Про «ту Apple»-6. Newton, часть 1: Как все начиналось

Джон Скалли пришел в Apple Computer для того, чтобы изменить мир. Сложилось мнение, что у него была идея, абсолютно сумасшедшая и нереальная. В полном объеме её еще никто не реализовал, но в свете заметно ускорившегося развития систем искусственного интеллекта и машинного обучения она уже не выглядит абсолютной фантастикой. Хотя сам он утверждает, что это была не его идея… И вовсе не навязчивая.

Про «ту Apple»-6. Newton, часть 1: Как все начиналось. Фото.

Отличник в джунглях

По словам самого Скалли, ему было не до идей. Будучи по натуре отличником, оказавшись в одном из эпицентров неведомого (рождающейся в муках и боли индустрии персональных компьютеров), он старательно пытался понять, куда его занесло порочное любопытство и что со всем этим делать.

Задавал вопросы окружающим. Главе компании, как правило, отвечают. Ответив, скорее всего, обсуждают с приятелями и коллегами тупого начальника, посмеиваясь. Напрасно: лучше задать глупый вопрос и пережить пять минут стыда, чем остаться в невежестве на всю жизнь. Это не моя мысль, откуда она взялась в моей голове, я уже не помню, но мне она слишком нравится, чтобы не вставить ее в текст.

Про «ту Apple»-6. Newton, часть 1: Как все начиналось. Отличник в джунглях. Фото.

Однажды (в 1984-м или 1985-м) он пригласил для беседы Алана Кэя, ставшего вскоре, по сути дела, наставником “молодого главы компании”. Возможно, Алан посчитал себя обязанным помочь человеку, попавшему в столь непростую ситуацию.

Алан – один из ключевых разработчиков языка и среды программирования LOGO, автор и один из основных разработчиков языка Smalltalk, создатель биологической метафоры (у него степень по молекулярной биологии) объектно-ориентированного программирования, самой применяемой в наши дни, и много-много чего еще.

Алан Кэй раскрывал суть явлений на примерах: строил с помощью слов и рисуемых тут же картинок воображаемые устройства и изучал их поведение и реакции в динамике. Мне не довелось побывать на тех беседах, но лет 15 назад я писал про Алана Кэя и Xerox PARC серию статей и много чего узнал про его методы.

Скорее всего, одним из воображаемых устройств было и то, что многие потом называли навязчивой идеей Джона Скалли и позднее превратилось в Newton MessagePad. В любом случае это только версия.

Примерно в это же время, в 1984 году, Psion Plc выпустила Psion Organiser, прямого предка Psion Organiser II (1986), устройства, которое впоследствии было признано самым первым в мире PDA (Personal Digital Assistant).

Knowledge Navigator

В 1986 году, облегчив страдания Mac’овских первопроходцев выпуском Macintosh Plus, Скалли заказал профессиональной студии (очень за дорого) два видеоролика с участием профессиональных актеров, в которых главную роль играло воображаемое устройство Knowledge Navigator.

В одном из роликов благообразный профессор готовится к лекции. Делает он это на чем-то напоминающем очень большой iPad (размером с формат A4), только невероятно умном, даже по сегодняшним меркам.

Лекция – это текст. Профессор вводит текст, без какой-либо клавиатуры. Записывает его, как на листе бумаги.

Умный большой iPad разумно и почти моментально реагирует на смысл вводимого текста. Добавляет иллюстрации (из какой-то сети или из собственной памяти), строит схемы и модели. Самостоятельно. Профессор иногда вмешивается, что-то подправляет, но чаще всего царит полное взаимопонимание.

Вопрос, на который точного ответа у меня нет, но есть обоснованное предположение: как именно вводил текст лекции профессор? Пальцем или стилусом? Скорее всего, последнее, в середине восьмидесятых, как мне кажется, в среде благообразных профессоров было не принято писать пальцем на стекле.

В другом ролике Knowledge Navigator заказчик и архитектор обсуждают в режиме реального времени проект дома. Немедленно вносят изменения и тут же со всех сторон разглядывают их, перемещаясь по интерьерам и вокруг экстерьера. И вроде бы Navigator сразу же пересчитывает конструкцию и предупреждает, если какое-то изменение недопустимо. Дом – источник повышенной опасности!

Кстати, помимо степени MBA, у Скалли диплом архитектора.

Это было первым шагом к воплощению идеи в жизнь. После чего он сделал паузу. События начались без его участия.

Начало

Итак, Скалли вроде как страдал от “навязчивой идеи”, но… ничего не делал. Он руководил компанией, вникая даже в мелочи, решая проблемы – что занимало почти 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и получалось у него очень неплохо. Страдать ему было некогда. Возможно, он тогда не воспринимал эту концепцию сколько-нибудь серьезно.

Все случилось само собой.

Еще в 1984 году, когда Hewlett Packard выпустила HP Portable, один из первых ноутбуков в мире, Джобс переманил в Apple одного из ключевых разработчиков этого проекта, Стива Сакомана, который возглавил проект “яблочного” лэптопа, о котором практически ничего не известно. Почти наверняка это было что-то безумно великое, но вскоре Джобс ушел, и проект был закрыт.

Про «ту Apple»-6. Newton, часть 1: Как все начиналось. Начало. Фото.

Сакоман считал клавиатуру препятствием в общении между человеком и компьютером. Идеалом, по его мнению, был бы ввод рукописного текста. У него был продуманный до мелочей замысел наладонного компьютера, избавленного от клавиатуры и от многих других “недостатков” тогдашних компьютеров. Он уже нашел инвестора и собирался, закончив порученные ему задачи, начать новое приключение.

Но вмешалась судьба: Сакоман пригласил Гассé возглавить создаваемую компанию. Тот согласился, но потом передумал, пошел к Скалли и обо всем тому рассказал. Вот-де есть у нас такой талантливый парень, который хочет уйти из компании и разработать компьютер, умещающийся на ладони. А что, если…

И попросил разрешения организовать этот проект в Apple.

Скалли разрешил. Направил в группу разработки “компьютера на ладони” Стива Кэпса, одного из разработчиков Macintosh, выделил для нового подразделения пустовавшее в тот момент здание на Budd Street, то самое, где создавался Mac.

Проект назвали Newton. На самом первом (и занудном, на мой взгляд) логотипе Apple, том, что Apple Computer Company использовала в 1976-м, изображены три персонажа: яблоня, яблоко и Ньютон. Яблоко уже при деле, яблоня (apple tree) – немного многословно, а вот старина Айзек… Высокий уровень принятия решений!

Про «ту Apple»-6. Newton, часть 1: Как все начиналось. Начало. Фото.

Кстати, Стив Сакоман не был программистом, и о сложности реализации самой главной особенности своего проекта за пределами Apple (я имею в виду распознание рукописных текстов) он просто не догадывался. Я считаю, что ему крупно повезло возглавить похожий проект в Apple.

Продолжение следует.

MacintoshДжон СкаллиИстория AppleСтив Джобс