В случае с Apple аналитики бессильны

Зачастую мы незаслуженно оскорбляем аналитиков, которые плохо справляются со своими обязанностями, пытаясь предугадать, по какому курсу плывет судно Apple. Мы и сами пытаемся представить, каким будет следующее поколение iPhone или iPad, но это обычно сводится к заталкиванию в тонкий корпус устройства всех возможных и невозможных функций. Даже если мы берем во внимание логику и эргономику, на выходе из лепнины получается явно не то, что задумал Джони Айв. Почему так происходит?

Айяйцо

Проблема в том, что разнообразные «доказательства, подтверждения, теории, гипотезы и утечки» как механизм не работают в отношении Apple. Лучшим критерием аналитики всегда был стратегический и культурный анализ. Но даже он не вполне надежен. Наверное, даже руководство Apple не знает, что получится в конечном итоге.

Проблема «доказательств»

Летающий макаронный монстр

Существует три основных типа гадания на кофейной гуще или, как его называют, «поиска доказательств»: патенты, производственные отчеты и утечки. И все они вводят в заблуждение.

«Нормальная» компания вроде Samsung или Nokia, HP или Microsoft идет совершенно другим курсом. Их метод создания продукции таков: выбирается целевая аудитория, которую вы собираетесь обирать, а после создается ряд продуктов в соответствии с требованием круга клиентов.

Samsung начинает с того, что говорит «ладно, нам нужен смартфонище, телефон для хардкорных пользователей, телефон для женщин, для руководителей, для путешественников, для студентов и т.д.». Потом компания смотрит на имеющиеся технологии и применяет их в соответствии с заданными критериями ЦА.

В результате у Samsung получается следующее: телефон с мультитач, смартфон с большим дисплеем, с закругленными краями и т.д. Как компания Samsung ведет себя абсолютно нейтрально, и ее не интересует, как телефон будет выглядеть и работать. Это как стрелять по мишени шрапнелью.

Apple — это другая песня. Компания работает над одним телефоном в одно время и очень щепетильно относится к тому, как устройство будет работать и выглядеть. Как Samsung, так и Apple имеют в арсенале миллион идей. Но в случае с Samsung выбирают покупатели. В случае с Apple — выбирает Apple.

Недавно мы были в шоке, узнав, что Apple серьезно рассматривала вариант выпуска iPhone с физической клавиатурой. Этот шок стал всего лишь следствием конфронтации ошибочного предположения общественности и метода, который Apple использует в разработке продукта.

Конечно, они рассматривали вариант с физической клавиатурой. И еще 100 500 вариантов, которые в итоге не были реализованы в телефоне Apple. Вопреки расхожему мнению, возможные варианты существуют не только в голове Джони Айва.

Нужно понять следующее: процесс создания дизайна продукта в Apple похож на порнографию. Руководство работает с тем, что видит. Чтобы увидеть, их нужно создать. Apple создает прототипы, поэтому люди внутри компании могут их тестировать. Но перед тем, как создать прототип, нужны идеи. И эти идеи также нужно разработать. А в процессе разработки их нужно запатентовать, чтобы другие компании не успели реализовать быстрее. Процесс подачи патента очень дешевый и простой, поэтому он становится краеугольным камнем в создании хорошей техники.

Отличие Apple от Samsung в том, что если первая и патентует мириады идей, то не факт, что хоть одна из них будет реализована в конечном продукте. В случае с Samsung хоть в одном-двух продуктах запатентованная идея должна быть воплощена.

Каждый раз, когда Patently Apple сообщает о новых патентах от Apple, блогеры и техножурналисты прыгают от радости, полагая, что это намек на будущее нововведение. Но это далеко не так.

Каждый раз, когда Apple общается со своим производственным партнером по поводу форм-фактора или процесса, кроты среди поставщиков пишут в Digitimes, но на самом деле это всего лишь эхо правды. И это далеко не факт.

Каждый раз, когда в Интернете появляется так называемая «утечка», по большей мере это сфабрикованный фальшивый троллинг.

Подобные «доказательства» вводят нас в заблуждение, поскольку скорее всего указывают на то, что Apple не будет делать.

Почему стратегический и культурный анализ работает лучше

Анализ

Лучше, но не значит, что идеально. Какова глобальная стратегия Apple? Создать лучшие условия для потребления и создания контента, которые только возможны. Для этого компания ищет области, где люди страдают от плохого опыта. Смесь качественного аппаратного, программного обеспечений и сервисов нас лечит.

На основе этой стратегии можно было предугадать появление Apple iPhone. Будет ли Apple создавать телевидение? Конечно, поскольку телезрители страдают от разнообразия контента вне зависимости от того, что сейчас делает Apple — и компания должна прийти на этот рынок в виде некого техномессии.

На что будет похож Apple TV? Это просто: представьте себе большой iMac. Почему? Потому что анализ культуры Apple подсказывает, что Apple любит цельный дизайн. В отличие от других компаний, которые выбирают вариативность, вся линейка продукции Apple похожа на игрушки из киндер-сюрприза одной серии.

Это всего лишь примеры. Суть в том, что будущее Apple сложно предугадать, поскольку этого не знает даже сама Apple (и при этом все, что знает, тщательно скрывает). Опора на «доказательства» введет вас в заблуждение, поскольку подобные свидетельства появления мессии заводят в тупик. Анализируем, господа.

Источник: cultofmac.com, аналитика: Майк Элган