[1] Полное интервью Тима Кука Businessweek

На прошлой неделе журнал Businessweek взял интервью у главы Apple Тима Кука. Автор Сэм Гробарт задал ему несколько животрепещущих вопросов, на которые Кук ответил с определенной долей откровенности. Мы решили перевести это интервью целиком, поскольку оно настолько интересно, что печатать его частично означало бы лишить вас удовольствия. Желаем приятного чтения!

Тим Кук

Мы встретились утром в четверг, спустя два дня после того, как Кук стоял на сцене конференц-зала «Ратуша» в Купертино (штат Калифорния). Мы устроились в небольшом переговорном помещении, расположенном недалеко от кабинета Кука. Тим зашел, одетый в голубое поло и темные брюки.

В Куке есть что-то такое, что отличает его от руководителей других компаний. Некоторые директора, заходя в комнату, здороваются и ожидают дальнейших действий от вас. Кук же, войдя в помещения, тепло улыбнулся, крепко пожал мне руку и сразу же сам начал задавать вопросы: «Как вам наше мероприятие в четверг? Что вы думаете о новых телефонах? Вам уже довелось ими попользоваться?».

Поэтому интервью началось довольно необычно: прежде чем его начать, мы уже успели задать несколько вопросов и ответить на них. А впрочем, прелюдия затянулась. Вот какой у нас получился разговор:

Вы сказали, что iOS 7 это не изменения ради изменений. Расскажите об этом подробней.

Некоторые ставят знак равенства между инновациями и изменениями, но мы никогда так не думали. Инновация связана с улучшением, и iOS 7 — отличный тому пример. Она значительно лучше шестой iOS 6 и всего другого, что выходило раньше. Очевидно, что она намного лучше, чем любая другая доступная операционная система.

Что новые продукты олицетворяют для Apple в настоящий момент? Что они говорят о компании?

Мы производитель продуктов, поэтому продукты отражают ценности компании. Они говорят об инновациях, о заботе о каждой детали. Они напоминают о том, насколько важны впечатления от использования. Поэтому когда вы начинаете пользоваться iOS 7 или сканером отпечатков пальцев, вы заметите то, насколько тщательно была продумана каждая деталь. Впечатления от использования это крайне важный момент.

Знаете, когда вы впервые покупаете что-нибудь прикосновением пальца, это производит очень сильный эффект. Это действительно здорово, многим людям понравится эта функция, потому что они разблокируют свой телефон много раз в день. Но впечатления от покупок в этом аспекте куда более поразительные.

Я считаю, что эти продукты кричат о своей принадлежности к марке Apple. В iPhone 5s содержатся по-настоящему революционные технологии, iPhone 5c предлагает богатство цветов. Однако когда берешь телефон в руку, понимаешь, что одним цветом все не ограничивается. Он идеально лежит в руке, и создается впечатление, будто он был создан для твоей руки. Каждая его деталь была тщательно продумана: от кнопок до краев пластикового корпуса (показывает края корпуса телефона). В других телефонах пластик здесь выступает.

Почему бы просто не продолжить продавать iPhone 5, как вы делали раньше? Зачем было создавать новую модель 5c?

Бизнес стремительно набирает обороты. Рынок растет огромными темпами. Растут желания потребителей. И вы знаете, людям хочется разных продуктов. Мы захотели сделать телефон более доступным. Но для нас на первом месте стоят продукты, поэтому мы никогда не говорим: «Мы ни за что не будем продавать телефон ниже этой ценовой планки». Мы никогда не выбираем такую позицию. Вместо этого мы говорим: «Давайте подумаем о великолепном продукте, который мы создаем». Если великолепный продукт можно продавать по более низкой цене, давайте так и сделаем.

iPhone 5C

Если взглянуть на iPod, то можно увидеть, что его история началась с продукта, который мы назвали iPod. После этого он стал называться Classic, помните? Но мы решили разнообразить линейку, причем наша мотивация не была связана с ценой. Мы не говорили: «А давайте запустим на рынок продукт дешевле 99 долларов и подумаем, как это можно сделать». Мы хотели создать великолепный продукт, доставляющий удовольствие пользователю. Модели iPod отличались друг от друга, потому что они были рассчитаны на разные типы потребителей. Они удовлетворяли разные запросы. Возможно, впечатления от их использования отличались, но в их основе лежал великолепный продукт.

