«Простота — это непросто»: Джонатан Айв

«Слово «дизайн» стало означать слишком много, но при этом не означает ничего. Мы не говорим о дизайне, мы говорим о разработке идей и создании продуктов», — говорит Джонатан Айв, уроженец Лондона, глава дизайна Apple. Представляем вашему вниманию вторую часть интервью Айва, опубликованную в Telegraph.

Первая часть: «Британец до мозга костей»

Джонатан Айв

iMac, созданный Айвом в 1998 году, произвел революцию в Apple, которая была на грани банкротства в те дни. iPod 2001 года пошел еще дальше и реформировал индустрию звукозаписи. iPhone произвел такой же эффект в мире мобильных телефонов после запуска в 2007-ом. И, наконец, iPad, который дебютировал в 2010 году, открыл путь в совершенно новую категорию компьютеров.

Сложно переоценить влияние Джонатана Айва.

О простоте

iPhone

«Дизайн и разработка чего бы то ни было невероятно сложны. Наша цель — попытка привнести спокойствие и простоту — это сложная комплексная проблема, поэтому вы никогда не знаете правильного решения наверняка, и вы также не знаете, насколько сложной окажется проблема в решении».

Простота — это слово, которое Айв часто повторяет, и он подчеркивает, что это непростое слово:

«Простота заключается вовсе не в отсутствии беспорядка, это всего лишь следствие простоты. Простота это квинтэссенция описания цели продукта, его назначения и самого продукта. Отсутствие беспорядка в продукте делает его просто аккуратным. Это не простота. Стремление к простоте должно быть на любой стадии процесса. И это воистину фундаментальное понятие».

Простота в аппаратном обеспечении не всегда соответствует простоте в программном обеспечении. Появление iOS — операционной системы для iPad, iPhone и iPod touch — было охарактеризовано некоторыми как «скьюморфизм» (skeuomorphism), тенденцией в новейшем дизайне, которая орнаментально подчеркивает элементы старого дизайна. Именно поэтому календарь на Mac и iOS содержит элементы кожи и даже фальшивые швы.

Когда Ричмонд (интервьюер) заговорил о фальшивых швах, Айв вздрогнул, но это скорее был жест симпатии, чем антипатии к таким вещам. По крайней мере, так показалось Ричмонду. Айв отказался раскрывать суть этого жеста, ответив очень дипломатично:

«Моя задача — работать с другими командами над идеями продуктов, равно как и над их разработкой, и это наша общая компетенция. Но я не связан с теми вещами, о которых вы сказали».

Об идеях

iMac

После создания такого числа успешных продуктов, Айву можно спустить принятие идей как должное из потока, который он и его коллеги порождали на протяжении многих лет. И тем не менее, дизайнер по-прежнему в восторге от этого процесса:

«Если оглянуться и подумать объективно, вы поймете одну вещь. Мы сидим здесь, но идеи здесь нет. Она просто не существует. Вы формируете мысль, и внезапно она начинает существовать. Потом эта мысль, нежная и хрупкая, становится предметом обсуждений, и вы пытаетесь придать ей словесную форму. Что происходит на самом деле? Разговор нескольких людей и является основополагающим.

После этого вы начинаете рисовать, чтобы объяснить и развить эту хрупкую идею. Момент откровения наступает тогда, когда вы делаете первый макет, тогда, когда вы придаете форму и материю идее. В процессе создания возникает один этап, когда важен переход на следующий — и внезапно вы вовлекаете несколько людей. Это помогает сконцентрироваться и может стать невероятно мощным стимулом для группы людей».

Пытаясь понять Айва, важно ощущать уровень искренности и страсти, которые он пытается передать в своих убеждениях. Это не пустые слова, это то, чему дизайнер посвятил всю свою жизнь. Он говорит, что последние 20 лет своей жизни пытается измерить их количеством проблем, которые он и его команда постоянно решает.

О команде

Джони Айв

При разработке идей Айв и его команда часто заглядывают наперед, изучают новые материалы, создают новые процессы и консультируются с экспертами из других отраслей в поисках решения проблем, над которыми работают. К примеру, во время создания оригинального iMac, они консультировались с кондитерами на тему того, как поддерживать достаточный уровень прозрачности при производстве компьютерных корпусов конфетного цвета.

