[2] Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Возвращение в школу

После распределения в RWG Джони вернулся на север. Он возобновил обучение для получения своей научной степени, но поздней в том же году он смог получить престижный грант от Королевского общества поддержки искусства, производства и торговли, больше известного как Королевское общество искусств (Royal Society of Arts, RSA). Основанное в 1754 году в кофейне Ковент-Гардена, это общество является древней благотворительной организацией Британии, которая занимается продвижением общественных изменений.

Джони Айв

За такие гранты идет настоящая война: сотни студентов со всей страны отправляют заявки, а гранты выдаются при поддержке компании-спонсора. Гранты RSA также являются гарантией выгодного трудоустройства и позволяют корпорациям находить талантливых студентов дизайнеров. Кстати, в первом году, когда Джони принял участие в таком соперничестве, спонсором выступила компания Sony.

Для своего победного дебюта он выбрал один из важнейших проектов колледжа — футуристичный концепт телефона. Телефон представлял собой эксперимент в футуристичном дизайне, призванный стимулировать теоретическое мышление у студентов. В Ньюкасле серьезное внимание уделялось новым технологиям того времени. В их числе Sony Walkman, который кардинально изменил то, как мы слушаем музыку. Хотя сегодня эти устройства выглядят примитивно, такие портативные технологии стали частью жизни каждого.

Студенты Политехнического университета Ньюкасла понимали, что технологии станут определяющим фактором для их карьеры. «Мы были ребятами, которым говорили, что их работа состоит в привнесении этих технологий в массы, — говорит Крейг Маунси, бывший однокурсник Джони. — Это было важнейшей частью культуры этого учебного курса… Именно поэтому курс был таким успешным. Нас стимулировали к освоению и внедрению новых технологий и интеграции их в наши дизайнерские работы. После этого нас призывали к тому, чтобы размышлять о том, в каком направлении технологии будут развиваться в будущем».

Реагируя на этот вызов, Джони разработал телефон, который являлся инновационным подходом к проводным устройствам. Дело было еще задолго до того, как мобильные телефоны стали распространенными, и его победившая работа являлась обычным городским телефоном. Главная заслуга Джони состояла в том, что он смог переосмыслить стандартный облик того, что люди называют телефоном. В то время телефон состоял из базы и трубки, соединенных вьющимся проводом, но телефон Джони выглядел как стилизованный вопросительный знак белого цвета.

Название своему детищу он дал весьма претенциозное — «Оратор» (The Orator). Этот белоснежный телефон был выполнен из пластиковой трубки диаметром 2,5 см. Микрофон был встроен в базу, а при разговоре пользователь должен был держать телефон за основание «вопросительного знака». Изгиб этого знака расширялся и плавно переходил в ушной динамик.

The Orator

Хотя конструкция не отличалась потрясающей практичностью, в стильности дизайна ей уж точно не откажешь. В результате Джони получил приз в размере 500 фунтов стерлингов, который решил на время отложить и не использовать. Что касается телефона, то он очень заинтересовал художников-постановщиков фантастического фильма с участием Джеки Чана. Они хотели использовать телефон в реквизите, но Джони отказал, поскольку считал свой прототип слишком хрупким для использования при съемках фильма.

Но это был не последний проект, которым Джони удивил Королевское общество искусств. Год спустя он объединил усилия со своим другом Дэвидом Тонджем и принял вместе с ним участие в еще одном конкурсе на получение студенческого гранта. На этот раз спонсором соревнования выступил поставщик услуг для бизнеса Pitney Bowes, и победитель получал возможность посетить головной офис компании в городе Стэмфорде (штат Коннектикут, США).

Во время последнего года обучения в колледже каждый из них должен был реализовать крупный самостоятельный проект и написать диссертацию в качестве требования курса промышленного дизайна. Тондж занимался проектированием офисных стульев из алюминия, в то время как Джони работал над устройством, сочетавшим в себе слуховой аппарат и микрофон, для использования в учебной аудитории слабослышащими студентами. Слуховой аппарат впоследствии будет продемонстрирован на выставке в Центре молодых дизайнеров 1989 года, которая состоялась в Центре дизайна в Хеймаркете (Лондон). Однако для конкурса, который два готовящихся к выпуску студента собирались победить, они вместе задумали создать совершенно другой продукт.

«Мы чувствовали, что могли совместно использовать свои умения, чтобы гарантировать себе победу, — сказал Тондж. — В то время я создавал два полностью рабочих алюминиевых прототипа офисных стульев для моего дипломного проекта, а Джони занимался слуховыми аппаратами. Я решил, что вместе мы сможем создать что-то, что находилось бы где-то посредине. А амбиции у нас были огромные»

Айв и Тондж стратегически подошли к участию в конкурсе RSA. Они изучили описания различных проектов, которые содержались в ранее отправленных заявках на участие, и в результате приняли решение разработать «интеллектуальный банкомат». Футуристичный банкомат должен был стать не только интересным вызовом для обоих, но и отличным местом приложения совместных усилий.

