[2] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

[1] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Джобс чувствовал, что ключом к простоте дизайна являлось создание продуктов, интуитивно простых в использовании. Однако эти две черты не всегда шли рука об руку. Иногда дизайн был таким простым, что пользователь находил его унизительным по отношению к себе и недружелюбным в использовании. «Главная особенность нашего дизайна состоит в том, что мы должны делать вещи интуитивно очевидными», сказал Джобс толпе дизайнеров на конференции. В качестве примера он привел метафору рабочего стола, которую он разрабатывал для графического экрана своего нового на тот момент компьютера Macintosh.

[2] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

«Люди интуитивно понимают как взаимодействовать с рабочим столом. Если вы заходите в офис, на столе лежат бумаги. Наверху, как правило, лежат самые важные. Это говорит о том, что люди знают, как расставлять приоритеты. Одна из причин, по которым мы разрабатываем наши компьютеры на базе таких метафор, как рабочий стол, состоит в том, что так мы можем опираться на тот опыт, который у людей уже есть»

В то время, как ощущал Джобс, в мире промышленного дизайна происходило мало интересного. У него была лампа от Ричарда Сэппера, которой он восхищался. Также ему нравилась мебель от Чарльза и Рэя Имзов и продукты компании Braun, разработанные Дитером Рамсом. Однако в отрасли не было ни одной возвышающейся фигуры, вдохновлявшей бы мир промышленного дизайна так, как в свое время это делали Рэйморд Лёви и Герберт Байер. «В то время действительно наблюдалось мало интересного в промышленном дизайне, особенно в Кремниевой долине, и Стиву очень хотелось переломить эту ситуацию, – говорит Майя Лин, проектировщик мемориала ветеранов Вьетнама в Вашингтоне, которая встречала Джобса на конференциях в Аспене. – Его вкус в дизайне был утонченным, оригинальным и отличался игривостью. Он придерживался минимализма, который был основан на его тяге к простоте, вдохновленной дзэном. В то же время он старался избегать того, чтобы его продукты излучали холод. Они все равно были приятными и дружелюбными. Он страстно и серьезно относился к дизайну, но в то же время он не утрачивал ощущения игры».

При создании корпуса первоначального Macintosh, который был запущен на рынок в 1984 году, Джобс работал с двумя дизайнерами компании Apple – Джерри Маноком и Терри Оямой. Они занимались подготовкой предварительного дизайна и лепили макет компьютера из гипса. В момент демонстрации макета команда Mac собралась вместе, чтобы выразить свои мнения. Энди Херцфилд, один из программных инженеров, назвал макет «симпатичным». Остальные тоже выразили удовлетворенность увиденным. И только Джобс разразился громом критики: «Он слишком угловатый, надо добавить в него изогнутых линий. Радиус первой выемки нужно увеличить, а размеры фаски меня совсем не устраивают». Блистая новоприобретенным знанием жаргона промышленных дизайнеров, Джобс таким образом хотел описать недостатки угловых и изогнутых краев боковой части компьютера. Но затем он все же позволил себе сдержанный комплимент:

«Это ведь только начало»

Примерно раз в месяц Манок и Ояма демонстрировали новую версию прототипа, в которой учитывались поступавшие критические замечания Джобса. Последняя гипсовая модель уже почти ничем не походила на первоначальную, причем все предыдущие версии не выбрасывались, а выстраивались в ряд неподалеку. Это не только помогало разработчикам анализировать ход эволюции, но и не давало Джобсу повода упрекнуть их в том, что его предыдущие пожелания не были учтены.

«Когда была готова четвертая модель, я едва мог отличить ее от третьей, – говорит Херцфилд. – Но Стив всегда подходил к дизайну более скрупулезно и высказывал свое восхищение или раздражение по поводу деталей, которые я с трудом мог разглядеть»

Однажды на выходных Джобс зашел в магазин Macy’s в Пало Альто и вновь провел много времени, изучая бытовые приборы, в особенности марки Cuisinart. В понедельник он зашел в офис Mac, попросил купить кофеварку из вышеупомянутого магазина и составил новый перечень пожеланий, вдохновившись ее линиями и изгибами.

