iPad популярнее холодильника

Почему информационные технологии сейчас развиваются столь стремительно? Почему другие (более полезные) виды бытовой техники не претерпели столь значительных изменений? Где массовые роботы-уборщики и автоматические кулинары, способные избавить людей от домашних хлопот? Высокотехнологическая отрасль раз за разом показывает чудеса, одно из которых было недавно продемонстрировано на знаменитой презентации Apple, в ходе которой увидели свет в том числе iPad 4 и iPad mini. Тем временем пылесос остается пылесосом, во многом таким же, каким он был несколько десятилетий тому назад.

iPad

Информационные технологии исторически опережают прочие

Прежде всего следует уточнить, все что вы прочтете далее не относится к эмоциональным категориям вида «хорошо» или «плохо». Это просто «есть как есть». Можно относиться к структуре человеческих потребностей как угодно. Другой от этого она не станет.

Еще в далекие времена люди прилагали все возможные усилия для того, чтобы создать возможности обмена информацией. В городах были форумы (не веб-форумы, а площади, где собирался пообщаться народ). В сельской местности (а другой тогда почти и не было) проводились сезонные ярмарки, куда изо всех окрестных сел направлялись не только продать товары и скупиться, но и людей посмотреть да себя показать, то есть пообщаться, обменяться свежими (и не очень новостями), договориться о свадьбе детей.

Около дворов старательно сколачивали специальные лавочки, на которых можно было посидеть и посплетничать. На эту тему можно говорить долго, но мы лишь отметим, что человечество всегда уделяло информационным технологиям значительное внимание. Можете начинать смеяться уже сейчас, но все это были именно информационные технологии, даже неказистая деревянная лавочка.

Пришла пора газет, затем радио. Пропустим эти вехи и сразу перенесемся в начало 1970-х годов, когда телевидение стало массовым. Надо сказать, телевизор сразу очаровал людей невиданной доселе возможностью видеть то, что происходит за многие сотни километров от зрителя.

Так вот, потребность в информации была столь велика, что люди отдавали предпочтение телевизору перед, казалось бы, куда более полезными в хозяйстве предметами.

Так в 1970 году на сотню советских семей приходился пятьдесят один телевизор и всего тридцать два холодильника. Напомним читателю, что речь шла не о современном зрелищном и многообразном телевидении, а о довольно ограниченном наборе передач и фильмов.

Кто-то может возразить, что в этом проявлялись некоторые особенности отечественного подхода к потреблению. Но это совсем не так. В 1975 году у 30 % семей в США не было стиральных машин и только у 10 % семей не было телевизоров.

Таким образом оказывается, что потребность в информации общечеловеческая и никак не зависит от особенностей конкретной культуры.

Чтобы понять о чем идет речь, достаточно сказать, что люди отказывали себе в возможности длительного хранения продуктов, но не сомневались в том, что им нужна видеоинформация (которая, на первый взгляд, не является первостепенной потребностью). Но люди никогда не рассуждали прагматично.

Отсюда становится понятным, что даже сорок лет назад (как и четыреста, впрочем), люди отдавали предпочтение информационным технологиям перед вещами, на первый взгляд, более необходимыми в хозяйстве. Сегодня поменялись технологии, но человеческая психология осталась прежней.

Каждый четвертый житель Земли купил новый телефон

В минувшем, 2011 году, по данным Canalys, было продано 487,7 миллиона смартфонов. В IDC полагают, что эта цифра даже немного выше: 491,4 миллиона единиц. Всего в году минувшем было продано (а следовательно, и куплено) 1 миллиард 546 миллионов мобильных телефонов (данные IDC). Таким образом, в прошлом году новый смартфон приобрел почти каждый четырнадцатый житель нашей планеты, а новеньким телефоном обзавелся почти каждый четвертый.

Есть такая вещь, называется мультиваркой. Полезнейшая в хозяйстве штука, которая сводит весь процесс приготовления пищи к нарезке и закладке в нее продуктов. Готовит она сама, никакой активности со стороны кулинара не требуется. Казалось бы, с практической точки зрения она куда полезнее смартфона. Но у многих ли обладателей последних моделей iPhone она имеется?

Вот именно! Человек согласен готовить пищу по старинке, помешивая ее в кастрюле и тщательно избегая пригорания. Согласен тратить свое драгоценное время и силы, но ни за что не согласится отказать себе в дополнительных возможностях общения. К сожалению, статистики по продажам мультиварок найти не удалось. Но даже сам факт отсутствия такой статистики свидетельствует о том, что интерес к этим замечательным (и сравнительно недорогим) агрегатам не слишком велик на фоне того, что статистики по продажам мобильных устройств море.

Чем же обусловлена такая «нелогичность» человека? Дело в том, что главное человеческое отличие состоит в способности к творчеству, которое невозможно без обладания информацией. Отсюда и повышенная потребность в общении, получении информации и обмене ей. Человек не может не думать, просто не может. А это значит, что должно быть над чем думать.

Отсюда и такой «перекос» в сторону информационных технологий. А развиваются они с опережением потому, что именно на них есть стабильный и устойчивый спрос. Хотя, на самом деле, бытовая техника тоже совершенствуется. Просто людям не свойственно следить за этими технологиями. Пылесос — пылесосит, холодильник — морозит, кастрюля — варит… и ладно!

По данным «Association of Home Appliance Manufacturers» в 2011 году всеми производителями на рынок было поставлено всего 8,9 миллиона холодильников, агрегатов по цене вполне сопоставимых с iPad. Так вот, только в четвертом квартале минувшего года Apple продала 15,4 миллиона своих планшетов.

История Apple