Появится ли Flash на iPhone?

Последние несколько лет обозреватели интересуются, когда же Apple обеспечит iPhone поддержку Adobe Flash. На встрече акционеров компании, Стив Джобс сделал несколько комментариев, из которых следует, что поддержка будет иметь место, но когда точно – неизвестно. Причем виноваты в этом архитектурные ограничения самого Flash.

Почему Flash?

Мобильный браузер Safari, который стоит на iPhone, дает полное впечатление работы с Интернет на обычном компьютере, а недостающие элементы, без которых страдают многие пользователи, могут компенсироваться за счет Flash – программного обеспечения, благодаря которому появляются интерактивные изображения. Adobe Flash является самостоятельной средой, которая представляет интерактивные анимированные элементы веб-сайтов.

Самый распространенный способ применения Flash это баннерная реклама, которая привлекает внимание пользователя игровым характером, и, заодно рекламирует нужный товар. Flash стал также оптимальным решением для внедрения видеороликов на веб-странички, сделав задачу по организации рабочих клипов в любой системе более простой, без необходимости дополнительно инсталлировать плагин.

Flash работает, поскольку у многих посетителей Интернет нужный плагин уже есть: Adobe заключил обширное соглашение, касающееся Microsoft Windows и Apple’s Mac OS X. Пользователи, у которых проигрыватель Flash не установлен, могут бесплатно обзавестись им. Adobe сейчас даже предлагает версию плагина для Linux.

Flash на iPhone

Некоторые люди, не очень подкованные с техническое стороны, предполагали, что Apple выпустит плагин для Flash для работы с iPhone, который будет действовать аналогично плагину на стационарных ПК. Так, например, iPhone поддерживает просмотр PDF–документов, файлов Microsoft Word и Excel. Проблема заключается в том, что рабочий цикл Flash не был предназначен для работы где-либо, кроме стационарного компьютера, у которого доступ к питанию не ограничен и нет таких проблем, как время работы аккумулятора, объем памяти и теплоотдача.

iPhone это, вообще, отдельно стоящий продукт. Его аккумулятор по показателям соответствует батарее питания ноутбука, потребление энергии низкое, а встроенный ARM-процессор работает не так как Intel Core и PowerPC, которые используются в компьютерах, работающих с Flash. Чтобы разработать Flash-плагин для iPhone, необходимо оптимизировать собственное программное обеспечение Adobe для архитектуры ARM. Apple не сможет этого сделать независимо от Adobe.

Flash и проблемы

Существуют также более значимые проблемы. В то время как компьютеры могут совмещать несколько процессов полной мощности, процессор iPhone не только меньше и медленнее их, но также подразумевает эффективное использование энергии, что также замедляет работу.

Среда iPhone OS X спроектирована для работы с относительно малым образом диска, хранимого на NVRAM. Adobe Flash, в свою очередь, разработан для работы на стационарных компьютерах с небольшими ограничениями в плане используемого объема диска или RAM. Так, iPhone быстро выйдет из лимитов памяти.

Если даже Adobe сможет разработать собственный Flash-плагин для iPhone, который подгонит быстро стареющую среду Flash под ARM, нужно будет также оптимизировать объем потребления энергии и памяти, а также разобраться с теплоотдачей. В результате этого, плагин вновь не сможет поддерживать большинство веб-приложений на Flash, которые были разработаны для стационарных компьютеров. В итоге получится нечто вроде имитатора Windows, который работает только с программным обеспечением, предназначенным для Vista. Большинству пользователей нужны будут как раз старые Flash-ролики, и они не будут ждать появления разработок на новом коде.

Большой вопрос

Ничто из этого не может удивить разработчиков, которые следят за руководствами Apple для iPhone. В январе прошлого года Джобс сказал, что iPhone не будет продаваться с поддержкой Sun Java, но оставил открытым вопрос о поддержке Flash, сказав «возможно».

С того времени и до выпуска iPhone в конце июня, Apple работала с Google, чтобы переместить видеобиблиотеку YouTube с плеера на основе Flash на веб-страничку с собственным интерфейсом iPhone, соответствующим стандартам ISO. Видеоролики формата MPEG 4 и H.264 загружались непосредственно с серверов Google. H.264 это видеоформат, который поддерживает вся современная техника и более того: от дисков Sony Blu-Ray до Apple iTunes и открытых библиотек, таких как x264.

Этот шаг был призван снизить нужду iPhone во Flash, как в средстве распространения видеороликов в сети. С появлением iPhone, использование плеера H.264 YouTube и отсутствие поддержки Flash, практически поставило крест на появлении Flash вообще когда-либо, но мысли о будущей работе Flash на iPhone продолжают появляться время от времени.

