[1] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

На прошлой неделе популярный журнал Smithsonian опубликовал статью о Стиве Джобсе, написанную Уолтером Айзексоном – автором первой и единственной официальной биографии основателя компании Apple. В ней он размышляет о том, как развивалась дизайнерская мысль Стива на протяжении всей его жизни и как впоследствии она повлияла на развитие дизайна во всей технологической отрасли. Мы не могли обойти это вниманием и, начиная с этого дня, будем радовать вас переводом этого увлекательного и интересного материала. Чтобы не утомлять вас обилием букв, мы решили разбить статью на несколько частей, каждая из которых будет публиковаться на сайте раз в день.

[1] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Интерес Стива Джобса к дизайну происходит от его любви к дому, в котором он провел свое детство. Это был один из многих домов для рабочего класса, располагавшихся между Сан-Франциско и Сан-Хосе. Дома возводились строителями, которые создавали недорогие типовые жилища в модернистском стиле, предназначенные для послевоенных мигрантов пятидесятых годов. Вдохновленные концепцией Фрэнка Ллойда Райта о простых и современных постройках для небогатых американцев, девелоперы, в числе которых был Джозеф Эйчлер и его последователи, построили дома со стеклянными стенами от пола до потолка, открытой планировкой, полами из бетонных плит, открытыми стоечно-балочными конструкциями и множеством выдвижных стеклянных дверей.

«Эйчлер сделал великое дело, — сказал как-то Джобс, когда мы прогуливались по окрестностям места, где располагались дома в стиле Эйчлера. – Его дома были одновременно и недорогими, и красивыми, и удобными. Они дарили людям с небольшим достатком качественный дизайн, выполненный с простым вкусом». Джобс признался, что его восхищение в отношении домов Эйчлера вселило в него желание создавать продукты с безупречным дизайном, рассчитанные на массовый рынок. «Я люблю, когда удается наделить недорогую вещь по-настоящему великолепным дизайном и простым функционалом, — сказал он, намекая на простую элегантность произведений Эйчлера. – Я пытался вложить это в первый Mac. Таким мы сделали iPod».

Самобытный дизайн, который одновременно является простым и приятным в использовании, станет визитной карточкой продуктов компании Apple, разработанных под началом Джобса. Работая в отрасли, которая еще не успела подарить миру ни одного великого промышленного дизайнера, Джобс, благодаря сотрудничеству с Хартмутом Эсслингером в восьмидесятых и с Джони Айвом с 1997 года по сей день, смог создать уникальную инженерную и дизайнерскую эстетику. Она позволила Apple отчетливо выделяться из ряда технологических компаний и в конечном итоге стать самой ценной компанией в мире. Его путеводной звездой был принцип простоты – причем не обычной простоты, которую излучает минималистичный облик продукта, но глубинной простоты, происходящей от полного понимания сущности каждого продукта, сложности его производства и функционирования каждой составной части. «Требуется много упорной работы, – сказал Джобс, – чтобы создать что-то простое и полностью оценить все сложности, связанные с тем, чтобы разработать элегантные решения». В заголовке первой рекламной брошюры Apple от 1977 было напечатано изречение:

«Простота – предел совершенства»

Любовь Джобса к простоте в дизайне только укрепилась, когда он начал практиковать буддизм. Забросив учебу в колледже, он предпринял паломничество в Индию в поисках просветления; однако куда больше на его мировоззрение повлияло японское направление дзен-буддизма. «Дзен оказал на него огромное влияние, – сказал Дэниел Коттке – друг по колледжу, который сопровождал его в этой поездке. – Это можно увидеть в его подходе, отличающемся максимальной сосредоточенностью и эстетикой минимализма». Джобс согласился с этим. «Я всегда считал буддизм – и японский дзен-буддизм в частности – безупречным в плане эстетики, – сказал он мне. – Самым безупречным, что я видел в своей жизни, были сады в пригороде Киото».

[1] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Он также развил в себе любовь к простым интерфейсам, когда вернулся из Индии и устроился на работу в компанию Atari, где трудился в ночную смену и помогал своему другу Стиву Возняку разрабатывать видеоигры. Такие компьютерные игры, как Spacewar!, создавались хакерами из MIT, однако Atari поставила перед собой задачу сделать игры такими простыми в использовании, чтобы в них мог разобраться даже обкуренный первокурсник. В результате инструкция к игре Star Trek от Atari выглядела так:

«1. Вставьте 25 центов. 2. Уворачивайтесь от клингонов»

В семидесятых годах одной из компаний, отличавшихся самобытным дизайном, была Sony. Первым офисом Apple после переезда из гаража семьи Джобсов было небольшое здание, которое компания делила с офисом продаж Sony. Туда Джобс частенько захаживал, чтобы изучать рекламные материалы. «Он заходил к нам, весь нечесаный и неопрятный, нежно брал брошюры и рассматривал наш дизайн, – сказал Дэнл Левин, работавший в том офисе. – Время от времени он спрашивал: «Можно я возьму эту брошюру?».

Его симпатия к темному, индустриальному облику продуктов Sony сошла на нет, когда, начиная с июня 1981 года, он начал посещать ежегодную Международную конференцию дизайна в городе Аспене (штат Колорадо). Там он ознакомился с простым и функциональным подходом движения Bauhaus, который был воплощен Гербертом Байером в зданиях, жилых домах, шрифте Sans-Serif и мебели в кампусе Университета Аспена. Как и его наставники Уолтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, Байер считал, что дизайн должен быть простым и в то же время очень выразительным. Рациональность и функциональность в нем выражалась в отчетливых линиях и формах. Одна из максим, которые проповедовали Мис и Гропиус, звучала так: «Меньшее есть большее». Как и в домах Эйчлера, художественная элегантность здесь сочеталась с готовностью к массовому производству.

[1] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Джобс публично рассказал о своей симпатии к эстетике Bauhaus в своем выступлении на конференции дизайнеров в Аспене в 1983 году, проходившей под слоганом «Будущее уже не такое, как раньше». В своей речи он предсказал, что стиль Sony должен будет уступить место простоте Bauhaus. «Сегодняшняя тенденция промышленного дизайна состоит в подходе Sony: высокотехнологичный облик, металлический серый цвет, иногда выкрашенный в черный или дополненный всякими нелепостями, – сказал он. – Так делать просто. Но вряд ли это можно назвать великолепным». В качестве альтернативы он предложил подход, который был более сосредоточен на функционале и сущности продуктов:

«Мы хотим делать продукты высокотехнологичными и преподносить их в такой упаковке, чтобы потребитель сразу знал, что это высокотехнологичный продукт. Мы будем помещать их в компактную упаковку, а их корпусы будут красивыми и белыми, прямо как у бытовых приборов Braun»

Джобс неоднократно настаивал на том, что дизайнерская мантра Apple должна состоять в простоте. «Мы будем делать их яркими, чистыми и честными относительно высокотехнологической начинки, а не как у Sony: мрачный индустриальный дизайн и все черное, черное, черное, – проповедовал он. – То, как мы управляем нашей компанией, создаем дизайн продуктов, разрабатываем рекламные кампании – все это сводится к одному: Пусть все будет просто. По-настоящему просто».

По материалам Smithsonianmag.com

Дизайн AppleСтив Джобс