Плюскомпьютерная эра. Джобс или Янг?

Вице-президент Huawei Ричард Ю (Richard Yu) считает, что инновации покинули этот мир вместе с великим Стивом Джобсом. Генеральный директор китайской компании Lenovo Group Ltd Янг Янжин (Yuanqing Yang) более оптимистичен. Помните, Стив Джобс говорил о наступлении посткомпьютерной эры? Подразумевалось, конечно же, что самой яркой звездой этой эпохи станет Apple. Компьютеры, хоть и потеснились в пользу мобильных устройств, но никуда не делись со сцены высоких технологий. И теперь Янг Янжин заявляет о том, что Lenovo открывает врата в плюскомпьютерную эру (PC plus era).

ПостПК

Компания расширяет свои производственные мощности. Надо сказать, что появление на рынке мощных смартфонов и планшетов привело в последние годы к замедлению роста спроса на традиционные компьютеры. То есть компьютеры все еще покупают, но меняют их реже, чем прежде. Такие крупные компьютерные компании, как Hewlett Packard (HP) и Dell, а также другие игроки этого рынка, чувствуют на себе поглощающее воздействие планшетов в отношении своей компьютерной продукции.

Но персональные компьютеры не собираются сдаваться. Янг Янжин считает, что мы живем не в посткомпьютерном мире, о котором говорил Стив Джобс, а в мире плюскомпьютерном, в ворота которого мы сейчас входим. Об этом он заявил в интервью, данном им в Лас-Вегасе в минувшую среду. По его словам, нынешняя эпоха является посткомпьютерной лишь для тех компаний, компьютеры которых недостаточно инновационны. Надо полагать, свою компанию он считает достаточно инновационной.

Янг Янжин полагает, что проблема индустрии в том, что к компьютерам перестали относиться, как к ярким продуктам, слишком рано сочтя их слишком заурядными вещами, которые дальше менять некуда. Такое отношение к своей работе несвойственно Lenovo, о чем говорят яркие и запоминающиеся анонсы компании на CES 2013.

Ответом Lenovo на требования новой эпохи стали два ноутбука-трансформера. Yoga под управлением Windows 8 легко превращается в планшет. Ноутбук Twist располагает экраном на креплениях. Два этих ноутбука уже охватили 40-процентную долю рынка США среди устройств своей категории, чья цена выше 900 долларов США.

В 2005 году Lenovo приобрела компьютерное подразделение IBM. На первых порах компания предпочитала предлагать выгодные цены и пользовалась всеми преимуществами быстрорастущего китайского рынка.

По данным IDC, в третьем квартале года минувшего китайский компьютерный гигант (доля рынка: 15,7 %) лишь незначительно отстал от HP (доля рынка: 15,9 %) по поставкам компьютеров. В IDC полагают, что, хоть и с небольшим отрывом, но HP все же лидирует.

А вот Gartner, соперник IDC, располагает совсем иными данными. По подсчетам IDC, в третьем квартале 2012 года доля рынка Lenovo составляла все те же 15,7 %, а вот на долю HP досталось всего 15,5 % компьютерного рынка.

Всего годом ранее HP располагала 17 % компьютерного рынка, а Lenovo довольствовалась 13,1 %. По данным Gartner, в третьем квартале 2010 года расстановка сил была еще в меньшей степени в пользу китайской компании, которая со своими 10,4 % занимала лишь четвертое место после HP (17,5 %); Acer (13,1 %); Dell (12,2 %).

Lenovo не собирается упорствовать в своей приверженности традиционным компьютерам. Янг Янжин отмечает, что компания рассматривает новые категории продуктов, в том числе планшеты и смартфоны. По его словам, в Lenovo в течение многих лет готовились к повороту событий в пользу мобильных устройств.

Только на первый взгляд может показаться, что Янг оспорил тезис Джобса о наступлении посткомпьютерной эпохи. На самом деле он лишь слегка дополнил этот тезис. Глава Lenovo не берется отрицать самого факта необходимости новых подходов к разработке компьютерных устройств.

Надо сказать, что вопрос классификации это всегда вопрос вкуса и маркетинга. Если от этого отвлечься, то становится ясно, что и планшеты и смартфоны по сути те же компьютеры. Ведь считали же мы полноценными компьютерами куда менее мощные и функциональные (по сравнению с современными смартфонами) КПК и никто с этим не спорил. Так ведь смартфоны это те же КПК с возможностью телефонной связи. Считать их телефонами более удобно именно из маркетинговых соображений. Пользователю понятнее, зачем ему телефон с компьютерными возможностями. И этому же рядовому пользователю будет трудно объяснить, что такое компьютер, в углу экрана которого скромно разместилось приложение телефона.

Что же касается планшетов, то здесь все более очевидно. Перед нами компьютеры с небольшим экраном и без клавиатуры. А кто вообще сказал, что клавиатура является частью компьютера? Долгие годы клавиатура была периферийным устройством ввода и приобреталась отдельно.

Таким образом, новую эпоху цифровых технологий можно считать и посткомпьютерной (по Джобсу) и плюскомпьютерной (по Янгу). В первом случае мы для удобства считаем мобильные устройства отдельными категориями устройств, а во втором принимаем реальность того, что понятие компьютера было расширено новыми форм-факторами. Сколько ни спорь на эту тему, но каждая из этих точек зрения является исключительно делом вкуса. Поэтому вопрос о том, чья точка зрения верна стоит исключительно в сознании тех, кто привык всегда противопоставлять. Уже сам факт того, что Янг Янжин рассуждает теми категориями, которые были заложены Стивом Джобсом, говорит о том, что лидер Apple правильно и вовремя увидел, что на компьютерном рынке грядут изменения. И, надо сказать, именно ведомая им компания первой отреагировала на эти изменения.

По материалам: Mercurynews.com

Стив Джобс