Следующие полгода

HP показала свой ответ iPad – TouchPad. Это название неслучайно образовано из двух самых хорошо продаваемых iOS-устройств. Аппаратная начинка TouchPad очень близка к iPad – такие же габариты, такие же основные характеристики. Программная часть тоже весьма впечатляет: грамотный, со вкусом дизайн, интерфейс на основе жестов. Все это гораздо интереснее и цельнее, чем в случае с Motorola Xoom на Android.

Следующие полгода. Фото.
Однако в HP не объявили цену, а начало поставок ожидается летом. И это очень плохо. Я не большой любитель предварительных анонсов, но меня так впечатлила программная начинка TouchPad – взять хотя бы стильную систему уведомлений, – что я сейчас искренне пытаюсь посмотреть на ситуацию глазами HP. Возможно, они работают так быстро, как могут. Если они не могут начать поставки в ближайшие шесть месяцев, значит, не могут, что поделать. А между тем в эти шесть месяцев формируются очертания будущего рынка персональных компьютеров:

● iPad – бестселлер от Apple, и похоже на то, что Apple собирается выпустить модели второго поколения.
● Android 3.0 наконец оптимизирован для планшетов, и эти планшеты не заставят себя долго ждать.
● Весьма интересно выглядит RIM PlayBook, и он тоже подоспеет вот-вот.

Началась посткомпьютерная, постписишная эра, и первопроходцем этого процесса стал iPad. Но посмотрите, кто идет следом: Google, RIM, Motorola, Dell, Samsung. HP – крупнейший производитель ПК в мире, по крайней мере по объему продаж – тоже хочет долю пирога и не устает об этом говорить.

Одно странное исключение из этого списка – Microsoft. Вчерашние производственные партнеры корпорации бросили ее и устремились в сенсорно-дисплейное будущее в одиночку. Через полгода у нас может быть четыре конкурирующие планшетные платформы: iOS, Android, webOS и PlayBook — и ни одной от Microsoft.

Потенциал роста на этом рынке слишком большой, чтобы его спрогнозировать. Я искренне верю, что эти платформы – это будущее всей компьютерной индустрии. Рынок этих планшетов – и любых других форм-факторов на этих ОС – уже скоро в совокупности будет больше, чем сегодняшний рынок Windows/Mac.

Я думаю, Apple это тоже понимает. Поэтому я начал думать, какие модели iPad могут ждать нас в этом году. Apple не особо любит рассказывать о своих планах. Однако она стала очень предсказуемой компанией в плане графика выпуска новых устройств, по крайней мере в потребительском сегменте. Новые iPod выходят осенью, на сентябрьской презентации, чтобы оказаться на прилавках аккурат к рождественским праздникам. Новые iPhone объявляются на WWDC в июне и начинают продаваться практически сразу.

Есть и исключения. Например, iPod mini поступил в продажу в январе 2004 года. Однако в большинстве случаев у Apple вполне предсказуемый график, что разумно, особенно для iPod, который очень популярен в роли подарка.

Где в этом графике место для iPad? В прошлом году iPad был объявлен рано, в конце января, а в продажу поступил в начале апреля. Apple специально представила его за несколько месяцев, потому что тогда не было конкуренции и чтобы дать разработчикам iPhone время на создание нативных приложений для iPad. Первый iPhone был представлен за полгода по этой же причине – из-за отсутствия конкуренции. Объявлять продукт задолго до выпуска можно только с первой моделью, поскольку это не повредит продажам текущей модели.

Сейчас же, когда iPad уже продается, я не думаю, что будут какие-то предварительные объявления новых моделей. Это может быть максимум пара недель. В целом, на мой взгляд, iPad естественно вписывается в график iPod, когда новая модель объявляется в сентябре и сразу же начинает продаваться. В последние рождественские праздники iPad стал настоящим бестселлером.

Я не считаю апрель таким уж хорошим месяцем для ежегодного обновления iPad. Он не особо плох, но он хуже сентября. Хотя апрель – четвертый месяц года, он все еще воспринимается как «начало года», и это может ударить по рождественским продажам, потому что все будут ждать новую модель. Кроме того, апрельский выпуск новых моделей добавляет дополнительный пункт в график обновления iOS.

Поэтому я нутром чую, что Apple намерена регулярно обновлять iPad в сентябре вместе с iPod. Однако и ждать полтора года после обновления первого iPad там тоже не могут. Сейчас слишком много поставлено на кон, слишком много серьезных конкурентов пытаются наверстать отставание.

Таким образом, вот как мне представляются планы Apple в отношении iPad на 2011 год:

● Уже скоро – iPad 2. Возможно, объявление в марте, начало продаж в первую неделю апреля. Быстрее, больше оперативной памяти, больше дискового пространства, тоньше, легче, лицевая камера (Я скептически отношусь к появлению на iPad двух камер, лицевой и тыловой. Зачем нужна лицевая камера, понятно – FaceTime. А кто будет пользоваться на iPad тыловой?!). iOS 4.3.
● iOS 5 – конференция для разработчиков в марте, поставки в июне.
● iPad 3 – поставки в сентябре, объявление на ежегодной презентации iPod. iOS 5.1, как и у следующего iPod touch.

Может ли Apple выпустить iPad третьего поколения спустя всего полгода после второго? Возможно, это не будет полноценная модель третьего поколения. Возможно, это будет что-то вроде iPad 2.5 или iPad 2 Pro — более совершенная модель, венчающая семейство iPad, но не вытесняющая iPad 2 полностью (который, естественно, на данный момент не выпущен).

Или он может называться iPad 2 HD. Может быть, это и есть причина всех этих противоречивых слухов о новом iPad с сетчатым дисплеем? Я почти на 100% уверен, что у iPad 2 будет такое же разрешение экрана, как и у текущей модели. Однако я вовсе не уверен, что в течение 2011 года вообще не будет iPad с двойным разрешением 2048×1536. Технически агрессивный график выпуска? Безусловно. Но Apple инвестировала $4 млрд в какие-то неизвестные компоненты будущих устройств. В прошлом месяце Тим Кук на совещании по финансовым результатам сказал:

«В последние несколько кварталов мы определили еще одну область и достигли несколько соглашений, о которых говорил Питер в своем вступительном комментарии… Они сосредоточены в области, которую мы считаем очень стратегической. Я бы не хотел распространяться об этой области слишком подробно, но это то же направление мыслей, что привело нас к этим соглашениям».

Я продолжаю думать, что он говорит здесь о технологии сенсорных дисплеев. Часть этих гигантских денег – а это миллиарды долларов – могут быть потрачены на то, чтобы наладить выпуск сетчатых iPad по разумным ценам и быстрее, чем большинство считаем возможным.

Я не знаю, как выразить эту мысль и не удариться в преувеличения, но у iPad и iPhone рыночный потенциал выше, чем у любых других продуктов Apple за ее историю. В следующем поколении персональных компьютеров у Apple есть шанс стать и Microsoft, и Intel одновременно – и извлекать баснословные прибыли и как вендор программной платформы, и как производитель железа. Может быть, это звучит нереалистично и похоже на подмену действительного желаемым, но я уверен, что Apple видит этот потенциал и осознает цену этих ставок. Они будут поднимать технические характеристики iPad так быстро, как только могут.