Для начала они попытались разобраться в том, как работать вместе, чтобы им удалось создать что-то оригинальное, эстетически привлекательное и функциональное. Тонджу согревала душу перспектива такой совместной работы. «Джонатан наслаждался работать в таком масштабе, который позволял ему полностью контролировать процесс, — говорит Тондж. — Внимание к деталям — вот что особенно отличало его работу от остальных. В то время как другие были способны заниматься концепцией и креативностью, лишь немногие могли так относиться к деталям… Это по-прежнему является отличительной особенностью его работы».

Джони и Дэвид решили создать банкомат с плоским экраном, который должен был получить чистый и минималистичный облик и, конечно, так любимый Айвом белый пластик. В результате разработка получила награду Pitney Bowes имени Уолтера Уилера, в которую входил куда более ощутимый приз, чем ранее заявленный грант на 1500 фунтов.

Спустя годы Тондж, который сделал успешную карьеру дизайнера в компании IDEO и сегодня владеет дизайнерской студией в Лондоне, по-прежнему гордится их проектом и теми усилиями, которые они приложили к его реализации. «Мы приняли во внимание взаимодействие банкомата с пользователем, потребности инвалидов, а также среду, в которой он находится. Это был тщательно продуманный и выверенный предмет, при этом не отличавшийся высокомерием, которое свойственно продуктам данного типа. В визуальном и функциональном плане этот банкомат оставил позади усилия большинства других студентов и многих профессиональных дизайнеров того времени. Я думаю, что судьи были просто шокированы, когда увидели его».

Джони тоже очень гордится своей дипломной работой. Для выпускной презентации в университете он усовершенствовал телефон, с которым принял участие в конкурсе на грант, и пригласил своего друга из RWG Клайва Гриньера, чтобы показать ему свою разработку. Гриньер пять часов проехал на машине из Лондона в крошечную квартирку Джони в районе Гейтсхед в Ньюкасле. Когда Гриньер прибыл, он с удивлением обнаружил, что вся квартира была заполнена сотней пенопластовых моделей, которые Джони подготовил для своего проекта. В то время как большинству студентов для этого хватало половины дюжины прототипов, Джони создавал сто.

«Такого я еще никогда не видел: маниакальная сосредоточенность на том, чтобы сделать все безупречным», — вспоминает Гриньер.

Гриньер рассказывает, что различия между моделями были едва заметными, но если понаблюдать за их пошаговой эволюцией, можно увидеть то, как идеи Джони постепенно приближались к совершенству. Создание десятков моделей и прототипов поздней станет еще одной визитной карточкой его работы в Apple.

«Меня поразило то, что этих прототипов было так много и они так незначительно отличались друг от друга, — заявил Гриньер. — Я думаю, что у него есть некая духовная связь с Чарльзом Дарвином. Это было похоже на наблюдение за процессом эволюции. Стремление Джонатана к совершенству предполагало необходимость реализации любых крошечных изменений путем создания нового прототипа, и единственный способ понять, правильными ли являются эти изменения, состоял в создании физической модели»

Еще одним гостем Джони был его наставник из RWG Фил Грей, который отчетливо вспоминает финальную модель телефона.

«Это была исключительная, очень продуманная дизайнерская работа, — говорит Грец. — Она была очень логичной и прекрасно выглядела. Модель была поистине фантастической. Как мы знаем, в те времена мобильных телефонов еще не было. Телефон представлял собой коробку на столе с диском или клавиатурой, а также трубкой для разговора. Поэтому дизайнерский труд Джони выглядел очень радикальным. Он был не только очень логичным и эргономичным, но также чрезвычайно простым»

Профессора из Ньюкасла тоже высказали свое восхищение: за свою работу Джони получил желаемую ученую степень. Кроме того, он заслужил уважение профессионалов отрасли, заработав репутацию перспективного дизайнера в возрасте чуть менее двадцати лет. «Его выставка была просто потрясающей», — вспоминает Грей. Джони также был первым студентом, который еще не успел закончить вуз, но уже выиграл грант от RSA. Вспоминая прошлое, архивариус RSA Мелани Эндрюс, которая в течение последних десятилетий помогала организовывать церемонии вручения наград RSA, рассказывает, что выдающиеся способности Джони были видны уже на ранних этапах.

«В обоих своих проектах он продемонстрировал свою заинтересованность не только в аппаратном, но и программном оснащении устройств, — вспоминает она. — Именно это и стало формулой успеха продуктов Apple»

Продолжение следует.

Лиэндер Кэни. «Джони Айв»

Предисловие
Глава 1. Школьные годы
Часть первая
Глава 2. Британское дизайнерское образование
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвартая

[2] Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Возвращение в школу. Лиэндер Кэни. «Джони Айв». Фото.

Джонатан АйвКниги на iPad