«Британец до мозга костей»: Джонатан Айв

Перед вами — Джони Айв. Человек, заслуживший звание рыцаря за создание продуктов вроде iPad, один из самых влиятельных людей Великобритании и мира технологического дизайна. Айв согласился дать интервью Шейну Ричмонду (Shane Richmond) из Telegraph, в котором рассказал о том, почему именно Великобритания стала основой его успеха.

Джонатан Айв

Как говорит Ричмонд, только один человек дважды посмотрел на Джонатана Айва, когда тот шел по магазину, и это был один из сотрудников. Пользователи обычно не обращают внимание на человека, который создал дизайн iPad, iPhone и iPod, — их интересует сама техника.

Айв, мягкий, вдумчивый Британец с большой буквы, работает в Apple в Калифорнии с 1992 года, а ответственным по дизайну стал с 1997 года. Наверное, или даже наверняка именно это сделало Джони Айва самым влиятельным дизайнером в мире. Во время создания iPod ему удалось полностью изменить музыкальную индустрию. Взгляните на iPhone — и увидите то же самое. Не говоря уж об iPad, который стал стандартом для совершенно новой категории компьютерной техники.

Невероятный успех идет плечом к плечу с признанием в мире дизайнеров и, конечно же, состоянием — более 80 миллионов фунтов стерлингов (4 миллиарда рублей). Сам же Айв, предпочитающий Bentley Continental, остается скромником и утверждает, что всегда «интересен сам продукт, а не его автор».

О любимом занятии

Джонатан Айв

«Все, чем я когда-либо хотел заниматься, это проектировать и делать. Это то, чем мне нравится заниматься. Замечательно, если вы нашли себе любимое занятие. Но найти это одно, а суметь применить на практике и увлечься этим — совсем другое. Я очень хорошо осведомлен о чрезвычайной традиционности британского дизайна в целом, поэтому быть признанным в этой сфере — просто невероятное чувство».

Айв родился в 1967 году в Чингфорде, графстве Эссекс, но вырос в Стаффордшире, где учился в Walton High School. Дизайнер говорит, что особую роль в становлении его как конструктора сыграл отец.

«Мой отец был мастером на все руки. Он делал мебель, серебряные изделия и у него был невероятный дар — уметь делать многое своими руками».

Айв говорит о внимании Apple к деталям в продуктах — деталям, которые зачастую не видны покупателям, — как о желании «закончить чертеж». Подобное стремление зародилось в будущем гениальном дизайнере еще тогда, когда он наблюдал за работой отца.

«Мы делаем это, потому что думаем, что это правильно. Пока я рос, я любил чертежи, но они всегда были на службе у идеи. Я постоянно чертил, и мне нравилось это дело».

Дизайну он учился в Newcastle Polytechnic (сейчас Northumbria University), куда и поныне часто возвращается, чтобы почитать лекции.

«В мое время была одна интересная вещь: в школе искусств и дизайна я постоянно находился очень близко к графическим дизайнерам, модельерам и художникам. Именно это характеризует мое время в колледже, и я считаю, что подобная «творческая тусовка» хорошо передает энергию и жизнь Лондона».

Первая встреча с Apple Mac у Айва состоялась в университете. Чувствуя себя немного технически ограниченным, он удивился, когда нашел компьютер, который мог использовать.

«Внезапно я понял, что это не для меня: компьютеры, которые я хотел использовать, были ужасны».

Осознание этого привело Айва к тому, что он заинтересовался Apple и людьми, стоящими за ней. Позднее, в Тангерайне, в агентстве, в котором Айв был соучредителем, он консультировал Apple. Двадцать лет назад он уехал в Калифорнию, чтобы стать частью компании. Несмотря на это, как говорит Айв, он — «результат исключительно британского образования в дизайне».

«Даже в колледже я остро ощущал замечательную традиционность британского дизайна и конструирования. Важно помнить, что Великобритания стала первой индустриальной страной, поэтому, я думаю, это серьезный аргумент в пользу того, где именно я получил профессию».

