Четыре признака неминуемого краха App Store

Издание The Atlantic Wire опубликовало обзор Ребекки Гринфилд (Rebecca Greenfield) «The Beginning of the End for the Apple App Store» («Начало конца Apple App Store»), в которой она выделяет и анализирует пять основных факторов, оказывающих негативное влияние на магазин приложений Apple.

Признак Первый. Amazon и Walmart вызвали Apple на дуэль

Ребекка Гринфилд полагает, что в Купертино совершенно зря полагаются на бесконечную преданность пользователей. Да, возможность получать приложения для iPad из одного источника достаточно привлекательна, но не в такой степени, чтобы пользователи держались за нее при любых обстоятельствах. Amazon и Walmart бросили Apple вызов, представив свои сервисы Kindle Cloud Reader и сайт потоковых трансляций Walmart Vudu. Несколько недель тому назад Apple изменила правила подписки из приложений, распространяемых через App Store и теперь отчисления в пользу Купертино от продаж непосредственно из E-Reader составляют 30%. Сначала Amazon, а потом и Barnes and Noble удалили свои ссылки из App Store, не желая платить столь много.

Каковы перспективы App Store?
Поставщикам контента это выгодно, но пользователей удручает необходимость делать несколько лишних движений, чтобы приобрести себе что-нибудь почитать на ночь. Кроме того, самим компаниям отказ от продаж через приложения несет не только выгоду. Желая продать свой контент владельцам iPad, компании вынуждены либо платить солидную долю своей выручки Apple, либо терять наиболее ленивых читателей. Таким образом, App Store становится незаменимым звеном цепи доставки контента от издателя к читателю. Но это явление временное. Облачные магазины издателей, о которых речь шла выше, позволят читателям приобретать дополнительный контент не менее просто, чем в App Store. При этом издатели могут полностью оставить себе свою выручку. Таким образом, издатели постепенно «переманивают» читателей из App Store в свои сервисы и магазин приложений Apple теряет статус «единой библиотеки» всех видов контента для iPad. Этот вопрос был детально разобран в статье Ребекки Гринфилд «Everyone Loses in Apple’s App Store E-Reader Battle» («От баталий вокруг Apple App Store E-Reader проигрывают все») от 26 июля 2011 года, опубликованной ресурсом The Atlantic Wire.

Признак Второй. Конкуренты избавляют пользователей от привязанности к инфраструктуре Apple

Эти новые облачные сервисы, о которых речь шла выше, не только экономят издателям 30% выручки, но и избавляют их от привычки-привязки к эппловской экосистеме. Оба сайта стали ответом на жесткие условия, продиктованные Купертино. Вместо того, чтобы платить Apple за возможность ставить прямые ссылки в App Store, Walmart создала дополнительный источник потокового контента Vudu. Для пользователей он не сложнее App Store. Как сообщил журналисту Reuters Алистеру Барру (Alastair Barr) генеральный менеджер Vudu Эдвард Личтей (Edward Lichty):

Это не приложение. Это целиком и полностью работает в браузере. Но вы получаете доступ похожим способом.

(Цитата приведена по материалам заметки Алистера Барра «Wal-Mart’s Vudu launches on iPad without an app» («Vudu от Wal-Mart запускается на iPad без приложения») от 10 августа 2011 года, опубликованной Reuters)

Кроме того, ожидается, что к октябрю текущего года Amazon порадует широкую общественность планшетным устройством, которое станет прямым конкурентом Apple iPad. Эта тема рассматривалась в заметке «Amazon to Offer iPad Rival by October» («Amazon представит конкурента iPad к октябрю») от 13 июля 2011 года, опубликованной ресурсом Atlantic Wire. Вчера эти слухи получили дополнительное подтверждение в виде скупки Amazon доменов и тема была нами рассмотрена в статье «Amazon скупает домены и готовится всерьез конкурировать с Apple».

