То ли ещё будет, или почему Apple по-прежнему «торт»

Феноменальные успехи Apple на поприще электроники ставят в тупик многих известных аналитиков финансового мира. Объяснить его исчерпывающим образом не выходит ни у кого, а вот в желающих заработать недостатка не наблюдается. Однако в последнее время всё чаще звучат опасения насчёт будущего компании, и инвесторы не могут удержаться от реакции на подобные новости. Каковы же причины возможного скепсиса и насколько они обоснованы, чтобы быть воспринятыми всерьёз?

apple_store_fans

За последний сезон достижения купертиновского гиганта превзошли все мыслимые пределы: iPhone 6 и 6 Plus, выпущенные корпорацией прошлой осенью, бьют рекорды популярности, в одиночку чуть ли не покоряя весь рынок смартфонов, не говоря уже о традиционном верхнем ценовом сегменте. Статистика по этому устройству поражает воображение, ведь всего с октября по декабрь прошлого года оно принесло Apple более 50 миллиардов выручки, что больше «кассы» Facebook, Microsoft и даже Google, взятых вместе. Конечно, на вкус и на цвет все гаджеты разные, и критики продолжают утверждать, что аппарат вышел неудачным. Впрочем, подобная ситуация наблюдается чуть ли не с каждой новой моделью в линейке, и вывод напрашивается сам собой: всем угождать невозможно. Да и едва ли необходимо — по сравнению со 120-миллионной армией владельцев новых iPhone аудитория недовольных вряд ли является большинством, и пытаться удовлетворить их запросы может оказаться попросту нерентабельно.

Несколько отложенный выпуск моделей с увеличенным экраном ещё раз демонстрирует правильность стратегии Apple в отношении обновления модельного ряда: “запас привлекательности”, которым обладали аппараты предыдущих поколений, не исчерпывал себя долгое время. По сути дела все заботы по «обкатке» смартфонов с большими диагоналями взяли на себя конкурирующие производители, и к моменту выхода на рынок текущего поколения iPhone похожие форм-факторы были успешно испытаны на практике и зарекомендовали себя как весьма удачные в глазах потребителей. Кроме того, публика попросту хотела “большой” смартфон от Apple, и накал этого ожидания только поспособствовал резвому старту новинки. Гениальность маркетинга компании признают даже самые заядлые скептики, ведь без этого компонента по-настоящему успешный бизнес невозможен в принципе, не говоря уже о каких-то рекордных достижениях.

iPhone-6-and-iPhone-6-Plus

Тем не менее консервативные инвесторы продолжают опасаться возможного ухудшения ситуации, которое, по их мнению, грозит Купертино. Например, Эндрю Урквиц из компании Oppenheimer считает настроения финансистов довольно напряжёнными:

На протяжении следующих девяти месяцев мы ожидаем сомнений со стороны инвесторов в том, что Apple сможет повторить собственные рекорды. Некоторые чересчур осторожные участники рынка полагают, что уже во втором квартале этого года количество продаж iPhone может продемонстрировать серьёзный спад, и такие заявления явно настораживают привыкших к успеху Apple инвесторов.

Что имеют ввиду те самые “осторожные игроки”? Тенденция, которой больше всего боятся аналитики, — цикличность развития. Попросту говоря, iPhone достиг уже таких показателей продаж, что больший успех сложно себе представить. В результате финансисты приходят к вполне логичному умозаключению — рекордсмена ждёт неминуемый застой, который соответственно отразится на их доходах. Ожидания аналитиков наглядно иллюстрирует вот такой график стоимости акций Apple:

apple_share_price_dynamics

Как видим, за общим ростом в 2012 году, когда на рынок вышли iPhone 5 и MacBook Pro с экраном Retina, последовал некоторый спад в 2013-м, несмотря на то что выпущенный тогда iPhone 5s до сих пор остаётся лидером по количеству проданных экземпляров.

Схожего с Урквицем мнения придерживается и известный аналитик из Piper Jaffray Джин Мюнстер:

Мы предполагаем, что уже к сентябрю показатели роста продаж опустятся до уровня в 11 процентов, а к декабрю и вовсе до одного процента. Что касается 2016 года, то по нашим прогнозам рост выручки, генерируемой iPhone, составит не более 2 процентов за первый квартал, — рассуждает Джин.