Со временем нам удалось это сделать, и результат (не цель, а именно результат) состоял в том, что цены на различные модели стали варьироваться от 49 до 400 долларов. В случае с iPhone мы вышли на данный сегмент не так давно — в 2007 году. Для нас стало очевидно, что мы можем предложить великолепный продукт, который придется по душе иной категории пользователей и получит преимущество за счет более низкой цены. Таким образом мы могли бы сделать продукт более доступным и тем самым увеличить число людей, которым мы служим. В этом и состоит причина.

Я знаю, что часто задают такой вопрос: «Достаточно ли эта цена низка?». У меня есть на это два ответа. Во-первых, это по-настоящему великолепный продукт, что имеет для нас самое большое значение. Во-вторых, iPhone 4 имел огромный успех, причем не только на тех рынках, на которых мы сосредоточены, но и там, где такого успеха мы не ожидали. iPhone 4 по-прежнему остается великолепным продуктом.

Да, мы уже не продаем iPhone 4, но теперь мы продаем iPhone 4s, который на многих рынках распространяется бесплатно. На рынках с субсидированием у него цена даже более привлекательная, чем у 5c. Поэтому здорово, что мы доросли до того, что стали производить два телефона, и все стало иначе. Побочный эффект состоит в том, что сегодня у нас имеется три разных форм-фактора: 4s, 5s и 5c. Также имеется большое количество людей, которым мы можем служить и которые могут получать приятные впечатления от пользования iPhone.

Все эти три телефона предлагают фантастические впечатления. Они разные, но они все фантастические. Мы ими очень гордимся и с гордостью помещаем свой логотип на задней панели. В этом и состоит причина.

Мы никогда не ставили перед собой цель продавать дешевый телефон. Наша главная цель — продавать великолепный телефон и дарить великолепные ощущения от использования, и мы нашли способ делать это при более низкой цене. Также мы нашли способ продавать 4s по куда более низкой цене, чем раньше, и мы на этом не останавливаемся. Поэтому мы считаем, что число наших пользователей станет еще более внушительным, и мы сможем обслуживать еще больше людей. Это приносит нам радость.

Что вы можете сказать о состоянии сегодняшнего мобильного рынка в сравнении с тем, что наблюдалось год назад?

Что касается смартфонов, то сегодня более четко, чем раньше мы наблюдаем мир, где противостоят две операционные систем. Возможно, все изменится, а возможно, и нет. Но именно так дело обстоит сегодня. Я думаю, что Android сегодня фрагментированней, чем когда-либо, и если вы смотрите на это с позиции удовлетворенности пользователя, то вы увидите, что в этом отношении разрыв между iOS и Android громаден.

Существуют большие различия между рыночной долей устройств и долей использования. И никого не должно удивлять имеющееся положение вещей. Никого не должно удивлять то, что это является естественным результатом. Для нас это очень важно, потому что мы никогда не стремились продавать больше всех устройств. Мы стремимся продавать самое лучшее и делать наших покупателей счастливыми, предлагая им наилучшие впечатления от использования. Обычно, если человек доволен продуктом, он пользуется им чаще. Если ты находишь то, что тебе нравится, ты не захочешь с этим расставаться. И я думаю, что за последний год это стало еще очевидней.

Знаете, рынок вырос намного существенней. Если не для всех это очевидно, то я знаю, что скоро каждый житель мира захочет иметь смартфон. Многие волнуются из-за того, что этот рынок стал таким большим, что больше он уже не станет. Но я с этим несогласен: у рынка еще есть большие перспективы.

