Ричард Гурлей: Стив Джобс — блестящий стратег, изменивший мир

Символ Apple Стив Джобс (Steve Jobs) сложил с себя бразды управления компанией, одним из основателей которой он является. Человечеству же придется еще долго анализировать деятельность этого блестящего стратега, которому удалось изменить сам облик мира высоких технологий. Ричард Гурлей (Richard Gourlay) в попытке разобраться в этом вопросе опубликовал в блоге BusinessZone статью «Strategy: How Steve Jobs changed the world» («Стратегия: Как Стив Джобс изменил мир») от 30 августа 2011 года. Изложенные в этой статье соображения несомненно представляют интерес для наших читателей и характеризуются попыткой посмотреть на бывшего главу техногиганта из Купертино прежде всего, как на выдающегося стратега. Сложив с себя полномочия главы одной из самых инновационных компаний мира, Стив Джобс усилил и без того немалый интерес прессы, блогосферы и общественности к своей удивительной персоне, в том числе и среди аудитории, далекой от мира высоких технологий.

Стив Джобс

Стив Джобс заставил технологии работать на людей

Наш ресурс не остался в стороне от этой всеобщей тенденции и в последние несколько дней неоднократно обращался к темам, посвященным личности легендарного бывшего капитана Яблочного Корабля. В частности, 26 августа 2011 года нами была опубликована подборка наиболее примечательных цитат Стива Джобса «Гениальному Стиву понравилось повторно побывать в роли новичка». Ведущие обозреватели дают высокую оценку деятельности Стива Джобса, в частности восторженное мнение Ларри Магида раскрывается в нашей публикации «Ларри Магид: Стив Джобс – национальное сокровище» от 29 августа 2011 года.

Стив Джобс уже заслужил свое место в истории в качестве великого изобретателя. Но разве это единственное его достижение? Ему удалось также создать крупнейшую в мире компанию и это достижение удваивает его заслуги. Возможно, наиболее важным в его творческой карьере сочтут создание им не только лучших продуктов, но и целых новых рыночных сегментов. У каждого свой взгляд на Стива Джобса. Инженер видит в нем прежде всего изобретателя, экономист — выдающегося руководителя. В любом случае, каждый найдет в Стиве Джобсе что-либо такое, что приведет его в восторг. Ричард Гурлей особо отмечает подход Стива Джобса к разработке технологических продуктов:

Стив Джобс осознавал, что технологии должны работать на потребителей и [не следует] ожидать, что люди станут работать на технологии.

Действительно, большинство пользователей заинтересовано в получении конкретного результата от своих устройств. У них нет ни малейшего желания вникать в технические тонкости и тратить свое драгоценное время на то, чтобы разобраться с глубоко сокрытыми функциями. Все это было учтено Стивом Джобсом в его работе над устройствами нового поколения. Гениальный бизнесмен и стратег создавал продукты высочайшего класса. Но на этом его работа не заканчивалась. Он же обеспечивал триумфальный вход компании на рынок с этими продуктами. Большинство выдающихся изобретателей концентрируются на технической стороне вопроса, великие руководители ставят во главу угла свои лидерские функции. Если человек с успехом справляется с обеими задачами, это превосходит все ожидания и сулит прекрасный результат. Стив Джобс в должности главы Apple объединял в себе обе эти роли: изобретателя и лидера. Само по себе это не было бы столь удивительным, если бы в обеих своих ролях он не был великолепен.

Необыкновенный Стив Джобс

Стив Джобс человек совершенно необыкновенный. Он в полной мере осознает, что даже великолепные технологии не способны продавать сами себя. Он понимает, что, если компания обладает прекрасными технологиями, ей предстоит заботиться не только о том, что она предлагает миру, но и об удобстве тех, кому предстоит пользоваться продуктами компании. Далее Ричард Гурлей отмечает основные достижения Стива Джобса:

1976 год. Совместно со Стивеном Возняком (Stephen Wozniak) основал компанию Apple по производству и продаже печатных плат.

  • 1978 год. Запустил новые дисковые накопители, которые позволили заработать деньги на инвестирование их в создание полноценных компьютеров.
  • 1984 год. Запустил компьютер Макинтош, имевший важное значение для индустрии.
  • 1985 год. Был уволен из Apple и вернулся в компанию только после приобретения ею еще одного созданного Стивом Джобсом проекта NeXT.
  • Создал студию Pixar с показателем кассовых сборов в $5 млрд и продал ее за $7,4 млрд компании Disney в 1996 году
  • Создал целое поколение iПродуктов, среди которых облачный проект iCloud, начато вхождение на телевизионный рынок.

