Почему Apple может преуспеть на рынке авто

Мифический автомобиль Apple упорно не даёт покоя энтузиастам. Информация о машине постоянно циркулирует в профильной и не только прессе, однако сказать об этом наверняка не может никто. Невзирая на отсутствие прямых доказательств занятости Apple в этой сфере, журналисты уже строят любопытные теории, как именно и почему компания может «задать перцу» автомобильной индустрии, и на этот раз порассуждать на тему взялись сотрудники знаменитого издания Forbes.

apple_car_concept

На прошлой неделе один из топ-менеджеров компании Джефф Уильямс поделился с прессой одним очень любопытным высказыванием. Дело в том, что выступая на известной конференции Code Conference, Джефф так ответил на вопрос журналистов о новых отраслях, на которые нацелена Apple:

Автомобиль — это самое мобильное устройство, не так ли?, — подлил масла в огонь управленец. — На сегодняшний день мы рассматриваем самые различные категории и, несомненно, продолжим думать о тех, где есть возможность что-то серьёзно поменять.

Есть ли сомнения в том, что Apple может изменить автомобильную индустрию? Едва ли. История «фруктовой» компании наглядно демонстрирует, как купертиновцы запросто переворачивают с ног на голову целые рынки, и продолжается это ещё со времён легендарного Apple II. Такие гаджеты, как iPod, iPhone и iPad, наделали серьёзного шуму не только в своих сегментах, но и во всём мире, раз и навсегда изменив ход электронной истории.

Однако даже самые заядлые фанаты компании не станут отрицать, что производство автомобилей — задача непростая и для Купертино совершенно новая. Здесь достаточно давно не происходило никаких значительных прорывов, и рынку авто удалось избежать потрясений, поджидавших другие отрасли на рубеже веков. Одной из главных причин этого можно назвать высокий порог вхождения, сужающий круг потенциальных инноваторов в данной области. Кроме того, автомобилестроение постоянно подвергается придиркам всяческого рода регуляторов, а капиталы, вращающиеся в этом бизнесе, обычно слишком велики по меркам стартапов. Впрочем, примеров инакомыслия здесь достаточно, но большинство из них так или иначе не оправдали ожиданий — такие марки, как Tucker, Fisker и даже легендарная DeLorean, на которой разъезжали герои киноэпопеи “Назад в будущее”, не превратились в серьёзных конкурентов мировым грандам или вовсе канули в Лету. Борьбу продолжает амбициозная Tesla, управляемая техногением Элоном Маском, но и ему предстоит доказать прибыльность своих начинаний. Так почему же может преуспеть Apple? Журналисты Forbes выделили десять причин, которые могут действительно поспособствовать успеху “яблочного” гиганта на диковинном для него поприще.

Когда деньги — не вопрос

tim-cook-money

Так уж сложилась история, что в капиталистическом мире очень многое решают финансы, а Apple превратилась в самый богатый бизнес в мире. На счетах предприимчивой корпорации скопилась невероятная сумма в 200 миллиардов долларов свободных средств, и эта цифра, судя по последним финансовым отчётам, продолжает расти. Для сравнения: исследовательская деятельность американской General Motors, крупнейшего игрока рынка авто, за прошлый год оценивается менее чем в 15 миллиардов, а совокупные затраты всех ключевых предприятий в этой отрасли достигли около 130 миллиардов. Несложно догадаться, что никакие из этих показателей Apple не пугают. Кроме того, разработка автомобиля может обойтись купертиновцам куда дешевле, ведь компания имеет репутацию очень крупного заказчика с одним из наиболее высоких показателей маржинального дохода.

Кто не рискует — я не виноват

Другим моментом, связанным с денежными нюансами выпуска автомобиля, является “подушка безопасности” (простите за словесный каламбур), которую формируют значительные финансовые резервы Apple. Например, если компания вложит десятую часть доступных средств в разработку машины, это будет крупнейшей суммой в истории, потраченной на выпуск нового авто. Даже такая культовая марка, как Cadillac, собирается выделить “всего” 12 миллиардов на целых восемь новых моделей, которые фирма планирует вывести на рынок до 2020 года. В случае с Apple инженеры могут не бояться экспериментировать — даже если первый блин и выйдет комом, то серьёзный урон корпорации он вряд ли нанесёт, а вот незамеченным явно не останется.

Получите и распишитесь

apple-store-ipad

Модель, по которой автомобили достигают конечного пользователя, к настоящему времени устарела чуть более чем полностью. Десятилетиями дилеры с удовольствием снимают сливки с миллионных прибылей рынка, не давая производителям напрямую продавать свою продукцию. Однако сегодня ситуация начинает меняться, и пионером революции стала уже упомянутая Tesla. Команде Маска, упорно борющейся с очень сильным лобби автотрейдеров, удалось наладить прямые поставки машин в нескольких штатах родной для себя Америки. Что касается Apple, то лобби-потенциал этой компании сложно переоценить. Купертиновцы являются крупнейшими в американской фискальной практике плательщиками налогов, и если они всерьёз займутся автомобильными делами, многие штаты явно начнут пересматривать устоявшиеся нормы. Только представьте: вы берёте машину на тест-драйв прямо со стоянки возле супермаркета, после чего идёте в Apple Store и просто подписываете все бумаги наряду с покупателями iPad и iPhone. Или ещё интереснее: машину можно будет опробовать прямо в магазине при помощи систем виртуальной реальности, оформить покупку на том же iPad и расписаться в получении товара у себя перед гаражом. В случае какой-либо проблемы автомобиль можно будет вернуть по привычной для других продуктов компании схеме.

