Рабство? Расточительная одержимость? Или «налог на идею»?

Кто эти ребята, которые часами простаивают у магазинов в надежде отхватить себе кусочек счастья — только что дебютировавший iPhone или iPad? Обозреватель делового сетевого издания Business & Money Брэд Таттл (Brad Tuttle) задается вопросом, не рабская ли психология толкает их на это? Не являются ли те дополнительные несколько сотен долларов США, которые тратит в год каждая семья приверженцев Apple, своеобразным «налогом на яблочную идею»?

Apple

Агентство Reuters задалось вопросом, во что обходятся американцам их привязанности, и ведет рубрику «Американская расточительная одержимость». Оказывается, что каждое почтенное семейство, представители которого гоняются за эппловскими новинками, выбрасывает на ветер (или «на идею») ежегодно на 444 доллара США, чем семья, которая лишена подобной «расточительной одержимости». В 2007 году «налог на Apple» составлял «всего» 150 долларов США. Таким образом, ежегодная сумма, которую переплачивают фаны Apple за свое хобби, имеет тенденцию к росту.

Репортер Reuters Крис Тейлор (Chris Taylor):

Помним, что это не относится к обязательным тратам потребителей. Они охотно опустошают свои карманы, потому что по существу являются рабами устройств.

Не удивительно, что этим «рабам» не нравится то, как их изображают некоторые журналисты. По поводу рассмотрения приверженности купертиновским продуктам в качестве «расточительной одержимости» и даже «рабства» ресурс околоэппловской тематики MacObserver высказался следующим образом:

Вопиющее [заявление]. И тупое и действительности не соответствующее.

Другой проэппловский ресурс Mac Daily News вторит своим коллегам по «околояблочному цеху» и считает идею «налога на Apple» абсурдной:

Некоторые люди используют продукты Apple (вообразите себе!) для того, чтобы зарабатывать деньги. Представьте себе это. Большая часть наших эппловских продуктов это наши рабы, пусть и стильные… Другие наши эппловские продукты мы используем для своего собственного удовольствия (Apple TV, iPod, iPad mini и другие). Их высокое качество стоит тех денег, которые за них приходится отдать.

Вот видите, оказывается есть мнение, что не фаны — рабы девайсов, а устройства — рабы людей. Все это замечательно, но ведь очевидно, что интерес к купертиновской продукции настолько велик, что люди с удовольствием обсуждают тему, что же такого интересненького любимая компания представит через годик?

Обозреватель ресурса Salon Эндрю Леонард (Andrew Leonard) считает, что о «налоге» говорить не приходится:

Что делает налог налогом? Сам факт того, что ты вынужден его платить! Если же ты сам добровольно опустошаешь свои карманы, делая обдуманную покупку, это нельзя считать «налогом». (Еще сложнее согласится с метафорой о «рабах». Рабы, между прочим, налогов не платят.)

Мы можем сколько угодно насмехаться над теми людьми, которые проводят ночи у дверей магазинов и существенно переплачивают за саму возможность оказаться в числе первых обладателей наиновейшего iPhone. Это поведение может выглядеть нелогичным и даже напоминать помешанность. Это своего рода привычка. Привычка переплачивать сотни долларов за устройства, которые лишь слегка лучше тех, которые у пользователя уже имелись на момент покупки очередного нового.

Но как бы то ни было, никого не заставляют платить за эппловские новинки. И поспорить с этим было бы трудно. На самом деле многие потребители тратят немалые деньги на то, что другим кажется откровенной глупостью. Потраченные на эппловские девайсы деньги не в большей степени являются «налогом», чем деньги, отданные в уплату за кабельное телевидение, членство в гольф-клубе, обувь или билеты на спортивные соревнования. Все это приобретается абсолютно добровольно, считает Брэд Таттл.

Сотрудник делового журнала Forbes Тим Уорстолл (Tim Worstall) следующим образом прокомментировал все, охватившие англоязычную прессу, рассуждения о «налоге на Apple»:

Речи не идет о принуждении, рабстве и даже зависимости. Это рациональный выбор, который делается потребителем и базируется на его собственных оценках и желаниях. Это не «налог»: переплачивают за саму возможность удовлетворить свои личные желания.

Немного предыстории. В последние пару дней западные ресурсы охватила волна статей о некоем «налоге на Apple». Брэд Таттл решил разобраться в вопросе и отразить все точки зрения. Вас огорчает, что «на положенном месте», то есть в конце статьи, вы не обнаружили выводов? Но такая задача и не ставилась Брэдом Таттлом. Он отразил совокупность различных мнений по данному вопросу. И каждому из наших читателей ничто не препятствует обогатить этот список своей точкой зрения.

По материалам: Business.time.com (Брэд Таттл)