Ваше первое приложение для iPhone

Сегодня многие задумываются над размещением в App Store своего приложения. В этом им помогут советы профессионального веб-дизайнера и разработчика пользовательских интерфейсов для мобильных устройств Джен Гордон (Jen Gordon), которая преподает основы дизайна iPhone-приложений. Желающих представить свое произведение в App Store немало, но конкуренция на этом рынке высока и, зачастую, на этом пути разработчика не ждет ничего, кроме потерь и жестоких разочарований.

Apps

В 2008 году появился iTunes App Store. Сейчас в нем более полумиллиона приложений, одобренных Apple. Ежедневно в мире появляются тысячи идей новых и новых приложений. Безусловно, значительная часть из них так и не находит воплощения. Как человеку, чьи технические познания ограничены, создать приложение для iPhone.

Определитесь с целью

Сначала определите, зачем вам вообще понадобилось делать приложение. Только в этом случае вы сможете контролировать процесс разработки и проверять, идет ли он в нужном направлении.

В общем случае цели могут быть таковы:

  • Создание приложения, которое не требует постоянного внимания к себе;
  • Создание приложения, которому предстоит стать постоянной работой не только для автора идеи, но и для целого коллектива;
  • Создание приложения, продвигающего уже существующий продукт или услугу;
  • Создание приложения просто для удовольствия, без надежды на прибыль.

Итак, прежде, чем приступать к работе над приложением, следует составить список тех целей, которых вы собираетесь достигнуть.

Чего вы ждете от приложения?

Когда к Джен Гордон обращаются за консультацией, то чаще всего задают вопрос о том, как много они могли бы заработать на своем приложении. К сожалению, это зависит от множества факторов и ясного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Впрочем, Джен называет основные факторы: стоимость разработки, популярность и качества людей, ответственных за проект.

Исходить следует из этих факторов и из известного опыта создателей коммерчески успешных приложений. Есть несколько категорий разработчиков, которые достигли успеха на этом поприще:

  • Не технические специалисты, генераторы идей и предприниматели. В качестве примера можно привести основателей Gabi;
  • Независимые разработчики, такие как Lima Sky и Driftlab;
  • Образовательные проекты, такие как «Montessorium»;
  • Писатели. Например, Сара Янг (Sarah Young);
  • Средней руки развлекательные компании, такие как Electronic Arts и Zynga;
  • Крупные спортивные и развлекательные компании, такие как MLB и Disney.

Если говорить о выручке, которую может принести то или иное приложение, то никаких четких прогнозов тут делать нельзя, но есть определенные ориентиры:

Условное приложение «АБВ» может теоретически принести 10 % прибыли в первые 60 дней после своего дебюта. Оценка делается на том основании, что столько же принесло условное приложение «ЭЮЯ», обладающее подобной функциональностью и пользовательской базой.

Впрочем, какие бы планы не строили разработчики и на чем бы они не основывали свои ожидания, будущее приложения всегда покрыто завесой тайны.

С чего начать?

Не следует забывать, что ситуация на рынке iPhone-приложений за два года сильно изменилась. В те времена можно было разместить приложение, не прилагая значительных усилий к его раскрутке, и в скором времени получить результат. Сегодня конкуренция в App Store крайне высока, ведь каждый день там появляются десятки высококачественных приложений.

Одной идеи сегодня недостаточно. Ее следует многократно оценить и уточнить мельчайшие детали проекта. Иначе успеха не видать.

Как оценить идею?

Вы не сможете самостоятельно дать оценку ничему, если не являетесь экспертом в данной области. Представим себе, что у кого-то родилась идея инновационного детского сиденья для автомобиля. Сможет ли он адекватно оценить собственную идею? Ответ очевиден: скорее всего, нет. Имеет смысл обратиться за советом к кому-то, кто знаком с рыночной нишей такого рода детских сидений. Базируясь на своих специальных знаниях, этот эксперт сможет подсказать, как улучшить идею.

В мире приложений все точно так же: есть люди, обладающие достаточной квалификацией для оценки идей. Это профессионалы в области маркетинга iPhone-приложений. Они обладают знаниями и способны подсказать своим клиентам те методики, которые позволят их приложениям найти свое место в App Store. Они способны разъяснить, какие методики раскрутки эффективны, а какие нет.