Сами себе Сунги

Не секрет, что Apple не занимается непосредственным производством своей продукции. Эту задачу выполняют контрактные производители вроде Foxconn или Samsung, и несмотря на то, что в автомире этот способ распространён меньше, фирмы вроде австрийской Magna Steyr или финской Valmet Automotive с удовольствием возьмутся за прибыльный заказ. Обязанности же Apple будут сводиться к разработке, дизайну и маркетингу, а на этих делах подчинённые Тима Кука уж точно не одну собаку съели. Кроме того, из-за доминирования производителей машин “контрактники” теряют значительную долю рынка, и выгодные условия для Apple как ключевого партнёра фактически обеспечены.

Чистота — залог здоровья

Ещё одним фактором, положительно влияющим на возможный успех Apple в качестве автовендора, является отсутствие своеобразного “бремени прошлого”, неизменно тянущегося за многими игроками. У корпорации нет старых предприятий, которые нуждаются в переоснащении, полумёртвых марок с сомнительной репутацией, а также несговорчивого менеджмента, ставящего палки в колёса другим отделам. Корпоративный дух “яблочного” бизнеса находится на высочайшем уровне — никакой необходимости в многочасовой работе над внутренней культурой, в отличие от консервативных соперников, у Тима Кука нет.

Имя, сестра

Конечно, в автомобильной индустрии во все времена ценилось проверенное годами качество, однако и значение брендов здесь невероятно велико. Имя Apple, являющееся, по оценкам авторитетного Forbes, наиболее дорогим в мире, даёт компании сто очков форы даже перед самыми респектабельными мэтрами авторынка. Чем занимается та же GM? Правильно, тратит миллионы на рекламу, дабы доказать покупателям, что её марка — это круто. Едва ли в этом нуждается компания, имидж которой настолько ярок, что бренды с многолетней историей наперегонки оснащают свои авто поддержкой её технологий.

Становитесь в очередь

apple-happy-customer

Прямым следствием предыдущего пункта является высокий спрос на продукцию. Толпы покупателей, которых так много, что в Apple даже стали с ними бороться, готовы раскупать продукцию купертиновского гиганта, играющего чуть ли не полностью в верхнем ценовом сегменте. Цена момента — реализация того самого пользовательского опыта, за который так любят технику Apple, в автомобиле, а также интеграция последнего как части целостной экосистемы. Если эта задача окажется команде по зубам, бороться с очередями перед Apple Store станет ещё сложнее.

Таланты оптом

Как показывает практика, люди не только хотят пользоваться техникой Apple, но и с удовольствием приходят в Купертино на работу. Многочисленные кадровые перестановки, среди которых, между прочим, регулярно мелькают имена ключевых фигур в автомобильной индустрии, наглядно демонстрируют, с какой лёгкостью корпорация переманивает на свою сторону различные таланты. По слухам, руководители Apple и Tesla предлагают нешуточные бонусы сотрудникам за переход под своё крыло из стана соперника, и обмен кадрами между двумя компаниями, причём в обоих направлениях, не заставил себя ждать.

«…и Элон великий нам путь озарил»

elon-musk-poster

Кроме главного конкурента для Apple на рынке электрокаров, компания Элона Маска выполняет для “яблочной” корпорации и другую функцию — своеобразную “расчистку пути”. Невзирая на невысокую пока что прибыльность, Tesla нарушила многие устои застоявшейся индустрии, и во многом эксцентричному миллионеру сопутствует успех. А теперь попытайтесь представить — а что бы он натворил, имея на руках все (не только денежные) ресурсы Apple?

Хотеть полезно

Как уже упоминалось выше, большинство гаджетов с яблоком на крышке не вписываются в понятие бюджетной или даже средней ценовой категории. Благодаря этому, их производителю не требуется постоянный поиск возможных компромиссов с целью снижения рыночной стоимости и увеличения конкурентоспособности своей продукции. Для того чтобы сделаться массовым предложением, Apple не понадобится выпуск широкого модельного ряда, который мог бы удовлетворить потребности всех категорий покупателей. Вместо этого компания сможет сосредоточить свои усилия на одной или двух моделях авто, что обеспечит ей серьёзное преимущество перед распыляющимися на множество сегментов соперниками.

А теперь вернёмся к вопросу о марже. В среднем привычный показатель для Apple достигает 40 и более процентов, тогда как в индустрии автомобилей эта цифра зачастую оказывается в четыре раза меньше. Впрочем, цель купертиновской команды может оказаться совсем не так очевидна: может оказаться, что задумка Тима Кука состоит не в покорении массового рынка, а в демонстрации настоящей “машины будущего” другим производителям. Для упразднения очередей, которые выстроятся из последних в случае успеха, одной Анджелы Арендс может оказаться явно недостаточно.

По материалам Forbes

Производство техники AppleТехнологии Apple