истории. В серии рекламных роликов, которая получила общее название «Switchers», предлагаются короткие монологи реальных людей. Они, стараясь звучать и выглядеть максимально естественно, рассказывают о своем неудачном опыте использования PC и о желании перейти на Mac. В итоге это действительно привело к тому, что большое количество пользователей Windows решило сделать выбор в пользу компьютеров Apple.


Тем не менее, этот переменный успех не уберег Apple от огромных убытков, которые по итогам третьего квартала 2002 года составили 45 миллионов долларов. Тогда это связывали с недостаточно хорошими продажами PowerBook и PowerMac. Ситуация начала исправляться в 2003 году, когда была представлена новая модель ноутбука PowerBook G4. Тогда же Apple объявила о том, что разработала собственный веб-браузер, который получил название Safari. Аналитики в один голос заговорили, что это очередная попытка Apple снизить степень своей зависимости от Microsoft, чей Internet Explorer в то время доминировал на рынке.

Новые компьютеры PowerBook продавались очень хорошо, и то же самое можно было сказать об iMac с плоским экраном. Тем не менее, Apple по-прежнему чувствовала себя чужой на рынке профессиональных машин. Процесс разработки семейства компьютеров G4 в компании Motorola все менее удовлетворял Apple, и в конце концов альянсу двух компаний пришел конец. На этот раз на смену Motorola пришла корпорация IBM, совместно с которой был разработан новый процессор G5, и в июне 2003 года был выпущен новейший профессиональный компьютер PowerMac G5. Новый G5, основанный на чипе Power4 от IBM, являлся 64-битным процессором. Это означало, что он мог работать с бόльшим количеством памяти и выполнять больше операций в секунду, чем его 32-битный предшественник. PowerMac G5 олицетворял собой существенный прорыв для компании Apple, которой также пришлось с нуля разработать для него новую материнскую плату. В отличие от Mac G4, который в основной массе был основан на унаследованном от G3 аппаратном обеспечении, G5 был абсолютно новым и работал чрезвычайно быстро. Хотя поставки компьютера были ограничены, G5 продавался достаточно хорошо, чтобы улучшить финансовое положение Apple.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

Тем временем iPod продолжал набирать обороты. В апреле 2003 года Apple представила музыкальный онлайн-магазин iTunes Music Store, в котором через приложение iTunes можно было приобретать отдельные песни по 99 центов каждая. Эти песни можно было воспроизводить только на Mac и iPod, но Apple чувствовала, что если предложить пользователям удобный инструмент приобретения музыки, то это поможет преобразовать рынок цифровой музыки. И на этот раз Стив Джобс не просчитался: после того как iTunes Music Store получил поддержку пяти крупных звукозаписывающих лейблов, его каталог уже насчитывал более 200 000 песен.

В октябре 2003 года стала доступна версия iTunes для Windows. Хотя iPod уже тогда можно было подключать к устройствам на базе Windows, для этого требовалось программное обеспечение от сторонних производителей. С появлением своей версии iTunes пользователи PC получили стабильно работающую систему плюс интеграцию с Music Store. Тогда всем стало ясно, что Apple решила штурмом брать индустрию цифровой музыки, и не успокоится, пока не достигнет своих целей. В январе 2004 года компания укрепила свои позиции, выпустив более компактный плеер под названием iPod mini.

За один только первый год работы iTunes Music Store удалось продать более 70 миллионов песен, и к июлю 2004 года это число возросло до 100 миллионов. В тот момент iTunes Music Store уже контролировал 70% рынка онлайн-служб загрузки музыки, а «айподы» превратились из дорогих игрушек в самые желанные подарки на Новый год. Впервые за несколько десятилетий Apple вновь почувствовала себя монополистом.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

Выступая на Всемирной конференции разработчиков 8 июня 2005 года, Стив Джобс заявил, что в 2006 году Apple начнет производство компьютеров Mac на базе процессоров Intel. В январе 2006 года новый ноутбук MacBook Pro и обновленный настольный компьютер iMac стали первыми машинами Apple, оснащенными процессорами Intel Core Duo. 7 августа того же года Apple сообщила, что перевела все свои компьютеры на процессоры Intel. Бренды Power Mac, iBook и PowerBook отправились на свалку истории, и им на смену пришли куда более знакомые нам Mac Pro, MacBook и MacBook Pro.

Успех Apple на ниве продаж в тот период не мог не отразиться и на ее рыночной капитализации. С 2003 по 2006 год цена акции компании выросла более чем в десять раз: с 6 до 80 долларов. В 2006 году Apple обошла по объему капитализации компанию Dell. Несмотря на свои успехи, Apple по-прежнему не могла похвастаться увеличением доли на рынке компьютеров и ноутбуков, которая в то время составляла всего 8%.