О заботе

iPod классический

Дизайн-студия Айва в кампусе Купертино находится в нескольких минутах езды от дома в Сан-Франциско, где он живет со своей женой Хизер и двумя детьми. О студии Айв предпочитает не распространяться. Только избранным сотрудникам позволено входить в его офис, окна которого затонированы наглухо, а внутри работают секретные механизмы для проектирования различных продуктов компании Apple.

Суровый на вид бритоголовый и мускулистый дизайнер может показаться жестким по характеру. Репутация Apple говорит о том, что работать в этой компании — целое испытание. Уолтер Айзексон, биограф Стива Джобса, также упоминал о том, Стив Джобс доводил сотрудников едва ли не до слез.

Но Айв, как ни странно, очень мягкий человек. После каждого прозвучавшего вопроса ему нужно было достаточно много времени, чтобы сформулировать такой ответ, который всецело отвечал бы его мыслям. Когда он говорит о работе с Apple, он всегда говорит «мы» и редко «я». Все, о чем он говорит, подчеркивает командную работу в создании продуктов типа iMac, «компьютеров-конфет», которые стали залогом грядущего успеха Apple, или iPad, планшета, который заставил людей пересмотреть подход к использованию компьютеров. Некоторые слова часто повторяются, например «простота» и «фокус» [в смысле концентрации. — прим. И.Х.].

«Мы стараемся разрабатывать продукты, которые порой выглядят неизменяемыми. Это оставляет вас с чувством, что есть одно-единственное возможное решение, которое будет иметь смысл. Наши продукты — это инструменты, и мы не хотим, чтобы дизайн стоял у них на пути. Мы пытаемся внести простоту и ясность, мы пытаемся привести продукт в порядок».

«Думаю, подсознательно люди очень проницательны. Они чувствуют заботу».

Забота, которая просвечивает в продуктах Apple, это то, что Айв называет серьезным подходом. Это принцип, который восходит к промышленной революции.

«Одной из проблем было то, что все делалось абы как, было ориентировано на массовое производство и индустриализацию; безбожность и отсутствие заботы».

«Думаю, забота чрезвычайно важна. Вы можете слепить что-то одноразовое без особой заботы, а можете сделать миллион чего-то с заботой. Именно тем, заботливы вы или нет, определяется то, что вы делаете, а не количеством продуктов».

«Мы четко осознаем то, что когда мы разрабатываем и делаем что-то, а после выводим на рынок — речь идет уже о целом наборе ценностей. И нас волнует именно чувство заботы, а не графики, которое породит появление нового продукта, а не корпоративные собрания по поводу позиций на рынке. Мы искренне создаем лучшие продукты, которые можем. Для людей».

Подобные сантименты звучат идеалистично, особенно на фоне того, что обычно о таких вещах говорят цинично. Как и любой другой производитель электроники, Apple столкнулась с вопросами в последние месяцы по поводу условий труда на Дальнем Востоке, где работают сборочные заводы компании.

Apple пытается показать, что заботится о своих работниках так же, как и о покупателях и продуктах. Серия подробных аудитов, говорят в компании, привела к усовершенствованию стандартов на заводах, и Apple утверждает, что контролирует своих поставщиков более тщательно, нежели конкуренты.

Айв и его команда не просто проектирует продукты, которые делает Apple. Идеи часто оказываются слишком молоды для своего времени, поэтому нужно определенное время, пока весь процесс производства дорастет до новых проектов.

О королеве

Сэр Джонатан Айв

Айв многого добился и длинный карьерный путь лежит впереди. Тем не менее рыцарство — это отличное время для подведения определенных итогов. И Ричмонд спросил Айва: если бы он мог запомнить только один из продуктов Apple, что бы это было?

Длинная пауза. «Это очень сложный вопрос. Многое возвращает нас к факту, что то, над чем мы работаем сейчас, важнее всего и является лучшим из всего, над чем мы работали, поэтому скорее всего это будет то, чем я занимаюсь сейчас, а чем — сказать, конечно, не могу».

Компания Apple славится умением покрывать тайной будущие продукты. Ричмонд спрашивает: что если Ее Величество попросит новый iPhone сегодня? Скажет ли Айв, «Простите, Ваше Величество, мы не комментируем предстоящие продукты»?

«Было бы забавно», — смеется Айв.

Но он не сказал «нет».

Продолжение следует…

Источник: telegraph.co.uk

Джонатан Айв