Стив Джобс: Личные амбиции или продукт пиара

— Ты видал, что Джобс опять придумал? Чума!
человек далекий от IT

Уж сколько было написано статей о гении Стива Джобса. Его называли человеком года, лучшим руководителем IT компании, его презентации разбирают на составляющие и стараются быть похожим на него. Это все так, но я бы в этой статье хотел затронуть эти и другие аспекты его деятельности немного с другой стороны. А точнее поставить хоть и один, но зато очень важный вопрос — «почему?». Почему именно он, а никто другой? Как так получилось, что компания Apple у нас отождествляется именно с его именем? Почему обычные пользователи продукции HP или Sony, в массе своей, не знают имен основателей компании и их бессменных лидеров? Именно в этом я и хочу попытаться разобраться.

Стив Джобс: Личные амбиции или продукт пиара. Фото.
Начать как и обычно следует издалека. Стив Джобс — американец. Он рос в Америке, и именно в штатах он начинал свои первые шаги в бизнесе. Говоря об Америке и американцах в рамках этой статьи — я бы хотел напомнить о таком важном для них словосочетании, как «американская мечта». Что это такое — предмет отдельных рассуждений и отдельной статьи. В ее упрощенном варианте я бы дал следующее определение: любой американец хочет жить богато, иметь свой бизнес, и иметь возможность всего добиться самому. Из грязи в князи, если уж совсем коротко. И Америка такую возможность дает каждому. В истории этого народа имеется огромное количество подобных примеров, когда родители эмигранты приехали с 5$ в кармане, а их сын добивался если не всего, то очень многого. Далеко за примером можно не ходить — это президент страны Барак Обама. Другими примерами воплощения «американской мечты» стали Билл Гейтс, Генри Форд и многие многие другие. Среди них и Стив Джобс. И это очень важно. В глазах обычных людей, не только американцев, он является ярким представителем этой самой «мечты». Человек который начинал с гаража — сейчас имеет самую дорогую IT компанию в мире. И он является ее лицом. Его имя у всех на слуху. Люди, которые могут даже не обладать яблочной техникой — все равно о нем слышали. Не все конечно, но многие. А уж те кто этой техникой владеют — почти наверняка. Так же, как все знают Билла Гейтса. Но вы не думали почему? Почему человек глубоко неинтересующийся IT компаниями знает основателя Apple, но не знает остальных? У меня на этот счет есть пару мыслей, и я постараюсь их вам раскрыть чуть ниже.

Почему я сейчас говорю про Америку? Да потому, что в момент становления компании, как и сейчас — основной и первичный рынок сбыта продуктов компании это их внутренний рынок. А это означает, что и методы продвижения продуктов, в основном, рассчитываются именно на американцев. И вот тут мы имеем первый психологический якорь — человек который всего добился сам, и стал мировой величиной не может нам впаривать фуфло. Я говорю не о конкретике, а скорее о психологическом посыле. Мы это принимаем на уровне подсознания, и это лишь один из методов кудесников из Купертино. Давайте пойдем дальше — это цена. Продукция Apple никогда не была дешевой, это известно всем. А значит мы тут же мы имеем второй психологический якорь — обладать этими гаджетами значит поднять свой статус в глазах других, но что намного важнее — в своих собственных глазах.

Стив Джобс — перфекционист. Ходят легенды о том, как он мог полностью закопать проект в последний момент, если ему что-либо не нравилось. Все что он делает, по его собственному мнению, он старается делать идеальным. И мы знаем об этом. Пусть даже в чем то не соглашаясь, мы все равно знаем, что продукт тщательно тестировался и дорабатывался прежде чем нам его показали. Откуда мы это знаем? Да он каждый раз нам сам же это и повторяет. Вот вам и еще один психологический якорь. Покупая продукцию Apple мы вносим в наш быт что-то отточенное до мелочей, тем самым делая еще один шаг к идеальному обустройству нашей собственной жизни.