Кроме специалистов в области маркетинга есть еще состоявшиеся разработчики. Многие успешные независимые разработчики рады проконсультировать тех людей, которые обращаются к ним за помощью. Если вы вежливо попросите у них совета, то (как показывает опыт Джен), большинство из них будут счастливы помочь вам оценить вашу идею. Разумеется, обращаться следует с позиции ученика, просящего о помощи и не строить из себя многоопытного разработчика.

Возможно среди ваших знакомых есть люди, которые создали и поместили в App Store свои приложения. Пригласите их за чашечкой кофе обсудить вашу идею.

Что эта оценка вам даст?

Когда мнения экспертов вами собраны, вы получите ответы на следующие вопросы:

  • Есть ли у приложения конкуренты, с которыми будет трудно бороться?
  • Каковы технические ограничения идеи?
  • На какие стадии следует разделить процесс разработки?
  • Есть ли не рассмотренные вами ранее пути совершенствования идеи, способные повысить ее шансы на коммерческий успех?
  • Является ли ваша идея прибыльной при том уровне затрат, которые (по вашим оценкам) необходимо произвести в процессе разработки?
  • Годится ли идея для мобильного мира вообще?
  • Как (предположительно) встретит вашу идею ваша целевая аудитория?

Всю эту информацию вам следует получить от экспертов. Когда ответы на эти вопросы получены, у вас появляется хотя бы надежда на то, что ваша идея жизнеспособна и вы не «изобрели велосипед».

Что делать, если вам не удалось найти никого, кто был бы готов оценить вашу идею? Это плохо, в этом случает придется давать оценку собственной идее самостоятельно, что всегда непросто сделать. Джен предлагает перечень вопросов, которые следует задать самому себе и с максимальной честностью на них ответить:

  • Является ли ваше приложение уникальным инструментом решения некой проблемы?
    Люди хотят делать на ходу многие вещи. Успешные приложения всегда решают некую проблему, актуальную именно в мобильном мире.
  • Заполняет ли приложение определенную нишу?
    Найдите нишу страстно увлеченных людей (например, любителей домашних животных) и создайте приложение, которое служит их целям.
  • Вызывает ли приложение смех у людей?
    Это элементарно. Что происходит с «прикольными» приложениями? Их советуют друг другу.
  • Не изобрели ли вы колесо, которое лучше того, что было создано до вас?
    Известны ли вам успешные приложения, которым не хватает некоторых важных функций или элементов дизайна? Это весьма ненадежный путь, поскольку не исключено, что разработчики существующих приложений как раз над этим работают. Но если вы выйдете на рынок первым, то получите некоторое преимущество.
  • Будет ли приложение достаточно динамичным?
    Большинство из нас не отличается повышенной способностью концентрировать внимание. Это факт, с которым приходится считаться. Успешные игры и утилиты привлекают пользователей быстрой «сменой декораций».

Итак, идея оценена и настала пора планировать работу над приложением или вообще отказаться от этой идеи, а возможно отложить ее до лучшей поры.

Шаг первый. Разработка маркетингового плана и способов монетизации приложения

На этом этапе еще рано создавать прототип приложения и набирать персонал. Сначала следует разобраться, как именно идея будет приносить прибыль. Почему следует начинать с таких «скучных» вещей? Дело в том, что по данным AppPromo, основанных на опросе 102 разработчиков, 80 % приложений не приносят выручки, достаточной для того, чтобы поддерживать отдельный бизнес.

Печально сознавать, но большинство из этих 80 % просто не озаботились разработкой плана монетизации и не составили маркетинговый план перед тем, как заняться разработкой своих приложений. Многие от восторга перед своей «великолепной идеей» переходят сразу к дизайну и разработке. Назначают цену в 99 центов и удивляются, почему люди не хотят платить даже столь скромной суммы за столь «великолепное» приложение.

Затем делают его бесплатным и спешно модернизируют свое приложение. Итак, начинать следует с плана монетизации, за помощью в составлении которого лучше обратиться к специалисту.

Шаг второй. Регистрация аккаунта разработчика

Поскольку iOS-приложения распространяются через App Store, начать следует с него. Прежде всего посетить iOS Development Center и подать заявку на создание аккаунта. Это стоит 99 долларов США в год. Требуется предоставление информации о банковском счете и налоговой информации о вашем бизнесе. Перед тем, как создавать аккаунт разработчика, эта информация должна быть уже на руках.