Признак Третий. Веб-сервисы делают приложения ненужными

Доступ к Vudu осуществляется через пиктограмму на рабочем столе, которая выглядит как приложение. На самом же деле через нее осуществляется переход на сайт потокового сервиса. Таким образом, для пользователя нет никакой разницы между приложением и сервисом, работающим в браузере. А издатель выигрывает дважды. Сначала он экономит 30% на несостоявшихся отчислениях в пользу Apple, а затем постепенно приучает пользователя к своему сервису.

Доступ к «облачному» сайту Kindle Cloud Reader осуществляется подобным образом. Сервис, как и приложение Kindle, дает пользователю возможность приобретать книги и сохранять их в памяти iPad. Это разъяснение дал MG Siegler в краткой заметке «Amazon’s Answer To Apple’s Terms: A Web-Based Kindle Cloud Reader — Brilliant On PC, Better On iPad» («Ответ Amazon правилам Apple: веб-сервис Kindle Cloud Reader — блестящее решение для PC, лучшее решение для iPad»). Здесь следует процитировать мнение MG Siegler, наилучшим образом проливающее свет на возможности нового сервиса и его преимущества для пользователей:

Это веб-версия их приложения Kindle eBook reader. Оно позволяет вам читать ваши книги «из облаков» или загружать ваши книги для чтения в оффлайн-режиме благодаря волшебным возможностям HTML 5 (или расширению к браузеру Chrome). Выглядит прекрасно и работает превосходно.

Все очень просто: новое содержание (веб-сервис) облекается в привычную форму (отдельного приложения) и магазин программ становится ненужным вместе с проблемами, которые с ним связаны. Ребекка Гринфилд полагает, что, если усилия Amazon и Walmart увенчаются успехом, остальные поставщики контента могут последовать их примеру. В рассмотрении этого тезиса Ребекка Гринфил опиралась на статью Кейтлин Диксон (Caitlin Dickson) «Apps Are Your Newest Royal Wedding Tschotkes» («Приложения — ваши новейшие безделушки к Королевской Свадьбе») от 11 апреля 2011 года, опубликованную ресурсом The Atlantic Wire.

Признак Четвертый. Издатели вырываются из паутины Купертино

Этот новый подход не только позволит компаниям вырваться из связки с App Store, но и заставит пользователей достаточно быстро забыть, что еще недавно им была необходима эппловская инфраструктура. Поскольку эти сервисы и выглядят и работают почти точно также, как и привычные приложения, пользователи сумеют быстро к ним привыкнуть. Если раньше они осуществляли покупки через веб-браузер, то теперь они смогут делать то же самое, но более простым способом.

Сама идея отдельных приложений превосходна, но, поскольку ее достаточно легко реализовать в виде веб-сервисов, то, можно не сомневаться, издатели этой возможностью обязательно воспользуются.

Веб-сервисы пока не могут состязаться с приложениями по функциональности

В любой бочке сладкого меда есть ложка горького дегтя. Все это звучит замечательно, но ведь App Store стал привлекателен для пользователей совсем не на пустом месте. Отказываясь от App Store, пользователи теряют целый ряд ощутимых преимуществ. Как поясняет Чарли Соррел (Charlie Sorrel) из Gadget Lab в своей статье «Kindle Cloud Reader Skirts App Store Rules» («Kindle Cloud Reader обходит стороной правила App Store») от 10 августа 2011 года, опубликованной ресурсом Wired, веб-приложения не могут работать столь же хорошо, как и «родная» программная продукция Apple:

Во время чтения книги листание может оказаться замедленным (если вы читаете с постоянной скоростью, у приложения есть время на кэширование следующей страницы и переход происходит мгновенно). И ему (веб-сервису) не хватает некоторых существенных функций.