Единственное, чего Айв не делал для достижения определенного опыта в дизайне — это не ездил в Японию, чтобы посмотреть, как делается самурайский меч. История, блуждающая в Сети, говорит о том, что процесс создания самурайского меча стал частью вдохновения во время создания iPad 2, но Айв отрицает это.

История выглядит правдоподобно лишь потому, что Айв и Apple в целом известны фанатичным вниманием к деталям:

«Иногда мы очень близки к проблеме и тратим огромные ресурсы и время в попытках выполнить малейшую деталь, что нередко выходит за рамки разумного с точки зрения расходования ресурсов и необходимости вообще, но делаем это, потому что считаем это правильным».

«Это как закончить эскиз до конца. Вы можете быть уверены в том, что люди никогда не увидят его, да и сложное это дело в любом смысле, вы можете описать, почему это важно, но это только выглядит таковым. Это путь, который позволяет вам демонстрировать свою заботу о людях, для которых вы делаете эти продукты. Я думаю, мы чувствуем свой гражданский долг в том, чтобы делать это. Это важно. Это правильно. И очень сложно объяснить, почему».

Такое щепетильное внимание к деталям и чувство ценности, которым Apple наполняет свои продукты, в соединении с невероятным успехом, создают впечатление, что компания никогда не подводит.

G4 Cube

Бывали неудачные продукты, например, Power Mac G4 Cube, представленный в 2000 году, который стал своеобразным образцом хорошего дизайна, но не продавался. Apple TV, этакое «хобби» компании Apple, телеприставка, которая не приобрела особую популярность со времени выпуска в 2007 году. Но Айв говорит, что большинство неудач компании находится за пределами сцены.

«В очень многих случаях бывает так, что непонятно, сможем ли мы вообще решить проблему. Зачастую мы не можем решить, стоит браться за ту или иную идею в принципе. Это было и в случаях с iPod, iPhone и даже iPad.

Бывали времена, когда мы работали по программе и находились на достаточно зрелой стадии, решали проблемы, и вдруг возникало зыбкое чувство, что те ценности, которые вы определили для себя и других, слишком завышены. И это зыбкое чувство наводит на мысль, что те ценности, что вы сформулировали, и попытались за их счет убедить других людей, не стоят ломаного гроша. В ряде случаев мы были честны сами с собой и говорили: знаете, это не так уж и хорошо, нужно остановиться. Это невероятно сложно».

Есть определенные забавные переходы Айва от первого лица к третьему, но это, как замечает интервьюер, может быть оборотом речи. Единственное, что не вызывает сомнений, так это то, что когда Айв говорит «мы», он имеет в виду свою работу.

Айв говорит, что «важной частью его работы» является созыв сотрудников для подъема вопроса о прекращении работы над проектом.

О будущем

Внутри Apple царит вера в людей, в их возможности в своей сфере знаний, отмечает Айв, но когда начинается разработка продукта, процесс может быть жидким:

«Когда мы садимся и работаем над продуктом, нам нужно определить, кто будет инженером-электриком, кто механиком, а кто промышленным дизайнером».

Командная работа это важная часть процесса. «Один из драгоценнейших аспектов работы в Apple — это то, что многие в нашей команде работают плечом к плечу по пятнадцать и более лет. И ошибки тоже делаем вместе. Обучение невозможно без множества попыток, множества идей и множества провалов».

В прошлом году в Apple произошли серьезные перемены. Спустя несколько месяцев перед смертью Стива Джобса бразды правления на себя принял новый глава Тим Кук. Аналитики заговорили о том, что отсутствие Джобса приведет к неизбежному падению компании.

Как и следовало ожидать, Айв не согласен:

«Мы разрабатываем продукты так же, как и два года назад, пять лет назад, десять. Не то, чтобы некоторые из нас работали по-прежнему: у нас огромная команда, которая продолжает работу в прежнем русле».

Эта команда и есть причина, по которой Айв считает, что Apple будет успешно процветать:

«Мы уже пристрастились к командной работе, к решению очень сложных проблем командой. И мы получаем огромное удовольствие от этого. Особенно когда вы садитесь в самолет и видите, как множество людей наслаждается тем, что вы коллективно создали в муках. Это замечательная награда».

Источник: telegraph.co.uk

Джонатан Айв