Конечно это лишь предположения и догадки. Список примеров далеко не полный, и каждый сам может подумать и вспомнить какими «замаскированными» методами пользуются в Купертино. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что техника Apple это хоть и дорогой, но путь к успеху. Я не утверждаю что это так. Это просто формальная логика, а именно она крепко оседает в наших головах помимо нашей воли. Исходя из нее же можно постараться составить психологический портрет тех людей, которые ненавидят Apple, и при разговоре с которыми у них разве что пена изорта не идет. Наверняка у многих из нас имеется такой «знакомый». С ними бесполезно спорить или пытаться его переубедить. Такое впечатление, что когда им говоришь «Apple» у них полностью отключается мозг. У меня на их счет есть гипотеза, которая разумеется не претендует на аксиому. Мне кажется это такой тип людей, которые в своем подсознании полностью расписались в своей никчемности в жизни. Сами себе они говорят — что если бы я захотел, то всего смог бы добиться и заработать много денег. Просто я не хочу. Я ленив. Но вот если бы захотел — то уж тогда бы точно смог. А свое нынешнее существование они объясняют емким определением — меня все устраивает. Они не стремяться построить карьеру, или развиваться ками-то иным способом. Мне кажется, что именно это их заставляет без аргументов ненавидеть эту компанию. Любой разумный человек сможет привести довод, почему ему что-то не нравится. На форумах часто встретишь — «я считаю, что продукты Apple достойны внимания и я бы с удовольствием их попробовал, но их чрезмерная цена не позволяет мне этого сделать. Может быть в будущем». Такая позиция ясна, и не вызывает никакой негативной реакции. В случае же с проявлением открытой агрессии при разговоре, становится ясно, что дело не в конкретном ноутбуке или телефоне, а в психологическом дисбалансе PR стратегии компании и конкретного человека. Впрочем я слегка отвлекся. Давайте продолжим о Стиве.

Меня всегда удивляло то, что на презентациях выходит именно Джобс. Бесспорно — он гениальнейший «оратор» нашего времени, но почему-то кажется, что не все так просто. При всем его гении — он всего лишь человек. Помимо его выступлений у него есть и другая работа. И хотя презентации это огромный труд — мне кажется что подготовка к ним не занимает у него подавляющее количество рабочего времени. Что мешает ему нанять не менее гениального и не менее профессионального человека для проведения презентаций? Ничего, кроме одного: это будет не Джобс. И мы снова возвращаемся к нашим «якорям». Если это будет делать кто-то другой, то рушится вся та PR компания по вбиванию нам в головы мысли об «американской мечте». Apple сама загнала себя в эти рамки, и пока не совсем понятно, как она собирается из них выходить в будущем. Вспомните тот период времени, когда Стив тяжело болел, и вместо него презентацию проводили другие люди? Вы помните их имена? Я — нет. Я даже не помню о чем была та презентация, если честно. А помните ту презентацию, где он вышел всего на несколько минут весь больной и истощенный? Для чего ему это понадобилось? Все просто — показать что его ничто не может остановить на пути к своей цели, а значит не сможет остановить и нас. А кому бы не хотелось думать, что он всего может добиться несмотря ни на что?

И если все вышесказанное пытается ответить на вопрос «почему?», то следом за ним встает еще один вопрос — если это действительно так, то кем это придумано? С одной стороны это может быть просто личными амбициями одного человека. Слухи о жесткости Стива Джобса ходят давно, а потому нельзя исключать и этот вариант. Но с другой стороны — обладая таким количеством денег, компания просто обязана иметь лучший в мире PR отдел. И мы с вами нередко убеждаемся в том, что они не зря свой хлеб кушают. Насколько велико влияние пиарщиков компании на политику «одного человека»? Ответ я думаю как всегда где-то посередине. Когда Джобс начинал — у него не было дргого выхода кроме как самому продвигать свои идеи. Но что сейчас ему мешает полностью уйти со сцены и заняться внутренними делами компании? Мне кажется, что и первое и второе. Он не может перестать первым показывать продукции своей компании, и в то же время это совсем не мешает ему греться в лучах собственной славы, ведь как известно — все мы люди!

Специально для AppleInsider.ru