Рынок планшетов очень похож на рынок смартфонов, хотя на нем еще и нет такого большого количества игроков. О рынке планшетов я думаю так: каждый производитель персональных компьютеров должен подумать о выпуске планшета, хотя бы с точки зрения самозащиты. Каждый производитель смартфонов рассматривает это как новый и необходимый этап, и они обязательно захотят этим заняться. Потом на рынке появились производители традиционных компьютеров с белыми корпусами, и в прошлом году рынок планшетов просто взорвался. Это не означает, что появилось много отличных продуктов, но количество игроков стало существенно больше, чем раньше.

Однако результат напоминает то, что когда-то был со смартфонами: все выглядит очень неоднозначно. Честно говоря, сегодня по-прежнему остается противопоставление: iPad и все остальное. Показатели удовлетворенности потребителей тоже разнятся, и то же самое наблюдалось со смартфонами. В сегменте планшетов сегодня фрагментации не меньше, если не больше.

Android

Думаю, если бы я купил планшет на Android и подумал, что это и есть настоящие впечатления от использования планшета, то я вряд ли захотел бы снова покупать планшетный компьютер. Сенсорный интерфейс не безупречен, приложения выглядят как увеличенные версии программ для смартфонов. Тем не менее я всегда говорил, что однажды планшеты обойдут по рыночной доле персональные компьютеры. Я говорил это намного раньше того, как появились реальные основания так утверждать. И сегодня очевидно, что от этого момента нас отделяют 24 месяца.

Поэтому, чтобы преуспевать в продажах компьютеров, необходимо увеличить уровень дифференциации. Чтобы покупать персональный компьютер, должны быть серьезные основания. Разумеется, мы много думаем о Mac и верим в то, что делаем. Но если ты производишь компьютеры, то скоро для тебя настанут непростые времена.

Удивил ли вас рост рыночной доли Android?

В отличие от большинства людей, я не воспринимаю Android как что-то единое. Я имею в виду, с точки зрения потребителя. Например, давайте на минутку забудем название Android и взглянем на то, что с ним сделала Amazon. Если вы прилетели с другой планеты и захотите дать этой платформе имя, вряд ли вы будете называть его так, как называет другая компания. Если сравнить это то, что делает Samsung, я тоже сомневаюсь, что вы захотите дать этой платформе то же имя. На самом деле пользователей iOS 6 больше, чем любой отдельной версии Android. А с этого момента мы ожидаем, что iOS 7 станет самой популярной мобильной операционной системой. Поэтому какой толк в том, чтобы объединять эти разрозненные цифры и демонстрировать их вместе, как будто это какая-то единая вещь?

Итак, ваш вопрос: удивило ли это меня? Я смотрю на это не так, как вы думаете. Я думаю, что потребитель смотрит на это иначе. Думает ли покупатель Amazon Kindle о том, что он приобретает устройство на Android? Пожалуй, нет. Поэтому я думаю, что нынешняя ситуация немного отличается от той, которая наблюдалась в свое время с Microsoft и Windows.

Вы правда так думаете?

Я действительно думаю, что она отличается. У Microsoft все было однородно, поэтому уровень фрагментации не был таким высоким. Да, у них были проблемы с обновлениями. Вы знаете, мы серьезно обгоняем их по количеству установок обновлений для OS X. Однако в случае с Windows не было такой разрозненности в производимых продуктах. Поэтому я считаю, что сегодня все немного иначе.

И вообще, имеет ли это значение? Имеет ли значение рыночная доля устройства, если им не пользуются? Для нас важно, чтобы люди пользовались нашими продуктами. Мы действительно хотим обогатить жизни людей, но этого не сделаешь, если твой гаджет все время лежит в шкафу. Понимаете?

Поэтому использование продукта я считаю важным, и в случае с другими продуктами оно явно недостаточное. Не то чтобы меня не беспокоит рыночная доля. Я не хочу, чтобы у вас складывалось такое впечатление. На самом деле все не так просто. Некоторые люди ставят вопрос так: «X против Y». Но ведь, если говорить откровенно, X и Y не эквивалентны друг другу, не так ли?

Продолжение следует…

По материалам Bloomberg Businessweek

[1] Полное интервью Тима Кука Businessweek. Фото.

Интервью с AppleТим Кук