Постигнет ли Apple участь Facebook

Эти два крупнейших IT-гиганта известны всему миру. Apple постоянно бьет рекорды продажами своих устройств, а на Facebook зарегистрирован почти миллиард пользователей. И пусть социальная сеть основана намного позже, в 2004 году, это не мешает ей быть одной из самых влиятельных компаний. Но возможен ли такой сценарий, по которому две корпорации ждет один и тот же финал?

photo (5)

Совсем недавно основатель и генеральный директор Facebook Марк Цукерберг представил первый финансовый отчет своей компании. Увиденные миром цифры совсем не вызвали ликования у инвесторов и известных экономистов, а только усилили напряжение в рядах скептиков. Пробежимся вкратце по этим результатам:

  • Чистый убыток компании составил 157 млн долларов против прибыли в 240 млн в 2011 году
  • 84 % доходов социальной сети поступают от рекламы
  • Административные расходы составили 1,3 млрд долларов

Были, конечно, и позитивные моменты: например, увеличение аудитории социальной сети на 30 %, а выручка составила аж целых 1,2 млрд долларов. Но общее впечатление уже было испорчено: во-первых, инвесторы отрицательно относятся к компаниям, которые настолько сильно зависят от своих рекламодателей; во-вторых, от Facebook ждали совсем другого. Рынок, впрочем, не заставил нас ждать — акции компании упали на 10 % до 24 долларов.

photo (4)

Реакция аналитиков была мгновенная — в адрес Facebook посыпались обвинения. Чем вызвано негодование экономистов?

  • Несмотря на неудачные финансовые результаты, администрация социальной сети не дает прогнозов по исправлению ситуации
  • Рекламная экспансия может очень сильно повлиять на приток новых пользователей
  • Facebook нужен новый генеральный директор. Цукерберг не способен управлять компанией на IPO.

Обоснованы эти утверждения или нет — решать не нам. Но очевидно, что тот самый «пузырь» социальной сети сейчас летает по комнате размерами 5х5 метров и может однажды коснуться стены и лопнуть. Прогнозы неутешительные, и корпорация должна срочно что-то менять. Казалось бы, при чем тут Apple?

«Яблочная» компания известна многим, как один из самых больших подобных «пузырей». После того, как на золотом троне оказался Тим Кук, эксперты прогнозировали необратимый упадок компании. Это же говорили после выхода iPhone 4S и New iPad без обновленного дизайна. Но все усилия по ухудшению репутации Apple были напрасны: только на днях корпорация сообщила о невероятных продажах планшета iPad.

В последнее время аналитики все чаще стали сравнивать Apple и Facebook — мол, раз у социальной сети дела так плохи, то и Apple скоро станет аутсайдером своего рынка (что само по себе смехотворно). Попытаемся опровергнуть это утверждение фактами.

  • Акции корпорации Apple сейчас вполне стабильны. Конечно, от внезапных скачков и падений никто не застрахован, но график обманывать не будет: крупный упадок был только в середине мая.

photo (3)

А теперь сравним эти данные с результатом Facebook: невероятное падение уровня акций в начале июня и нынешнее падение на 16 процентов.
photo (2)

  • Facebook на IPO всего 3 месяца. За это время социальная сеть стала ярким примером того, что коммуникация переоценена, а также получить десятки судебных исков от разочарованных искателей своего Эльдорадо.

Apple на бирже уже довольно давно, и ни в коем случае нельзя проводить параллель между компаниями по этим параметрам — все равно, что сравнивать их капитализацию или цену за акцию (22 против 572 весьма ощутимая разница).

  • Разные сферы деятельности корпораций. Одна является социальной сетью, другая производит самые лучшие гаджеты в мире. Если Facebook целиком и полностью зависит от рекламодателей, то Apple от покупателей.

Многие могут сказать, что человеческий фактор в Facebook тоже играет огромную роль — вдруг однажды люди начнут удалять свои профили и променяют интернет-общение на живое. Во-первых, это абсолютный бред. Facebook считают бессмертным активом не потому, что General Motors тратит десятки миллионов долларов в год на продвижение своей рекламы в соц. сети. Коммуникативная составляющая настолько поглотила весь мир, что вздумай правительство США закрыть «Фейсбук» — и будет готов очередной марш недовольных в стиле Occupy White House.

photo (1)

Во-вторых, пользователям просто некуда идти. «ВКонтакте»? Интерфейс у российской социальной сети, конечно, приятный, но недостаточная осведомленность американских (да и мировых) клиентов играет свою роль — люди предпочтут общаться в «Твиттере», нежели станут звать друзей в ВК.

  • Развитие Apple более динамично. Несколько раз в год гениальные умы радуют нас «яблочными» новинками — пример тому новые Macbook Pro Retina. Без анонсов новых устройств акции Apple моментально упадут до исторических минимумов: например, до 300 долларов.

photo

В Facebook дела обстоят иначе — нововведения имеют место, но в последнее время самым ярким был только запуск «Хроники». Все из-за того, что пользователей вполне устраивает данный функционал социальной сети: чаты, загрузка фотографий, стена, просмотр видео — добавить к этому аудиозаписи, как «ВКонтакте», и прирост пользователей был бы ошеломительным (но полетели бы судебные иски). А если Apple 2 года не будет выпускать новый iPhone — нашему возмущению разве будет предел?

  • Не у всех есть Apple. У всех есть Facebook.

Как известно, устройства от Apple являются товарами премиум-сегмента и не каждый может позволить себе тот же Macbook Air. Это заставляет людей брать займы, открывать накопительные вклады в банках под низкий процент — в общем, чревато сильной головной болью.

А что мешает вам прямо сейчас зайти на facebook.com и завести себе аккаунт в крупнейшей социальной сети в мире? Либо нежелание быть частью общей системы, лень, либо чтение этой статьи. Помехи такие незначительные, поэтому можно сказать, что их и нет вовсе.

Поэтому забудьте неудачи остальных корпораций и выдуманные «пузыри» так называемых экспертов. Apple живет в своем, собственном мире. Мире, который она любезно делит с нами. И чтобы разрушить всю эту конструкцию нужно нечто большее, чем квартальный финансовый отчет.

Facebook на iPhone