Выступая на конференции Macworld Expo 9 января 2007 года, Стив Джобс объявил, что компания Apple Computer, Inc. переименовывается в Apple Inc. в связи с тем, что компьютеры перестали быть единственной сферой деятельности компании. В качестве дополнительного оправдания этого шага Джобс немедленно представил новейший продукт, который свидетельствовал о выходе Apple на новый рынок. Этим продуктом стала телевизионная приставка Apple TV. Однако самый главный сюрприз вечера был еще впереди.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

Под занавес своего выступления Джобс огорошил аудиторию фразой: «Сегодня мы собираемся заново изобрести телефон». Как бы ни иронизировали присутствовавшие в зале циники, в конечном итоге всем пришлось признать, что ему это удалось. Повторно изобретенный телефон выглядел абсолютно ни на что непохожим. Он был сверхтонким, обладал единственной физической клавишей, а львиную долю его лицевой панели занимал дисплей, который впоследствии оказался сенсорным. Разумеется, мы говорим об iPhone – втором революционном продукте Apple в первом десятилетии нового века. Рассказывать об этом устройстве подробно смысла нет, особенно для аудитории, интересующейся продукцией этой компании. Отметим лишь, что с этого дня мир телефонов стал совершенно другим. Каждый уважающий себя производитель смартфонов чувствовал своим долгом перейти на мультитач-дисплеи, более мощные процессоры, а также начать оборудовать свои телефоны GPS-модулями, акселерометрами и всем остальным, что привнес на рынок смартфонов iPhone. Появился расхожий термин «убийца iPhone», который стал чем-то вроде единорога: говорят про него многие, но никто его в природе так и не видел.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

На следующий день акции Apple взлетели до рекордной цены – 97,80 доллара за штуку. А в мае того же года цена акции уже перевалила за 100 долларов. Осенью 2007 года был представлен еще один продукт, появление которого было хоть и предсказуемо, но очень желанно. iPod также приобрел сенсорный экран и получил новою топовую модель, именуемую iPod touch. Внешне он очень походил на iPhone, но был лишен коммуникационных функций и был рассчитан главным образом на развлечения.

В июне следующего года Apple представила онлайн-магазин App Store, в котором продавались приложения для iPhone и iPod Touch от сторонних производителей. За месяц было продано более 60 миллионов программ. Каждый день Apple зарабатывала через App Store миллион долларов, что позволило Джобсу предположить, что этот бизнес сможет принести компании многомиллиардный доход. Спустя три месяца было объявлено, что Apple благодаря фантастической популярности iPhone стала третьим в мире производителем мобильных телефонов.

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

В декабре 2008 года компания Apple официально объявила, что в 2009 году на конференции Macworld вместо Стива Джобса будет выступать другой топ-менеджер компании – Фил Шиллер (Phil Schiller). После этого немедленно начали ходить слухи о том, что Стив Джобс серьезно болен. 14 января 2009 года эту информацию подтвердил сам Джобс, заявивший, что берет шестимесячный отпуск в связи с состоянием здоровья. За период отсутствия Джобса жизнь в Apple не останавливалась, и было даже представлено несколько важных продуктов, в том числе новый смартфон iPhone 3GS. Спустя полгода Стив Джобс вернулся на работу. Несмотря на существенную потерю веса, он излучал оптимизм и полную уверенность в счастливом будущем своей компании. Позднее выяснилось, что за это время он успешно прошел операцию по пересадке печени.

Практически весь четвертый квартал 2009 года вся околокомпьютерная блогосфера активно обсуждала несколько фотоутечек, на которых было изображено неизвестное устройство от Apple. Оно было похоже на существенно увеличенный в размерах iPod touch, что дало повод предположить: Apple готовит какое-то подобие планшетного компьютера. Общественность немедленно начала гадать, как же будет называться этот новый гаджет: iTablet, iSlate, iMod, iThingy или как-то по-другому. Ожидание оказалось не таким мучительным, и 27 января 2010 года оно было щедро вознаграждено. Процитируем выступление Джобса дословно:

«У всех нас сегодня есть ноутбуки и смартфоны. И в последнее время перед нами встал вопрос: есть ли между этими двумя категориями устройств место для третьей? Чтобы создать действительно новую категорию устройств, нужно сделать так, чтобы некоторые задачи этот гаджет выполнял лучше, чем смартфон, и лучше, чем ноутбук. Какие же это задачи? Веб-браузинг, электронная почта, фотографии, видео, музыка, электронные книги. Есть ли такое устройство, которое способно делать все это еще лучше? Кажется, нам удалось его создать. И мы назвали его iPad».

История Apple с начала и до наших дней. Часть III. 2001-2010. Фото.

Под бурные овации Джобс извлек на свет Божий третий революционный гаджет уходящего десятилетия, ознаменовав начало споров и дискуссий о том, что это: бестолковая игрушка или вычислительная платформа будущего. Тем не менее, этот гаджет, который поступил в американские магазины 3 апреля, стал настоящей бомбой. За первый день было продано более 300 000 устройств, и эта цифра по сей день продолжает расти, даже не думая уменьшаться.

В мае 2010 года компания Apple достигла еще одну важную веху в своей истории и обошла по объему рыночной капитализации корпорацию Microsoft – своего злейшего врага с давних лет. На сегодняшний день Apple является крупнейшей в США технологической компанией. А стать крупнейшей по объему рыночной капитализации компанией на всем рынке Штатов ей пока мешает только нефтяной гигант ExxonMobil. Однако разрыв между ними стремительно сокращается, и эксперты предрекают, что воцарение Apple на трон американского рынка – лишь вопрос нескольких месяцев. По крайней мере, в том, что главные успехи у этой компании еще впереди, уже не сомневаются даже самые ярые «джобсоненавистники».