Компания одного продукта

Наверняка многие замечают, что в последнее время на экранах кинотеатров стали появляться актеры боевиков 80-90-х. Кто-то вернулся из политики, кто-то снимает сиквелы своих старых картин, а кто-то просто подтянулся за друзьями. Надеюсь, никто не станет отрицать, что все они — актеры одной роли. В каждом фильме мы видим бывшего спецагента/киллера/фсбшника, которого преследует прошлое, и ему вновь приходится вступать на тропу войны. Люди смотрят, бюджеты понемногу отбиваются. Вот только популярность неуклонно падает. А все потому что время боевиков прошло, и теперь в тренде комиксы, фантастика и компьютерная графика.

Apple

Причем тут Apple? Можно ли назвать компанию со стабильной прибылью в десяток миллиардов долларов рисковым вложением? Если она «яблочная», то вполне.
Ежеквартальный рост проданных устройств и дохода успокаивает и заставляет завидовать. И даже если учитывать мнение экспертов, которые остались недовольны замедлением роста продаж, вроде бы все равно все хорошо. Если бы не одно фантастическое но. При взгляде на финансовые отчеты, публикуемые компанией, напрашивается вполне очевидный вывод — главной скаковой лошадью является смартфон iPhone. Больше половины прибыли генерирует один-единственный продукт. На втором месте iPad, а третье делят доходы от продажи компьютеров Mac и контента в iTunes.

Компания одного продукта

А рассматривая графики продаж за последние годы, становится понятно, что ситуация меняется не слишком сильно. Продажи айфонов скачут в зависимости от модели, в то время как все остальное держится примерно на одном уровне.
Компания одного продукта

Вернемся к фантастическим фильмам о будущем. Позвольте задать один-единственный вопрос: «в будущем вы часто видите телефоны?». Может быть Тони Старк общается с Джарвисом, держа трубку у уха? Или дети шпионов использовали ультрасовременные смартфоны? Ах да, в космических звездолетах наверняка у каждого есть с собой злосчастный айфон. Как? Нет? А чем же они пользуются? Часами, микронаушниками, чипами… Что за ерунда? Куда делись привычные телефоны?
Компания одного продукта

А ведь именно в этом вся суть. Как мы помним из истории, Apple, начав стремительное восхождение с распространения электронной музыки, вышла на пик популярность благодаря умному телефону, которым можно было управлять простым нажатием пальца на сенсорной панели. Произошел рывок, и такие гиганты классических трубок, как Nokia, Siemens, Motorola, не справились. Вовремя не перестроившись, они потеряли лояльность покупателей, рынок, а затем и себя.

Так почему же «яблочный» гигант не сможет повторить их судьбу? Ноутбуки и компьютеры следуют за мировыми тенденциями, стагнация и застой воцарились на рынке ПК, iPod оказывается в огромной яме, вытесняемый своим умеющим звонить младшим братом. Теперь представим такую ситуацию — будущее наступило. И как зима для коммунальщиков, оно не будет ждать, пока подготовятся все. Носимая электроника будет захватывать мир. Так предрекают фантасты, а ведь именно они двигают воображение изобретателей и ученых. Каждый человек, обладающий сейчас телефоном, в состоянии купить продвинутый аналог Google Glass, надеть на руку часы, следящие за здоровьем, воспроизводящие музыку и выполняющие любые капризы хозяина. Кому теперь нужен металлический брусок в кармане, чтобы сделать все то же самое, только более медленно и неудобно? Что станет с компанией, лишившейся более чем половины прибыли (iPhone + часть доходов от iTunes)? Само собой такое не произойдет мгновенно. Потребуется довольно много времени, чтобы разработать технологии и внедрить их в общественное сознание. Но если вспоминать подход Apple — «подожди пока другие сделают сырой продукт — возьми идею и сделай лучше», то нотки тревоги закрадываются в душу. Хватит ли отведенного времени на перестройку? Будет ли в новой сфере что-то, что можно сделать лучше, чем конкуренты. Зацепит ли новый продукт и заставит ли покупать себя? На данный момент это неизвестно. Все опять же упирается в почившего Стива Джобса. Возможно, вы не заметили (или не заметил я), но за последние годы не было выпущено ни одного нового продукта. Постепенная эволюция существующих моделей, вечные обещания, и полное отсутствие революционных решений. Даже iPad — это просто очень большой iPhone.

Если принять высказанную гипотезу за реальное развитие событий, то лакмусовой бумажкой могут послужить обсуждаемые iWatch и iTV. Типично долгое ожидание новинок скрашивается слухами о волшебстве, которое может быть представлено. Но каким будет это волшебство, и будет ли? Справится ли Тим Кук с задачей Джобса по представлению не просто нового товара, а новой категории? Сможет ли объяснить чем его часы лучше уже существующих, и надо ли будет это объяснять? Встроенный в iPhone 5s чип М7 покрывает потребности здорового образа жизни, а камера и гарнитура уже показали свою несостоятельность в Samsung Smart Watch. Зачем нужны будут часы от Apple, и нужны ли будут вообще? Складывается впечатление, что совершенствование айфонов мешает появлению новых продуктов, просто вбирая в себя их функции. Правильный ли это подход, и следует ли складывать все яйца в одну корзину мы можем узнать довольно скоро. Большой брат G. не дремлет и рвется на рынок носимой электроники в одиночку. Как говорят: «кто раньше встает, тому бог подает».

В статье использованы материалы сайтов businesswire.com и theverge.com.

Компания Apple