Почему Android не удается догнать Apple на корпоративном рынке

Сейчас потребительский рынок наблюдает «перетягивание каната» между лицензиатами Apple iOS и Android в борьбе за клиентов и объемы продаж. Однако среди корпоративных клиентов Apple укрепляет позиции, демонстрируя растущий потенциал на пути к лидерству.

AndroidApple

«Ориентирование на потребителя»

За два последних года платформа Android предприняла несколько сильных попыток движения вперед: в начале 2010 года прошла рекламная кампания Verizon Android 2.0 «Droid», за которой последовал рекламный блиц из анонса планшетов на базе Android 3.0 Honeycomb и многоядерных смартфонов с поддержкой стандарта нового поколения связи 4G.

Обе эти инициативы обеспечили Android значительный прирост популярности среди потребителей самых передовых медиа-технологий, особенно с учетом того, что Apple в это время практически хранила молчание, не предпринимая конкурентных шагов. Если не считать выпуска двух поколений планшета iPad, платформе Android в первых полугодиях обоих годов доставалась большая часть потребительского внимания.

Однако когда Apple делала ответные ходы в виде релиза iPhone 4 летом 2010 года, и релиза iPhone 4S в прошлом октябре, становилось ясно, что Apple по-прежнему остается лидером отрасли. Супербольших экранов и поддержки LTE 4G оказалось явно недостаточно, чтобы пользователи отвернулись от смартфонов Apple.

Однако, если говорить о корпоративном рынке, то здесь влияние Android намного меньше. На первый взгляд, эта тенденция может удивить, особенно с учетом политики BYOD («bring your own device» — «принеси свой девайс»), целью которой является «ориентация на потребителей» со стороны корпоративных IT-отделов и использование сотрудниками самостоятельно выбранных устройств, а не навязанных компанией.

Как Apple попала в корпорации

Исторически сложилось, что корпоративные IT-отделы сами выбирали устройства и платформы, которые имели желание и возможности поддерживать. Альтернативные варианты попросту игнорировались, в некоторых случаях доходило до запрета – из-за потенциальной угрозы безопасности или из-за возникновения неоправданно высоких затрат. Эти меры долго служили искусственным барьером, защищающим ПК на базе процессоров Intel, операционной системы Microsoft Windows и браузера Internet Explorer от конкуренции в данном сегменте.

Однако за последние 10 лет ситуация на корпоративном рынке изменилась – было несколько попыток открыть его для новых платформ и устройств. Среди них – становление Mozilla Firefox в качестве альтернативного браузера, подкрепленное «застоем» в развитии со стороны Microsoft. Еще одним важным событием стало появление Apple Mac OS X на базе Unix, подкрепленное серией рекламы «I’m a Mac» – в тот момент, когда платформа Microsoft Windows стала страдать от многочисленных вредоносных эпидемий.

В результате нарушение статуса-кво и появление превосходных альтернатив привели к сомнениям в том, что централизованная стандартизированная монокультура является лучшей стратегией в принятии технологических решений. С появлением iPhone статус Microsoft как главного корпоративного бренда пошатнулся. И хотя многие IT-подразделения продолжали уважать и пользоваться Microsoft Windows, серверными и браузерными продуктами операционной системы, предложениями Windows Mobile мало кто из них воспользовался.

Когда появился простой и удобный в использовании iPhone – мощное мобильное устройство с исключительным браузером, картами, стандартной электронной почтой с вложениями, и многими другими возможностями, он просто затмил собой Windows Mobile. С его помощью Apple удалось практически вытеснить платформу RIM BlackBerry из мобильного бизнеса.

Компания Microsoft помогла дальнейшему восхождению Apple вверх, лицензировав протоколы Exchange ActiveSync для их использования в релизе Apple iPhone OS 2.0, с целью защитить доверие к своей интегрированной системе Exchange Server обмена корпоративными сообщениями за счет конкурирующего сервиса RIM BlackBerry Enterprise Server.

Apple использовала систему Exchange Server, чтобы войти в корпоративный рынок, и на этом не остановилась. Компания также работает над безопасной мобильной платформой разработки, отвечающей требованиям корпоративных пользователей, а также над добавлением поддержки корпоративных VPN-сетей и прокси-серверов. Но к моменту появления планшета iPad в 2010 году Apple уже глубоко «укоренилась» в корпоративном секторе среди пользователей, которым нужны были мобильные устройства с большей гибкостью, чем могла предложить платформа RIM, и с большей энергоэффективностью, чем Windows Mobile 6.

Появление iPad усилило успех iPhone на рынке смартфонов и бросило вызов традиционным ПК как более дешевое, легкое и интуитивно понятное устройство. Влияние iPad ощутила на себе вся компьютерная индустрия, конкуренты попытались следовать за Apple как в планшетном направлении, так и в развитии своих «тонких-и-легких» Ultrabook.

Несмотря на то, что в Google попытались быстро воспользоваться формулой успеха iPad, прошлогодняя инициатива Android 3.0 Honeycomb явно не удалась, и Google не удалось продвинуть свою платформу Android на корпоративный рынок.

Good

IT-отделы и их отношение к «ориентированным на потребителя» устройствам

Различные участники конференции MacIT, со своими кросс-платформенными и управленческими решениями отметили, что Android-девайсы составляют небольшую часть среди поддерживаемых их корпорациями устройств, несмотря на тесное соперничество iOS и Android в потребительском сегменте рынка смартфонов.

