Продажи iPad: ищем виновных

Снижение продаж iPad, тенденция к которому наблюдается в последнее время, — излюбленная тема аналитиков. Всевозможные причины, по которым планшету из Купертино пора на покой, без устали выдумываются прессой, а сам iPad порой называют даже обузой для производителя. Подобные заявления звучат и в адрес других компаний, но как же отреагируют скептики на то, что в ситуацию вовлечены внешние факторы?

ipad-sales

Несмотря на регулярные обновления линейки и довольно широкий (по меркам Apple) ассортимент моделей, популярность iPad продолжает снижаться. Вернее, снижаются показатели продаж — сами устройства де-факто превратились если не в стандарт, то в некую планку, на которую по-прежнему равняются как индустрия, так и потребители. Хитроумных выкладок не требуется, достаточно сказать, что производители переходят к формату 4:3 (не прошло и полгода), а у многих пользователей iPad ассоциируется с самим понятием планшета. Тем не менее проблемы всего сегмента налицо: прогнозы начала десятилетия о замещении традиционных машин не спешат оправдываться, несмотря на быстрое развитие специализированных приложений. Вопросам, связанным с особенностями линейки iPad и их влиянию на продажи в долгосрочной перспективе, посвящён отдельный материал, а сейчас давайте посмотрим, как обстоят дела на рынке в целом.

Известная американская компания IDC, занимающаяся маркетинговыми исследованиями, недавно оценила ситуацию с продажами планшетов во всём мире. Конечно, данные IDC не всегда объективны — эта фирма умудрилась сравнивать продажи iPad с детскими игрушками — но, согласно выкладкам аналитиков, рынок стагнирует уже третий год кряду, а в сравнении с показателями прошлого года «просел» на целых 7 процентов.

idc-tablets-12-15

Главный скачок за указанный период пришёлся на четвёртый квартал 2013 года, когда был выпущен iPad Air. Тому есть очевидная причина: устройство серьёзно отличалось от предшественников дизайном и в целом оказалось удачным (ваш покорный слуга также приобрёл его в тот сезон). Оживлению спроса способствовала и новая модель mini с экраном Retina. Ровно через год, после трёх умеренных кварталов, продажи планшетов вновь пошли вверх, невзирая на «эволюционность» обновления в виде iPad Air 2. Если предположить, что начатая осенью 2013 года тенденция сохранится, уже скоро мы увидим очередной бум продаж. Тем более что на этот раз одним лишь дисплеем обойтись не удастся.

Если взглянуть на расстановку сил в сегменте, то Apple по-прежнему занимает первое место среди коллег. Безусловно, доля аппаратов на Android выше таковой для любого отдельно взятого вендора, но рассматривать эту ОС как единую платформу некорректно ввиду огромного количества производителей. Что касается самих марок, то их рейтинг в IDC выглядит так.

tablets-market-share-vendors

С другой стороны, снижение совокупной доли iPad происходит быстрее, чем у конкурентов. Почему? Вероятнее всего, виновато позиционирование линейки, в которой де-факто отсутствуют бюджетные предложения. В некотором роде Apple наблюдает за развитием рынка последних (на котором, как известно, самая жёсткая ценовая конкуренция), занимая тем временем две трети верхнего сегмента в родной Америке. Но даже самый уверенный бренд не застрахован от такого фактора, как каннибализация продуктов — многие пользователи отказываются от планшетов в пользу увеличивающихся смартфонов. Вместе с более коротким жизненным циклом (в среднем) это явление стимулирует их продажи, естественным путём снижая спрос на планшетные ПК.

Выходит, что в проблемах планшетов, как и в колебаниях стоимости акций, виноваты объективные факторы, а не любимые журналистами «просчёты» производителей. Нестандартным подходом к их решению может стать корпоративный сегмент — несложно догадаться, что в центре партнёрства Apple с IBM находится именно iPad. Ещё в прошлом году Тим Кук отмечал, что, несмотря на постепенное восхождение планшетных ПК на корпоративный Олимп, общая их доля на этом рынке не превышает 20 процентов. По мнению CEO, эта цифра может возрасти в три раза уже в ближайшие годы.

apple-ipad-ibm

Будет ли это так — покажет время, но сегодня можно сказать одно: потенциал планшетных ПК не раскрылся в полной мере, и оживление буксующего рынка зависит не только от новых применений, но и новых идей. В условиях экономических проблем потребители неохотно покупают похожие продукты, а лояльная политика Apple касательно обновлений ОС разбаловала аудиторию и приучила её к длительному жизненному циклу гаджетов. Впрочем, последним могут похвастаться не все производители, и в теории это должно подтолкнуть покупателей к обновлению парка устройств на конкурирующих платформах. Так или иначе, делать какие-либо выводы можно будет не раньше начала следующего года, когда закончится праздничный новогодний сезон. Если вендоры не предложат ничего принципиально нового, а корпоративные клиенты останутся верны традиционным ПК, «трезвый» рынок рискует сокращаться и дальше; если же аудиторию удастся удивить, то у планшетов появится шанс отыграть своё. Во всяком случае, частично.

Планшеты AppleПродажи iPad