Модельный ряд iPad: горшочек, не вари?

Apple еще никогда не предлагала такого разнообразия модификаций планшетов iPad одновременно. После анонса iPad Air 2 и iPad mini 3 компания имеет пять различных моделей, предлагая 56 различных конфигураций (учитывая выбор цвета корпуса устройства) по ценам от 14 490 рублей до 46 990 рублей. С таким огромным выбором линейка iPad все менее соответствует избитому слогану Apple – «просто и элегантно», который компания традиционно использует в отношении своих продуктов.

Модельный ряд iPad

Сложно сказать, станет ли такая широта выбора проблемой для потребителей, но это совершенно точно является реакцией компании Apple на действия конкурентов на все более разрастающемся рынке планшетов. Критики, которые считают, что Apple больше не являются новаторами, задаются вопросом: а не ведет ли нынешний глава корпорации Тим Кук производителя ко все более запутанной и менее прибыльной линейке продуктов? Предоставление такого широкого выбора идет вразрез с философией продуктов, которой придерживался основатель Apple Стив Джобс. Он представил iPad в 2010 году, а уже в 2011 компанию унаследовал ее нынешний руководитель.

«В этом и заключается разница между Куком и Джобсом, – отмечает Роб Эндерле, аналитик компании Enderle Group. — Джобс создал уникальнейшую модель. Его идея заключалась в создании простой линейки и представлении ее людям».

Если бы мы зашли в Apple Store четыре года назад, когда рынок планшетов только начинал развиваться, то наш выбор, как потребителей, соответствовал бы видению Джобса. Потенциальный покупатель iPad должен был решить для себя только несколько вопросов: сколько памяти мне нужно (16, 32 или 64 ГБ) и нужна ли мне в устройстве возможность работы с сотовой сетью передачи данных или достаточно лишь подключения по Wi-Fi. Как только iPad стал завоевывать сердца потребителей (компания продала уже 225 миллионов устройств), рынок планшетов стал расти, и конкуренты наполнили его своими устройствами.

Apple начала предлагать устройства для потребителей, которые не гонятся за топовыми решениями, а 9,7-дюймовое устройство было именно таким. Такая же стратегия была использована для завоевания массового рынка цифровых плееров с iPod и сейчас используется для iPhone. Для iPad расширение линейки означало не только появление меньшего по размерам планшета – 7,9-дюймового iPad mini, который был представлен в октябре 2012 года, но и прошлогоднее «переизобретение» 9,7-дюймовой модели с появлением iPad Air толщиной с карандаш. Почти всегда при анонсе новой модели Apple прекращала поставки старых продуктов, чтобы упростить выбор для покупателя. iPad 2 заменил модель первого поколения, iPad 3 был вскоре заменен четвертой итерацией, а iPad 4 сменил iPad Air.

ipads1

Однако сегодня Apple все еще предлагает первое и второе поколение iPad mini вместе с первым iPad Air. iPad mini 3, которому вице-президент по маркетингу Фил Шиллер уделил всего 40 секунд времени на сцене во время презентации новых продуктов, лишь слегка отличается от своего старшего собрата: в нем появилось больше памяти и сканер отпечатка пальца Touch ID на кнопке Home. Apple продолжает продажи iPad mini 2 по сниженной цене 17 490 рублей, что позволяет обозревателям советовать потребителю воздержаться от покупки iPad mini 3 и обратить внимание на более доступный mini 2. Это необычно для компании, которая известна тем, что устанавливает высокие цены на самые лучшие устройства. Так в чем же дело? Аналитики связывают это с тем, что Samsung, основной соперник Apple на рынке планшетов и смартфонов, завоевывает все больше потребителей множеством моделей, которые представлены в различных продуктовых линейках по различным ценам.

«Тим Кук пытается конкурировать с Samsung, – говорит Эндерле. – И вместо легкого выбора потребитель сталкивается с очень сложным».

