Apple может изменить App Store, но сколько это будет ей стоить?

App Store атакуют со всех сторон. Spotify в Европе и Epic Games в США пытаются добиться сокращения комиссии Apple, которая берет 30% с каждой продажи в своем магазине. Одни разработчики поддерживают их, другие понимают, что комиссия могла быть меньше, но благодарны Apple за площадку для размещения своих приложений и возможность заработка на жизнь. Пользователи также разделились на два лагеря: кто-то считает, что стоимость подписки могла быть меньше без комиссии Apple, другие уверены, что диктовать свои правила магазину неуместно. Итак, что может сделать Apple в данной ситуации? Добавить альтернативные магазины приложений? Снизить комиссию 30% и предложить альтернативные варианты оплаты?

Apple может изменить App Store, но сколько это будет ей стоить? Изменения дорого обойдутся Apple, но они неминуемы. Фото.

Изменения дорого обойдутся Apple, но они неминуемы

У каждого из этих решений есть свои плюсы и минусы. Правда, ни одно из них не будут приветствовать в Apple.

Почему Apple берет 30% комиссии в App Store

Когда Стив Джобс анонсировал App Store еще в 2008 году, он также объявил о так называемой модели «агентства». В традиционной оптовой модели, которая является распространенной в обычной розничной торговле, производитель устанавливает цену для продавца, а затем торговец устанавливает цену для покупателя. Конечно, есть рекомендованная производителем розничная цена, но последнее слово ВСЕГДА остается за продавцом. Он может взимать больше денег с покупателей, если есть повышенный спрос, или меньше, даже ниже себестоимости, если хочет распродать остатки или ликвидировать.

Обычно 45% выручки получает производитель и 55% — розничный продавец… в реальном мире. Так работает Walmart, Best Buy, Amazon, почти каждый розничный продавец физических товаров.

Однако в модели «агентства» розничный торговец не устанавливает свою цену. Это делает производитель (в данном случае разработчик). Он решает, какой будет цена, в том числе во время распродажи. А продавец получает свой процент от этой цены. В этой модели 70% остаются у производителя и 30% у продавца (Apple).

Это модель и процент, которые Apple использует в App Store, это модель, которую Google использует в Play Store, и это модель, которую Microsoft, Sony и Nintendo используют для магазинов Xbox, Playstation и Switch.

И вначале большинство людей думали, что это здорово. Эта модель открыла широкие возможности для разработки и распространения и сделала приложения частью жизни. Это был золотой век приложений. И этот «пирог» рос так быстро, что мало кто заботился о том, что Apple получает 30%.

Но затем изменились два важных момента.

Почему Apple блокирует фортнайт

Изменился сам рынок приложений. Их стало очень много. С приложениями происходило то же самое, что и с любыми другими формами цифрового контента — они теряли свою физическую и индивидуальную ценность. Если в 2011 году мы выбирали между десятком почтовых клиентов, сейчас их сотни.

Почему Apple блокирует фортнайт. Даже Apple перешла на модель подписки с Apple Arcade. Фото.

Даже Apple перешла на модель подписки с Apple Arcade

И разработчики перешли на модель фримиум — со встроенными покупками. Создатели приложений нашли способ заработка в таких условиях. Крупные разработчики игр рано поняли, что люди, которые не хотят платить 149 рублей за игру, отдадут все 749 рублей за скины в игре, новое оружие, машины, оформление… достаточно было разработать один скин — и можно продавать его миллионам. Возможно, это самый прибыльный бизнес, который когда-либо можно было представить. И по мере того, как цифры увеличивались, по мере того, как росли нули за единицами, некоторые компании все меньше хотели делиться всеми этими деньгами с кем-либо еще. Например, Epic Games с Play Store или App Store.

Когда Стив Джобс анонсировал App Store, он сказал, что комиссия 30% была сделано только для покрытия расходов на содержание App Store. Это было тогда, когда приложений было мало, и бесплатные приложения распространялись действительно бесплатно (а вот эти все «попробуй неделю пробного периода»). Но с появлением встроенных покупок и развитием App Store все изменилось.

Почему Apple блокирует фортнайт. Во времена Джобса App Store только развивался. Фото.

Во времена Джобса App Store только развивался

Сколько зарабатывает Apple

Некоторые считают, что Apple просто тонет в прибыли App Store. И правда, четыре года назад в компании пообещали Уолл-стрит удвоить выручку от своих услуг к 2020 году.

Большая часть доходов от услуг приходится на App Store, в частности - на игры, точнее встроенные покупки в играх. И, знаете, Apple удалось удвоить этот доход и сделать это на несколько месяцев раньше запланированного срока.

Но! Около 85% приложений в App Store бесплатные, их разработчик не платят Apple 30%. Ничего, кроме ежегодной платы за программу разработчика в 99 долларов. По оценкам аналитиков, 65% дохода Apple от App Store приходится на игры.

Сколько зарабатывает Apple. App Store давно перестал быть просто магазином приложений. Фото.

App Store давно перестал быть просто магазином приложений

Как Apple изменит App Store

Какой выход? На самом деле их три.

  1. Первый — уменьшить комиссию 30% до 20% или 15%. Возможно, это действительно снизит цены на покупки в приложениях. Другие считают, что, если бы Apple снизила комиссию, разработчик все равно не стал бы снижать цену и просто положил бы себе в карман чуть больше. Мы не узнаем, кто из них прав, пока это не случится. Но неужели магазин в торговом центре не заработает себе лишние деньги, если торговый центр сделает ему скидку на аренду? Неужели он снизит цены? Конечно нет.
  2. Другой выход — появление альтернативных магазинов. Это долго, нужен тот, кто разработает такой магазин, и не факт, что комиссия там будет меньше. Также это ставит под вопрос качество приложений на iOS, хотя и модераторы Apple иногда пропускают то, что не надо было пропускать.
  3. Ну и третий — альтернативные варианты оплаты. То, на что Apple точно не пойдет. Ведь условный разработчик сможет настроить свой способ оплаты, заплатив комиссию несколько процентов банку, а Apple с этого вообще ничего не будет иметь.

Поэтому самый возможный вариант сейчас — снижение комиссии Apple в App Store. Возможно, пока только до 25%. Или сразу до 20%. На другое в Купертино вряд ли согласятся. Конечно, это негативно отразится на доходах Apple, но с другой стороны, низкая комиссия поможет привлечь новых разработчиков. А будут создатели приложений класть эту разницу в карман — дело другое. Какое у вас мнение по этому поводу? Поделитесь в комментариях и в нашем Telegram-чате.

А может вообще все останется, как есть, если суды будут вставать на сторону Apple.

App StoreКомпания AppleСуд против Apple