Уважаемые разработчики – не используйте Flash

В письме Apple к разработчикам, датируемом июнем прошлого года, был представлен ряд рекомендаций разработчикам веб-приложений для iPhone, где тоже не выражалось оптимистических надежд на появление Flash-плагина. В нем было четыре довольно интересных отступления, касательно Flash и iPhone:

«Не делайте закладки JavaScript для загрузки Flash. Мы не поддерживаем Flash и загрузки»
«Safari в iPhone не поддерживает… Java-приложения, Flash, инсталляцию плагина»
В разделе «Технологии, которые не поддерживаются» Apple указала только одну технологию — Flash.
«Вам следует избегать использования Flash и Java для контента iPhone. Вам также не следует предлагать пользователям загружать последнюю версию Flash на iPhone, поскольку ни Flash, ни загрузки не поддерживаются Safari в iPhone».

В руководстве не идет речь о том, чтобы иметь дело с существующими вариантами Flash. Вместо этого ставится акцент на использовании его альтернатив. В руководстве ведется активная пропаганда использования в iPhone стандартов, таких как CSS, JavaScript и Ajax. Интернет постоянно развивается, и по мере его развития будет меняться и Safari. Отчет обещает, что все перемены, связанные с работой WHATWG и W3C будут донесены до разработчиков.

WHATWG, членом которой является Apple, это рабочая группа, которая занимается исключительно технологиями применения гипертекста, особенно в качестве альтернативы Adobe Flash, Flex или AIR, или подобной технологии у Microsoft — Silverlight.

Другие ограничения, о которых Apple предупреждает разработчиков приложений для iPhone, это запрет на использование JavaScript, непотокового видео, а также картинок, HTML-файлов или загрузок объемом больше 10Мб. Любая заставка JavaScript не должна длиться более 5 секунд, а использование мыши должно компенсироваться сенсорным экраном.

Все эти ограничения найдут применение и в гипотетической среде Adobe Flash iPhone, делая задание Adobe по переработке своего ПО для iPhone очень сложным. Известно, что приложения на Flash как раз ориентированы на использование мыши, загрузки и цикла событий. Отсюда вывод: Flash и iPhone несовместимы.

Flash в конце тоннеля

Стоит отметить, что Adobe ушла от попыток оснастить мобильные телефоны полноценным Flash-приложением. Вместо этого компания разработала Flash Lite – упрощенный рабочий скрипт, который обеспечивает использование интерфейса на простых телефонных платформах. Flash Lite не воспроизводить контент на Flash на веб-страничках, что делает его бесполезным для обладателей iPhone.

Телефон от Apple уже оснащен более сложным программным обеспечением, которое позволяет, например, применять приложение под названием Cocoa. Flash Lite может быть полезным только в случае, если провайдеры мобильных услуг решат использовать полноценную графику на телефонах, которые они продают.

Вот почему Джобс на встрече акционеров сказал, что Flash Lite «не может использоваться с веб-приложениями». Это просто плагин не для применения на веб-страницах. Кроме того, он является родственным приложением к Flash на стационарных компьютерах, который работает на iPhone слишком медленно.

Недостающее звено

«Здесь есть недостающее звено», — продолжил Джобс, но, основываясь на документации разработчиков Apple касательно iPhone, становится понятно, что Apple не ожидает разработки недостающего звена средствами Adobe.

Неизвестно, существует ли вообще это недостающее звено, поскольку совместимость с существующими приложениями Flash (изначально придуманными для стационарного компьютера) не является лучшей характеристикой мобильного устройства, особенно с таким процессором, как в iPhone. На самом деле это не проблема, так как Flash делает удобной разработку приложения для стационарных компьютеров, где уже установлен плагин для Flash, но для обладателей iPhone он не принесет ничего нового, кроме просмотра видеороликов в сети, баннеров и интерактивной рекламы.

Apple настаивает на том, что существует лучшая альтернатива всем трем вариантам. Компания является сторонницей использования видео формата H.264, положительно высказываясь о будущем веб-приложений на WHATWG и HTML 5.0 при поддержке партнеров: Firefox и Opera (и, в последнее время, Microsoft), и с использованием технологий Ajax открытых стандартов, таких как JavaScript и CSS уже сегодня. Фактически Apple устранила все упоминания о Flash со своего корпоративного веб-сайта.

Apple сделала так много для того, чтобы представить альтернативу Flash, что становится очевидным, что компания просто настроена против Adobe и работы Flash на iPhone. Похоже, что Apple хочет сделать браузер iPhone полностью независимым от Adobe.