Розничный бизнес Apple: десять лет спустя, часть 3

Часть 1
Часть 2

Ключ к успеху от Apple

Количество розничных магазинов компании быстро росло: 27 открылось в 2001 году, еще 23 – в 2002, еще 22 – в 2003. Потом Apple решила выйти за пределы США и открыла свой первый магазин в Японии. Новые магазины в Великобритании вошли в число 27 фирменных розничных точек, открытых в 2004. Еще 34 магазина появились в 2005 году, среди них – первый на территории Канады. Следующие 34 открылись в 2006 году, 33 – в 2007 (среди которых – магазин в Италии). Еще 46 магазинов появились в 2008 году, включая первые в Германии, Швейцарии, Китае и Австралии. В 2009 году список стран пополнился Францией, всего за тот год был открыт 51 магазин Apple. В 2010 году магазинов Apple стало еще на 39 больше, и Испания получила свой первый «яблочный» магазин.

shanghai

На сегодня работает уже 358 розничных магазинов Apple в разных городах и странах мира. Самые крупные из них находятся в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Токио, Осаке, Лондоне, Сиднее, Перте, Монреале, Мюнхене, Цюрихе, Париже, Пекине, Глазго, Гонолулу и Шанхае. Стратегия Apple оказалась не просто самым дорогим способом выхода на конечного потребителя, как говорили многие – розничные магазины компании стали намного более прибыльными по сравнению с самыми разными конкурентными точками продаж. Компания сообщает, что размер среднего дохода одного из магазинов составляет около $10.7 миллионов.

Розничный бизнес компании не просто приносит Apple выручку, которая является главным источником прибыли. Кроме этого, фирменные магазины Apple являются своеобразными «конференц-центрами» для проведения различным мероприятий и запуска продуктов. Причиной отказа от участия в Macworld Expo компания Apple назвала именно поток посетителей своих розничных магазинов, а в 2007 году Джобс заявил в интервью для одного из журналистов Forbes:

«Наши магазины были задуманы и построены для конкретного события – для мирового релиза iPhone».

Даже при том, что ассортимент Apple отсутствует в крупных супермаркетах с огромными объемами посетителей, компании удается продавать впечатляющее количество плееров iPod, модели которых обновляются каждую зиму, и собирать огромные очереди покупателей (как было со всеми пятью поколениями iPhone и двумя релизами iPad). Продажи компьютеров Mac также растут стабильно и активно – с 659,000 единиц в первом квартале 2001 года до 4.89 миллионов в сентябрьском квартале 2011 года.

Если говорить о продажах мобильных устройств Apple в последнем отчетном квартале, то компания уже отчиталась о продаже более 6.6 миллионов iPod, более 17 миллионов единиц iPhone и 11.12 миллионов iPad. Когда Apple начинала открывать свои розничные магазины десять лет назад, ни одного из этих устройств еще не существовало. Сегодня продается в общем около 40 миллионов единиц оборудования Apple ежеквартально – при том, что десять лет назад компании с трудом удавалось дотянуть этот показатель до миллиона.

Будущее розничного бизнеса Apple

Apple в последние 10 лет не только открывала новые и новые розничные магазины – компания разрабатывала и применяла в них инновационные технологии. Еще в 2005 году Apple начала использовать портативные устройства от Symbol для проведения внутренних торговых операций. Затем был переход на использование современных систем Easy Pay, с сенсорными плеерами iPod touch, оснащенными кард-ридерами и сканерами штрих-кодов (которые впоследствии стали использовать и другие ритейлеры).

Во время праздничного сезона 2011 года Apple предложила пользователям системы Easy Pay опцию «самоконтроля», доступную владельцам iOS-устройств с приложением Apple Store. Клиенты могут осуществлять покупки непосредственно со своих аккаунтов Apple ID, что сводит к минимуму их взаимодействие с персоналом магазина. Если помощь все-таки понадобится, клиент имеет возможность связаться с сотрудниками розничных магазинов, получить поддержку сервиса Genius Bar, или узнать о времени проведения следующего учебного семинара.

applestore

В октябре прошлого года руководство Apple говорило о планах открытия 40 новых розничных магазинов к концу 2011, причем 75% от их числа будут находиться за пределами США. В отношении уже открытых американских магазинов было сказано, что Apple собирается их расширять, так как на сегодня они стали слишком «тесными» для нормального обслуживания клиентов.

Расширяя присутствие на розничных рынках всего мира, делая свои розничные магазины привлекательнее, удобнее и умнее, Apple также следит за тем, чтобы ассортимент не терял новизны и актуальности. В прошлом году, к примеру, компания очистила полки Apple Store от «коробочных» вариантов ПО. Около года назад Apple открыла Mac App Store, с помощью которого пользователи получили возможность скачивать необходимые программы и приложения напрямую, и часто по более низким ценам.

Еще шесть месяцев спустя из магазинов исчезли «коробочные» версии iWork ’09, Aperture 3, iLife ’11, Apple Remote Desktop, и все Jam Pack для GarageBand. С тех пор Apple выпустила ряд других приложений категории «Pro», включая Final Cut Pro X, Motion, Compressor, Logic Pro и MainStage, которые можно найти только в Mac App Store.

Наверняка, Apple продолжит открывать новые магазины во всем мире еще более быстрыми темпами, чем в предыдущем десятилетии, учитывая объемы наличных активов компании и ее опыт в сфере розничных продаж. В то же время, компания продолжает взвешивать и оценивать новые варианты оптимального создания и управления магазинами – в прошлом месяце, например, появился проект развития «нового прототипа» Apple Store в Пало-Альто, Калифорния, в который компания вложила $3.15 миллионов.

Вот что сказала по этому поводу представитель Apple Эми Бессетт (Amy Bessette):

«Наш магазин в Пало-Альто был открыт десять лет назад и стал одним из первых розничных магазинов компании. Он быстро стал очень популярным. Сейчас мы планируем открыть в нескольких шагах от него новый, еще более красивый магазин, созданный с учетом всего накопленного опыта и пожеланий клиентов из Пало-Альто и городов других стран».

Архитектурная компания Bohlin Cywinski Jackson, которая работает над новым прототипом, уже создала ряд знаменитых Apple Store в разных странах, получив награды за проектирование и дизайн магазинов в лондонском Covent Garden, нью-йоркском Upper West Side и китайском Пудонге.

Covent

shanghai

Источник: appleinsider.com