Это отражается на потребителе, когда перед ним встает вопрос, как не ошибиться с покупкой? Не купить ли 16-гигабайтную модель iPad mini 3, когда он хотел купить 64-гигабайтную модель iPad mini 2?

«В данный момент у них так много старых моделей на рынке, что разобраться в них для потребителя становится чертовски сложно,– отмечает аналитик. — Такая сложность принесет трудности Apple в долгосрочной перспективе».

Здесь в игру вступают другие факторы. На планшеты не делают скидок, и их продажи не субсидируют сотовые операторы. Это заставляет потребителей пользоваться этими устройствами дольше, поскольку сотовые операторы не подталкивают их с помощью субсидий к обновлению на новые устройства каждые два года (или меньше). Компания Apple построила свой телефонный бизнес на подстегивании потребителей к покупке самого лучшего и самого нового iPhone. Но они не могут перенести эту стратегию на iPad.

Apple продала 225 миллионов iPad с того момента, как они представили его в 2010 году. У них есть 675 000 специализированных приложений для данного устройства. Однако доля рынка планшетов компании упала с 33% до 27% во втором квартале 2014, по данным исследований рынка IDC. iPad по-прежнему остается второй по прибыльности линейкой продуктов компании после iPhone с показателем от 15% до 20% прибыли (доля iPhone насчитывает более половины прибыли). И хотя рынок планшетов продолжает расти, предполагается, что потребители купят 229 миллионов устройств в этом году, его рост замедлился с 55% в прошлом году до 11% в 2014, по данным прогноза, опубликованного в этом месяце компанией Gartner.

Такие компании, как Samsung, Google и Amazon, выпускают конкурентные устройства и продают их по ценам ниже, чем у iPad, и здесь Apple становится на скользкую дорожку. Новейший планшет от Google – Nexus 9 – это качественное устройство, которое способно противостоять iPad Air 2, но стоит он приблизительно как iPad Air первого поколения. Это может отразиться и на самом бренде Apple. Но возможно, что расширение линейки устройств – это стратегическое решение, как считает Рода Александер, директор исследовательского подразделения HIS Technology.

«Apple позволяет потребителям выбирать доступные устройства, – говорит она. — Уровень цен на них стартует с 14 490 рублей за 16-ГБ модель iPad mini первого поколения – устройство двухлетней давности, в котором отсутствуют дополнительные возможности его более новых собратьев. Все это – тщательно спланированные шаги, чтобы подвести потребителя к процессу выбора».

Есть риск, что потребители, увидев продуктовую линейку Apple, сломают себе голову при выборе. «Такую ситуацию нельзя отрицать, особенно для тех, кто впервые сталкивается с продуктами компании», считает Александер. Однако у компании Apple уже есть опыт подобных игр с iPod. Оригинальный iPod с 5 ГБ памяти был единственным устройством в 2001 году. К 2009 году, пройдя через множество итераций, Apple представила Shuffle, mini, Classic и Touch, изменяя дизайн и цвета. Эти эксперименты были оправданы, и iPod стал главным медиаплеером в мире.

ipad2

В случае с iPod каждая модель плеера играла свою уникальную роль, понятную потребителю: iPod Shuffle для занятий спортом, Touch для любителей игр, которые не слишком часто слушают музыку, Classic для одержимых музыкой из iTunes Store. То же самое происходит сейчас с iPhone – у потребителей есть понятный выбор между большим и еще большим размером экрана.

Разница для iPad не так очевидна: меньший по размеру iPad mini легче держать одной рукой и его проще уместить в дамскую сумочку или рюкзак. Но люди используют его примерно так же – с теми же приложениями, для тех же задач и чаще всего дома с подключением по Wi-Fi. В этом заключается проблема выбора между mini и Air и решения вопроса, какой же из них будет предпочтительнее для конкретных задач? Александер считает, что Apple должна внести ясность в этот вопрос, и для этого существуют магазины, где как раз и пытаются ответить на все вопросы покупателей.

По материалам CNET.com

iPad Air