Маркетинговая машина Apple — монстр

Сказать, что Apple — неординарная компания — значит ничего не сказать. С рыночной капитализацией, которая колеблется в пределах 573 миллиардов долларов, это самая дорогостоящая компания в мире. Но еще до того, как компания приобрела это резкое отличие, Apple стала особенной и на других фронтах — включая появления на публике, презентации в СМИ и прочие публичные проявления. Apple — маркетинговый монстр. Слово «монстр» этимологически выросло из латинского «monstros», что близко к «чуду». Склонность раздувать из мухи слона характерна для людей.

silver-apple-logo

К примеру, за несколько месяцев до того, как Apple представила последний iPad, техническая пресса и даже мировые СМИ обсуждали, что может сделать Apple, выбирая факты из общей картины компании последних десяти лет. Никогда не понимал, как ей это удается, но очевидно, что блогеры и аналитики были просто снедаемы любопытством. Впрочем, как и всегда.

Когда продукт, наконец, вышел, большая часть слухов подтвердилась, но игра со сплетнями оставалась интересной до самого конца, поскольку на 100% не был уверен никто. СМИ любят сплетни — и не только в области технологий. Одного из аналитиков с CBS Radio News даже попросили собрать интервью для обширной программы, целью которой было выяснить, что планирует представить Apple. Ну или погадать на кофейной гуще. И как только компания представила новый iPad, многие захотели разобрать планшет и разобраться (простите за каламбур), из чего же он слеплен.

Некоторые компании специально купили iPad, дабы проанализировать его начинку. К примеру, iSupply.com взяла один из новых iPad и выяснила, что себестоимость 16-гигабайтовой версии с Wi-Fi за 499 долларов составляет 364,35 плюс 10,75 за сборку. Экран, как выяснил ресурс, стоит 87 долларов (для сравнения экран старого iPad стоит 57 долларов).

По определенным причинам, на подобные разборы полетов нашлись свои любители, но я не могу припомнить подобного ажиотажа вокруг какой-либо пользовательской электроники. Никогда не задумывались о том, какова себестоимость вашего холодильника? А сколько ваших знакомых пускает слюну, когда на рынке появляется новая бытовая техника? Даже новости о выходе новых автомобилей, которые очаровывали старое поколение, собирают не так много фанатов.

И почему так много людей испытывают необходимость перейти на новую модель планшета, которая на самом деле мало чем отличается от предыдущей версии? Да, новый экран гораздо лучше, но вы видели последние телевизоры с высоким разрешением? Бьюсь об заклад, вы выбираете тот телевизор, который лучше всего будет смотреться в гостиной, но едва ли хоть один покупатель будет хвастаться тем, что купил последнюю модель телевизора, обновив свой старый зомбоящик.

Когда же выходит устройство Apple, оно сразу занимает первые полосы газет, а самые первые обзоры собирают наибольшее число читателей. Это одна из причин, почему каждый обзорщик, который получает на руки новый планшет, стремится поскорее выдать на-гора свое мнение. Большинство выставило новому iPad высокую оценку — и мы не исключение. Но у восхищения продукцией и чрезмерной похвалы Apple есть и обратная сторона медали: когда обнаруживается малейший дефект, на компанию обрушивается гора критики.

Как и большинство людей, которые держали в руках iPad еще до релиза, мы не заметили, что устройство греется, когда вы играете в «прожорливые» игры. И как только слово «греется» проскользнуло в народные массы, на iPad обрушилась тонна критиков, а процесс раздувания из мухи слона стали называть чуть ли не «heatgate» (по аналогии с antennagate, от которого пострадал в свое время iPhone). Чуть ли не национальный скандал.

Consumer Reports, который в 2010 году отказался рекомендовать iPhone 4 из-за проблем с антенной (о чем мы и написали выше), протестировал новый iPad и выяснил, что температура при перегреве достигает 46,67 градуса — чуть теплее, чем на iPad 2. Многих это напугало, но сам автор написал, что когда iPad греется, никаких неудобств это не вызывает, если держать его в руках не очень долго. И как было отмечено в публикации, «вряд ли» это будет влиять на решение рекомендовать или нет.

Однако даже после прочтения этой истории на Consumer Reports, я не заметил, чтобы iPad особо нагревался. Правда, в отличие от Consumer Reports, я никогда не использовал iPad для того, чтобы «играть в Infinity Blade II на протяжении 45 минут». Зато смотрел двухчасовой фильм с Netflix и рыскал по Интернету около четырех часов.

Проблема с антенной два года назад вызвала куда больше обсуждений. Сам Стив Джобс прервал отпуск на Гавайях, чтобы созвать срочную конференцию по этому вопросу. Люди делают из мухи слона, маркетинговая машина работает, СМИ — лгут, а какой сделать из этого вывод — решать вам.

Источник: forbes.com, аналитика: Ларри Магид (Larry Magid)