В случае, если ваше приложение создается в рамках другой команду, отдельного аккаунта можно не создавать. При этом не следует забывать, что вся выручка выплачивается держателю аккаунта.

Шаг третий. Составление описания вашего приложения

Если у вас есть идея, то, скорее всего, вы представляете себе, как будет выглядеть приложение и какую информацию оно будет отображать. Не обязательно быть художником, чтобы в общих чертах описать интерфейс. Поэтому приступайте к перенесению идеи «на бумагу», но перед этим спросите себя о следующем:

  • Какие основные действия будет осуществлять приложение для пользователя?
  • Какая информация нужна для отображения на каждом из его экранов?
  • Каков вообще сам процесс работы с приложением, тот путь, которым пользователь идет от старта к финишу?
  • Каково соотношение размеров элементов экрана (по отношению друг к другу)?

Существуют инструменты, которые способны облегчить вам эту работу. В ходе составления описания могут появиться идеи — как облегчить пользователю процесс взаимодействия с приложением, как сделать его более динамичным. Старайтесь не терять изначального концепта, не утопите его в потоке новых идей.

Создайте как минимум одно краткое описание каждого экрана вашего приложения. Экспериментируйте с различными схемами навигации, кнопками и способами переключения между экранами. Если вы хотите перевести свои описания в цифровой формат, в этом вам поможет, например, iPlotz.

Описания экранов вашего приложения закладывают фундамент следующей фазы проекта. Если вы предприниматель и собираетесь значительную часть работы поручить другим людям, вам предстоит показать ваши описания командам дизайнеров и разработчиков, которые помогут оценить затраты.

Шаг четвертый. Работа, которую вы собираетесь аутсорсить

Какими умениями вы обладаете? Вы дизайнер, разработчик или просто человек, у которого есть идея, которую он хочет принести на рынок?

Создание iPhone-приложения означает создание мелкого бизнеса. Одному человеку трудно одновременно быть и исследователем и менеджером проекта и бухгалтером и информационным архитектором и дизайнером и разработчиком, не забывая при этом о маркетинге и рекламе. Поэтому Джен рекомендует выделить те области, в которых вы чувствуете себя комфортно. Например, это будут дизайн, программирование, раскрутка и маркетинг. Остальных специалистов просто нанять.

Дешевле всего будет воспользоваться услугами фрилансеров. Расходы будет ниже, а ваша роль руководителя проекта значительнее. Вам придется потратить больше времени на совмещение частей проекта. Другое дело, сумеют ли фрилансеры держать язык за зубами в отношении деталей вашего проекта?

Кроме того, значительную часть производственных задач можно возложить на специальное агентство или фирму-разработчика. Специалисты будут выполнять поставленные задачи, а ваша роль, как заказчика, сведется к рассмотрению и утверждению их работы. Этот подход годится лишь в том случае, если имеется большой бюджет и мало времени на то, чтобы вникать в детали производственного процесса.

Шаг пятый. Найм команды

Настало время узнать, что означает каждая из «виртуальных должностей» в проекте и где искать людей на эти вакансии.

Дизайн. Если вы дизайнер, то загрузите «iPhone App Template», обширную коллекцию элементов пользовательского интерфейса iPhone. Эти файлы для Photoshop сэкономят вам массу времени на начальном этапе работы над дизайном. Чтобы узнать побольше о дизайне мобильных приложений в целом, следует обратиться к чтению соответствующих источников информации, среди которых Джен особо выделяет DesignBoost, свой тренинг-сайт, посвященный мобильному дизайну, статьи Марка Эдвардса (Marc Edwards), а также блоги Кена Ярмоша (Ken Yarmosh) и Люка Врублевского (Luke Wroblewski).

Шаблон пользовательского интерфейса. Если вы не дизайнер, то вам все равно следует знать, что дизайнерам приходится заниматься тремя типами задач: информационной архитектурой, интерактивным дизайном и визуальным дизайном. Можно найти одного человека для этих трех видов работ, но не следует забывать, что каждая из них требует своих способностей, умений и навыков. Если описания вами уже составлены, то у вас уже есть все для того, чтобы дизайнер приступил к работе.

Под информационной архитектурой понимается организация контента в вашем приложении.