Все эти предположения сводятся к одному: купертиновцы настолько успешны сегодня, что для того, чтобы превзойти самих себя, им понадобятся какие-то радикальные меры. Таковыми вполне может стать ожидаемый “апгрейд” линейки iPhone, и здесь вспоминаются пересуды в прессе касательно отхода компании от традиционной модели обновления гаджетов с приставкой “S” в пользу совершенно нового устройства. Но существуют и более очевидные предпосылки продолжению успеха Apple. Итак, что же спасёт «гиганта мысли», а заодно и его инвесторов от финансовых потерь?

Во-первых, на руку Купертино играет и подходящий к концу жизненный цикл устройств прошлых лет. Во время недавней финансовой конференции генеральный директор Apple Тим Кук заявил о 40-процентном росте популярности iPhone. По сравнению с прогнозами аналитиков из IDC, предполагавшим рост на уровне 16 процентов, реальные достижения команды Кука превзошли ожидания в два с половиной раза. На самое любопытное в другом — данные Apple свидетельствуют о доле “обновившихся” с предыдущих поколений iPhone покупателей на уровне 20 процентов, а это означает, что подавляющее большинство «шестёрок» достались новым клиентам. Такая ситуация позволяет предположить, что в ближайшие несколько лет значительная часть аудитории пользователей “яблочных” смартфонов отправится в магазины обновлять своё мобильное “вооружение”.

Второй аспект, на который в Apple возлагают большие надежды, заключается в успешном продвижении iPhone на быстро растущем рынке Китая. Логика ясна: за первый квартал 2015 года продажи гаджета в этой стране возросли более чем на две трети. Вышеупомянутый Урквиц поддерживает оптимизм менеджеров, прогнозируя суммарный рост в годичной перспективе на уровне 20 миллионов экземпляров iPhone. Причина общих успехов смартфона, по мнению Piper Jaffray, заключается в экосистеме Apple:

Одно лишь увеличение диагонали экрана побудило многих пользователей аппаратов на Android перейти на давно рассматриваемый ими iPhone. Однако это не единственное преимущество Apple в этой игре: новинки вроде системы Apple Pay и смарт-часов Watch только увеличивают целостность экосистемы компании. В то время как производители устройств на фрагментированной ОС Android вынуждены конкурировать друг с другом, двигаясь порой в разных направлениях, купертиновский гигант всё больше погружает пользователя в собственный парк техники. Этот компонент может серьёзно поддержать как доходы компании, так и продажи самого iPhone, в значительной степени компенсируя вероятное снижение объёмов поставок.

Но даже если смартфоны по тем или иным причинам всё же уйдут в “крутое пике”, у Купертино есть отличный туз в рукаве, и этим тузом являются пресловутые Watch. Даже при условии того, что продажи будут следовать сценарию известного аналитика Минг-Чи Куо, выставившего “скромную” планку в 15 миллионов единиц за нынешний год, то Apple заработает около семи миллиардов долларов на одних лишь смарт-часах. Выход компании на новые рынки вроде телевидения и попытки возродить популярность iTunes при помощи нового потокового сервиса также сыграют свою роль в улучшении её финансового положения.

tim-cook-apple-ceo-apple-watch

Кстати, о самих финансах. Не стоит забывать и о том, что самый простой способ увеличить рыночную стоимость акций — выкупить их у рынка. Учитывая, что на счетах Apple скопилось около 200 миллиардов долларов свободных (!) средств, то даже если все остальные идеи не «выстрелят», что и так маловероятно, отходной путь у компании имеется завсегда.

Подводя итоги будем надеяться, что в руководстве компании готовы к вызовам меняющейся индустрии. Лидерство — понятие непостоянное, и для того, чтобы его удержать, купертиновцам придётся работать в прямом смысле слова не покладая рук. Учитывая, что конкуренция среди производителей потребителям только выгодна, вывод прост: почивать на лаврах Apple не собирается, и уже в ближайшее время мы увидим новые проекты, которым, может быть, суждено изменить ещё не один беспечный рынок.

По материалам BusinessInsider

Смартфоны AppleЧто будет с Apple