Довольно многие не осознавали преимуществ его глобальной стратегии. Его даже изгоняли из созданной им же компании. Считается, что сам по себе анонс интересного продукта достаточен для того, чтобы привлечь внимание широких масс. Но Стив Джобс всегда понимал, что это не так. Мир не меняется за один день. Чтобы новые продукты нашли понимание и одобрение у пользователей, следует держать в голову общую картину ситуации во всем ее многообразии и точно рассчитывать точку приложения усилий.

Те, кому довелось работать со Стивом Джобсом, характеризуют его, как человека упорного, вспыльчивого, темпераментного и стоящего на своем. Но смог бы человек с другим характером в такой же степени изменить мир? Когда людей просят рассказать о Стиве Джобсе, они называют его также перфекционистом, человеком требовательным и даже гипнотизирующим. Таким запомнил мир деятельного Стива, умеющего достигать поставленных им вершин.

Стив Джобс позвал Скалли менять мир, забыв про сладкую воду

Стиву Джобсу действительно удалось изменить мир. Его усилия оказали такое влияние на технологии, что трудно даже подыскать пример подобного влияния. Но даже не это самое главное. Он не только менял облик мира, но управлял направлением этих изменений. Великий стратег думает не только об изменениях, но и об отдаленных последствиях этих изменений. Таким образом, стратег может вовремя направить процесс в наилучшем направлении. Многие владельцы и директора компаний работают прежде всего над правильным позиционированием своих товаров в соответствующем ценовом сегменте. Вершиной успеха считается сделать свой продукт «номером один» в своей категории… на день, на месяц или на год. Иными словами, большинство всегда ориентировано на сиюминутные достижения, Стив Джобс же заставил Apple пересмотреть сами устои технологического мира и сделал компанию игроком номер один в сфере технологий. Он в полной мере осознавал важность своих задач и для него это не были просто высокопарные высказывания. Слова, которыми он убедил Джона Скалли (John Sculley) перейти в Apple из Pepsi, как нельзя лучше характеризуют саму суть стратегии Стива Джобса:

Хочешь ли ты всю жизнь торговать сладкой водичкой или желаешь пойти со мной менять мир?

Признаки блестящей стратегии проявлялись на протяжении всей его карьеры. Это и музыка «Vangelis’ Chariots of Fire» во время анонса Макинтоша. Это и гигантский экран во время анонса iPod, на котором глава компании Apple просто достал плеер из заднего кармана своих джинсов. Что и говорить, умение произвести впечатление на аудиторию — один из основных талантов гениального Стива. Каждый продукт методично готовился к запуску в течение примерно двух лет, с учетом всех мелочей. Все маркетинговые детали продумывались от начала до конца.

Если говорить о методике продаж, то здесь Apple располагает одной из лучших розничных сетей Apple Store, магазины которой людям просто хочется посетить. Главный упор в этих магазинах делается не на удешевление товара, а на его преимущества перед аналогичными, имеющимися на рынке, предложениями. Как уже неоднократно говорилось, Стив Джобс внимателен к деталям. Благодаря этому, коробка с высокотехнологическим устройством становится настоящим произведением искусства. Даже в мелочах Apple старается отличиться, в том числе и использованием нестандартного шрифта Garamond вместо Times New Roman, который с подачи Microsoft многие годы является стандартом де-факто в высших учебных заведениях. Ричард Гурлей отмечает те преимущества, которые обеспечивал Apple перфекционизм ее бывшего главы:

Внимание к детялям, в котором проявлялся его перфекционизм, заставляло конкурентов выглядеть и чувствовать [себя гостями из] Средневековья.

Знаменитый эппловский лозунг «Think different» («Думай иначе») лег в основу стратегии компании, осуществление которой началось в 1997 году. Главной задачей этого лозунга было достучаться до сознания людей, не видевших альтернативы Биллу Гейтсу (Bill Gates) и программным продуктам корпорации Microsoft, которую он в то время возглавлял. Выражение «Think different» вселило в сердца 50 тыс сотрудников Apple и позволило стратегии ее главы распространиться по всему миру. Среди покупателей Mac представители не только технических специальностей. Это целое новое поколение пользователей, которые с удивлением обнаружили для себя альтернативу, с которой легко управляться и которая не напоминает усовершенствованную пишущую машинку. Здесь следует напомнить читателю, что персональные компьютеры 90-х еще не могли похвастаться богатыми мультимедийными возможностями, а распространение Интернета было еще весьма слабым. ПК в основном использовался в качестве пишущей машинки и для игр, которые тоже имели мало общего с современными.