Если говорить об «интерактивном дизайне», то речь идет о том, как пользователь будет взаимодействовать с вашим приложением. Вам приходилось пользоваться приложением, к которому не требуется инструкция, где и так все понятно на интуитивном уровне? Так вот, это хороший «интерактивный дизайн» или «дизайн взаимодействия». Убедитесь в том, что нанимаемый вами дизайнер разбирается в этом вопросе.

Визуальный дизайн. Самый последний шаг в процессе дизайна (а не первейший и важнейший, как думают многие). Это просто оболочка, помогающая управлять приложением. Он может быть и простым и сложным. Все зависит от вашего желания и вкуса. Сосредоточьтесь на удобстве и простоте использования приложения, а также основной задаче, которую ему предстоит выполнять.

Постарайтесь найти дизайнера с опытом дизайнерской работы над проектами для мобильных устройств. Такие люди способны сделать полезные замечания и дать ценные советы по улучшению ранее составленных вами описаний.

Когда размещаете вакансию, описывайте свои требования максимально четко и приготовьтесь рассматривать множество портфолио.

Разработка (Программирование)

Если вы разработчик, владеющий Objective C или Cocoa, то «берите в руки» Xcode и приступайте. Зарегистрируйтесь на некоторых форумах, среди которых Джен выделяет: Developer Forums (Apple); iPhoneSDK (Google Group); StackOverflow.

Если же вы не разработчик, то следом за дизайнером вам придется включить в свою команду разработчика. Беседы с разработчиком рано или поздно помогут вам понять является ли ваш проект технически жизнеспособным и укладываетесь ли вы в бюджет.

Как искать разработчика?

На основании ваших описаний составьте спецификацию, которая отражает следующее: что ваше приложение делает и кому оно необходимо. Эта спецификация вместе с вашими описаниями предоставляется разработчику, который определяет время и затраты.

Наличие спецификации поможет вам нанять того разработчика, который обладает умениями, необходимыми для создания приложения. Если вы предоставите спецификацию игрового приложения разработчику, у которого нет соответствующего опыта, то он быстро поймет, что ваше предложение ему не подходит.

Отправка приложения на одобрение в App Store

Именно разработчик поможет вам разместить приложение в App Store. Четко оговорите с разработчиком дату дебюта приложения. Ничто так не вредит приложению, как спонтанный и плохо спланированный дебют. Поэтому следует внимательно ознакомиться с требованиями, которые Apple предъявляет к размещаемым в App Store приложениям, а также теми неписанными правилами, которыми руководствуется команда App Review. Как известно, приложение может быть отвергнуто.

Маркетинг и раскрутка

Каким бы ни было прекрасным ваше приложение, если о нем никто не знает, считайте, что его не существует. Приложения могут лежать и не привлекать ничьего внимания. Не позволяйте этому случиться с вашим приложением. Готовьтесь реализовать свой маркетинговый план. Еще лучше, если таких планов несколько. Будьте готовы проявить гибкость, поскольку некоторые идеи сработают, а некоторые нет.

Стратегии маркетинга и раскрутки

Социальные сети. Как минимум, создайте фан-страницы вашего приложения в Facebook и Twitter. Используйте эти платформы для общения с пользователями вашего приложения и получения обратной связи. Разработчики Angry Birds и Instagram проделали большую работу по привлечению пользователей в Facebook.

Раскрутка до дебюта приложения. Начинайте привлекать внимание к своему приложению еще до того, как оно увидит свет. Свяжитесь с журналистами и блогерами, которые пишут о связанных с приложениями событиях. Чем более ваше приложение вписывается в ту нишу, для которой вы его делаете, тем больше шансов, что о нем согласятся написать.

Планируйте следующие релизы. Не старайтесь «запихнуть» в первый же релиз все функции, которые вы хотите предложить пользователям своего приложения. Составьте список пожеланий и проект дизайна, включающего в себя все намеченные функции. Периодически выпускайте новые версии приложения, чтобы стимулировать всплески продаж.

Вывод Джен Гордон:

Превращение неосязаемой идеи в осязаемое, несущее удовольствие и работоспособное приложение это увлекательное, но рискованное предприятие. Важнейший первый шаг для каждого, кто рассматривает возможность создания своего первого приложения, состоит в правильном наборе команды, которая поможет вашей идее воплотиться и удержаться на волнах времени.

По материалам: Mobile.smashingmagazine.com