Кажется, что Apple удалось проникнуть на корпоративный рынок «через черный ход» — благодаря популярности на рынке обычных пользователей, однако в реальности Apple также прилагает немало усилий, чтобы привлечь интерес корпораций к своим продуктам напрямую. В Mac OS X добавилась поддержка таких функций, как беспроводная аутентификация 802.11X, система обмена сообщениями Exchange Server, служба Active Directory и соответствующие протоколы сетевого обмена. В платформе Apple iOS также большое внимание стало уделяться корпоративной безопасности и управлению устройствами.

В отличие от платформы Google Android, операционные системы Palm webOS и Microsoft Windows Phone 7 главным образом сфокусированы на то, чтобы догнать Apple в пользовательском сегменте – большое внимание уделяя при этом привлечению разработчиков игр и приложений, а также созданию захватывающего пользовательского интерфейса, который наблюдатели и специалисты смогут назвать «свежим, интересным и новаторским». Платформе Android удалось себя позиционировать как главную альтернативу iOS среди обычных пользователей, которые хотят в одном смартфоне иметь поддержку MP3, фотокамеру, возможность смотреть видео в YouTube и играть в Angry Birds.

Однако в отличие от Apple, Google не делает своим приоритетом добавление надежной поддержки функций, которые важны для корпоративных пользователей. Платформе Android по-прежнему не хватает возможности подключения к сетям VPN стандарта IPSec и поддержки Exchange Server. Еще более важным является то, что Android не хватает твердой поддержки инструментов управления, которые используются корпоративными клиентами для мониторинга, управления и контроля за исполнением желаемой политики.

Фрагментация Android означает, что управлять Android-устройствами почти так же трудно, как создать пользовательское ПО, которое сможет работать в широком ассортименте Android-устройств. Отдельные лицензиаты Android отреагировали на эту проблему, своими силами обеспечив поддержку функций управления в некоторых моделях устройств.

Вместе с тем, это означает, что Motorola, HTC, Samsung и другие бренды, выпускающие оборудование на базе Android, все работают по-разному, поддерживают разные функции управления и по-своему их реализуют, в зависимости от того, какими техническими характеристиками обладают их устройства. Эти различия значительно замедляют развертывание программных обновлений и патчей, а изменения, принятые некоторыми мобильными операторами и производителями, представляют реальную угрозу безопасности.

IOS5

Вместо того, чтобы предложить единую, цельную платформу, которая сможет стать потенциальной альтернативой iOS, создатель Android предлагает совокупность отдельных вариантов поддержки, которые вместе не могут обеспечить Google поддержку критической массы пользователей. Это делает применение устройств под брендом Android в корпоративной сфере проблематичным, и «открытость» Android не может решить этой проблемы.

Вместо этого компания Google позволила своим партнерам-производителям разрабатывать собственные решения для управления устройствами, направленные на поддержку отдельных инициатив (к примеру, NFC Google Wallet – «электронный бумажник»), непосредственно связанных с получением дохода. Это означает, что небольшой процент принятия Android среди корпоративных пользователей вряд ли вырастет в ближайшее время. Вместо этого платформу ждет новое «состязание» на корпоративной арене с соперниками в лице смартфонов на базе Microsoft Windows Phone 7 и планшетами под управлением Windows 8, которые будут появляться на рынке в конце 2012 — начале 2013 годов.

Проблемы Apple в корпоративном сегменте

Тем временем Apple продолжает делать успехи на корпоративном рынке, как при помощи популяризации своих смартфонов, так и сфере традиционных ПК, которым непросто соперничать с Apple MacBook Pro и MacBook Air, обогащенными портом Thunderbolt, а также с чрезвычайно популярным среди корпоративных пользователей планшетом iPad – устройство оценили те, кому нужна простая, управляемая платформа, легкая в поддержке и развитии.

Бесспорно, есть у Apple и проблемы укрепления корпоративных позиций, в том числе внутреннего характера. Если компания хочет продолжать развивать свой успех на предприятиях, ей необходимо сфокусироваться на функциях, важных непосредственно для корпоративных пользователей. Если, как предполагается, компания откажется от дальнейшего развития серверного бизнеса Mac OS X, это может дать Microsoft возможность в своих альтернативных платформах Windows Phone и Windows 8 сделать приоритетными корпоративные функции и обойти iOS с функциями Exchange Server.

Компания Apple исторически также старалась не отставать от прочих производителей ПК в части информационной поддержки корпоративных пользователей, включая «обслуживание на местах». Учитывая опыт работы на посту операционного директора (и предыдущую должность в Compaq), можно сказать, что нынешний глава Apple Тим Кук больше внимания будет уделять «земным», часто заурядным проблемам IT-подразделений корпораций, в то время как покойный Стив Джобс, известный стремлением к роскоши и новаторству, часто разрабатывал собственные IT-решения (работая в Pixar, NeXT и непосредственно в Apple), которые меняли компанию в целом.

Тим Кук совместно с главой подразделения Apple iOS Скоттом Форсталлом сейчас стоит перед необходимостью параллельного сохранения свежести, интересности и привлекательности устройств Apple для потребителей, и надежной поддержки IT-отделов корпораций. Непосредственно сейчас компания редко сталкивается с реальной серьезной конкуренцией в направлениях своего развития, но вряд ли ей удастся сохранить безраздельное лидерство на быстрорастущем технологическом рынке.

Источник: appleinsider.com

Android или iPhone