[2] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Джобс упорно настаивал на том, чтобы машина выглядела дружелюбно по отношению к пользователю. В результате получилось так, что компьютер стал напоминать человеческое лицо. Благодаря тому, что дисковод вмонтировали под экраном, устройство стало выше и ỳже большинства других компьютеров и походило на голову человека. Углубление около основания напоминало изящный подбородок, к тому же Джобс решил сузить полоску пластика в верхней части корпуса, чтобы она не походила на лоб неандертальца, который делал модель Lisa малопривлекательной. В патенте на дизайн корпуса Apple помимо Стива Джобса также присутствовали Манок и Ояма.

«И хотя Стив лично ни одну из этих линий не нарисовал, его вдохновение помогло сделать дизайн именно таким, какой он получился, – поздней сказал Ояма. – Честно говоря, мы и понятия не имели, что означает слово «дружелюбный» в отношении компьютера, пока Стив нам не объяснил»

Джобс также был одержим тем, как все должно выглядеть на экране. В частности, его очень интересовали шрифты – различные стили написания букв. Когда он на первом курсе забросил учебу в колледже Рид, он оставался в кампусе и посещал только те занятия, которые его увлекали. Одним из таких предметов стала каллиграфия. «Я узнал там много нового: освоил шрифт Sans serif, узнал о том, что некоторые буквы на письме необходимо располагать на разном расстоянии, – вспоминает он. – В общем, я узнал, как писать красиво. Это великое дело, настолько великое, что науке не дано понять всю суть. Меня это очаровало». Это стало еще одним примером, доказывающим, что Джобс осознанно старался расположить себя на пересечении искусства и технологий.

Поскольку Mac имел растровый экран, можно было использовать богатое разнообразие шрифтов, варьирующихся от элегантных до комичных, и прорабатывать их на экране пиксель за пикселем. Чтобы разработать эти шрифты, Херцфилд привлек Сюзан Кэйр, свою однокурсницу из Филадельфии. Шрифты они назвали в честь остановок, мимо которых нужно было проезжать на пригородной электричке в Филадельфию: Overbrook, Merion, Ardmore и Rosemont. Джобс был просто заворожен этим процессом. Однажды он подошел и начал брюзжать по поводу названий шрифтов. Ему не понравилось, что эти были «названия маленьких городков, о которых никто не слыхивал». «Это должны быть города мирового класса!», заявил он, и шрифты были переименованы в Chicago, New York, Geneva, London, San Francisco, Toronto и Venice.

«Если бы не мое решение оставить учебу и начать ходить на курсы по каллиграфии, то у Мака никогда бы не было таких замечательных шрифтов с идеальным расстоянием между буквами, – поздней вспоминал Джобс. – Следовательно, Windows не смог бы скопировать их, значит, и весь мир никогда бы ими не насладился»

Еще один молодой инженер Крис Эспиноза нашел способ, как можно удовлетворить запросы Джобса в сфере дизайна при разработке калькулятора для Macintosh. «Конечно, это только начало, – сказал Джобс, глядя на первую попытку Эспинозы. – Но в целом это никуда не годится. Цвет фона слишком темный, некоторые линии имеют неверную толщину, а кнопки слишком большие». Каждый день Эспиноза пытался усовершенствовать свою разработку в соответствии с пожеланиями Джобса, но каждый раз Стив находил очередной повод для критики. Наконец, однажды после обеда, когда вновь пришел Джобс, Экспиноза предложил свежее решение – «Набор для самостоятельного создания калькулятора имени Стива Джобса».

[2] Уолтер Айзексон. Стив Джобс: Стремление к простоте как двигатель революции дизайна

Набор позволял пользователю настроить внешний вид калькулятора, изменяя толщину линий, размера кнопок, тени, цвет фона, а также другие атрибуты. Вместо того чтобы просто рассмеяться, Джобс немедленно начал подбирать внешний вид калькулятора, который бы полностью подходил его вкусу. Спустя примерно десять минут он получил то, чего ему хотелось. Неудивительно, что именно этот вариант дизайна был использован в готовой версии Mac и оставался стандартом в течение пятнадцати лет.

По материалам Smithsonianmag.com

Дизайн AppleСтив Джобс