Siegler добавляет критических замечаний в адрес веб-приложений, напоминая, что читатель не будет иметь постоянного неограниченного доступа ко всем книгам. Это неудобство, с которым или придется смириться или же пользоваться отдельным приложением:

Один момент, который следует отметить, состоит в том, количество облачных версий (и, очевидно, загружаемых версий) книг Kindle до сих пор ограничено для устройств. Итак, если вы загрузили свои книги на ваши Kindle, iPad, iPhone и т.д., вы можете превысить лимит и не сможете читать их «в облаках».

Сайт Walmart Vudu тоже создает пользователю некоторые досадные помехи, которые портят удовольствие от работы. Он работает скорее как обыкновенный веб-сайт и не может считаться потоковым сервисом в общепринятом смысле. Разъяснение по этому вопросу дает Ричард Лоулер (Richard Lawler) из Endgadget:

Но, к сожалению, до сих пор наблюдается то же, что и для PC, стандартное разрешение ограничено и из-за проблем с лицензированием нет ни единого диснеевского кадра.

Ребекка Гринфилд резюмирует свой обзор следующим выводом:

Даже и с недостатками, эти попытки доставят Apple беспокойство. Раньше они просто теряли потенциальную выручку. Если же больше компаний последуют этому примеру, пользователи могут решить, что свет не сошелся клином на магазине приложений, без которого, якобы, невозможно обойтись.

Таким образом, даже если принять во внимание все недостатки веб-сервисов, они являются для Apple весьма тревожным сигналом. На сегодняшний день примечателен не столько конкретный успех веб-приложений, сколько сам факт того, что издатели начинают предпринимать попытки играть по своим правилам, а не по тем, которые диктуются из Купертино.

Размышление о судьбе App Store

Прежде, чем преданный Apple читатель обрушит свою гневную критику на данный обзор, следовало бы попробовать немного задуматься над материалом для размышления, которым Ребекка Гринфилд щедро поделилась с широкой англоязычной общественностью. Начнем с того, что обзор несколько пессимистичен и отражает только одну сторону, преимущества собственных веб-приложений для поставщиков контента. Предполагается, что издатели сумеют с легкостью убедить читателей и зрителей отказаться от привычного интерфейса App Store. Но это вряд ли возможно, хотя бы потому, что пользователи в своих привычках достаточно консервативны.

Что нужно сегодня, чтобы получить доступ к широкому спектру приложений и контента? Просто зайти в App Store и за считанные минуты найти все необходимое и тут же загрузить его удобным способом. В модели, при которой каждый поставщик контента будет предоставлять доступ к своему ресурсу, есть существенный изъян. Пользователи вряд ли захотят тратить свое драгоценное время на поиски. И, в конечном счете, в выигрыше останутся те компании, которые продолжат сотрудничество с App Store. Исключением могут действительно стать такие крупные игроки рынка, как Amazon и Walmart, располагающие своей постоянной аудиторией. Для большинства разработчиков проекты, подобные App Store, вообще единственный способ донести свои продукты до широкой публики. Собственными силами они никогда не сумеют развернуть рекламную кампанию, которая сумела бы привлечь внимание пользователей.

Что же касается iPad и iPhone, то своей неимоверной привлекательностью они во многом обязаны именно огромному выбору приложений через единый удобный App Store. Крайне сомнительно, чтобы пользователи охотно отказались от этого преимущества и стали вновь, как это было раньше, бродить по Интернету в поисках новой игры. И тем не менее, рациональное зерно в рассуждениях Ребекки Гринфилд все-таки имеется. Из App Store могут уйти крупные издатели, а ведь именно они позволяют магазину приложений генерировать значительную часть выручки. Время покажет, какое будущее ждет эппловский магазин приложений для iOS, но уже сейчас очевидно, что говорить о его крахе было бы преждевременно. App Store будет сохранять свою привлекательность до тех пор, пока не появится еще более удобное для пользователей решение. И крайне сомнительно, что таким решением могут стать разрозненные веб-сервисы.

Источник: Theatlanticwire.com, News.yahoo.com, Reuters.com, Techcrunch.com, Wired.com, Engadget.com