Итоги карьеры Стива Джобса подводить рано

Впрочем, поскольку Apple никогда не была «театром одного актера», несмотря на огромную личную харизму ее бывшего главы, для того, чтобы оценить роль его наследия потребуются годы. Впрочем, Стив Джобс уже вошел в историю, как талантливый изобретатель и как один из самых успешных бизнесменов планеты. Как говорили еще древние, подлинной оценкой успеха является не сделанное человеком, а продолжающее расти и после того, как он перестал прикладывать к этому свои усилия. Поэтому значимость и роль Стива Джобса в истории науки и техники предстоит оценивать уже грядущим поколениям, но мы и сейчас можем подвести некоторые итоги, итоги деятельности Стива Джобса во главе компании Apple c 1997 года. Ричард Гурлей приводит конкретные цифры:

C момента возвращения Стива Джобса в 1997 году было продано:

  • 26 млн iPhone*
  • 60 млн компьютеров
  • 200 млн iPod
  • 1 млрд песен в iTunes

Сейчас Apple оценивается в $356 млрд (на $2 млрд больше Exxon), это делает ее крупнейшей компанией мира. В последнем квартале доходы Apple более чем удвоились до $7,3; продажи возросли на 82% до $28,6 млрд; было продано 20 млн iPhone; 9 млн iPad; 8 млн iPod и 4 млн компьютеров Mac.

Когда Стив Джобс объявил о своей отставке, стоимость компании тут же снизилась на $17 млрд (5%), зато он увеличил ее капитализацию до 9000% от состояния 1997 [года].

Основатель и талисман Apple Стив Джобс в конце концов отошел от управления самой успешной компанией мира, вероятно миру еще предстоит осознать, насколько этот блестящий стратег изменил мир.

*Здесь следует ввести разъяснительное примечание. Ричард Гурлей приводит цифру в 26 млн проданных iPhone, в то время как по данным англоязычной Википедии даже по состоянию на конец 2010 года было продано 73 млн 734 тыс телефонов Apple. По всей видимости, речь идет о 126 млн проданных iPhone, но нам не удалось найти подтверждение этой цифры и мы не считаем возможным менять что-либо в тексте цитаты.

Многогранный гений Стива Джобса лежит в основе успеха Apple

О Стиве Джобсе писали, пишут и будут писать много. Многогранный гений этого человека, на протяжении долгих лет возглавлявшего компанию Apple, проявлялся в самых различных областях. Он — выдающийся изобретатель и специалист по маркетингу, блестящий стратег, сумевший обеспечить техногиганту из Купертино многолетний рост, процветание и известность. По иронии, самой дорогой компанией мира стала компания, не ставящая прибыль во главу угла по словам ее бывшего главы:

Деньги не являются целью Apple. Наша цель – дизайн и разработка хороших продуктов, которые мы выводим на рынок. Мы верим, что вследствие этого людям они понравятся, из чего вытекает то, что мы заработаем какие-то деньги. Но мы полностью уверены в том, каковы наши цели.

Благодаря разработанной Стивом Джобсом стратегии, компании удалось завоевать преданность потребителей и эта преданность в большей степени работает на компанию, чем любая реклама. Успех сам идет в руки тех, кто любит свое дело и умеет его делать так, чтобы все вокруг восхищались. Проявляющийся в стремлении к совершенству перфекционизм Стива Джобса заставил заговорить об Apple даже людей, в круг интересов которых не входят высокие технологии.

Сейчас компания стоит на пороге нового этапа. Ее возглавил операционный директор Apple Тим Кук (Tim Cook), который полагает, что лучшие дни у техногиганта из Купертино еще впреди. Новый гедиректор не собирается ничего менять в культуре компании. Это внушает надежду на то, что заложенное Стивом Джобсом основание сохранится и Apple и далее будет сопутствовать успех.

Источник: Businesszone.co.uk, En.wikipedia.org, Tmgcanada.wordpress.com