Джон Скалли: Только Джобс мог спасти Apple

Когда в середине девяностых годов компания Apple скатывалась к хаосу и банкротству, спасти ее мог только один-единственный человек, и зовут его Стив Джобс. С таким признанием выступил недавно бывший исполнительный директор компании Джон Скалли (John Sculley) по время празднований, посвященных тридцатилетнему юбилею IBM PC. В ходе этого мероприятия Скалли было задано нескольких интересных вопросов о периоде его правления в Apple и его отношениях с нынешним председателем ее совета директоров Стивом Джобсом.

Джон Скалли: Только Джобс мог спасти Apple. Фото.

«Нет никаких сомнений в том, что никто иной кроме Стива Джобса больше не мог вернуть компанию к жизни, – цитирует слова Скалли издание The Puget Sound Business Journal. – Эта ситуация показывает, насколько близко в технологической отрасли сокрушительное поражение от громкого успеха».

Для тех, кто не особо силен в знании истории Apple, напомним: в 1983 году Стив Джобс пригласил Джона Скалли в свою компанию, и уже спустя два года предприятие стало процветать. Эта парочка в то время даже получила прозвище «Динамичный дуэт», и тогда считалось, что их тандем ничто не разделит.

Одним из самых известных случаев стала история того, как Джобс и Скалли впервые встретились. В то время Джон Скалли занимал пост исполнительного директора компании Pepsi, успев заработать репутацию эффективного менеджера, который принес своей компании огромную выручку благодаря успешным рекламным кампаниям. В тот период Apple сильно нуждалась в таком маркетинговом гении, и совет директоров поручил Джобсу найти такого человека. И эту встречу, которая состоялась на балконе съемной квартиры Стива в Нью-Йорке, Скалли запомнил на всю жизнь.

«Стив был одет в свою знаменитую «униформу»: водолазку, джинсы и кроссовки, – вспоминает Скалли. – В то время у него были очень темные волосы и густые брови, из-под которых на меня смотрел его пронизывающий карий взгляд. Несколько секунд он смотрел вниз, уставившись на свои кроссовки, а потом спросил: «Вы действительно хотите до конца своих дней продавать газировку, или вы хотите пойти со мной и изменить мир?»

Эту историю уже в течение нескольких десятилетий много раз рассказывали и пересказывали, и Скалли не раз подтверждал, что именно так все и было. Тем не менее, на этот раз он поделился с нами несколькими подробностями, которые ранее озвучены не были. Во-первых, это было упоминание о пронизывающем взгляде карих глаз Джобса. А во-вторых, Скалли вспомнил, почему Стив был заинтересован в том, чтобы привлечь на работу именно его. Джобс был впечатлен маркетинговой стратегией Pepsi тех лет, которая была сосредоточена не столько на продаже самого напитка, сколько на формировании уникального ощущения от потребления и продаже именно этого ощущения. Такая концепция была очень близка Джобсу, и он хотел развивать именно ее.

«Стива все это очень интересовало, потому что он в то время разрабатывал продукт Macintosh, в котором самым главным компонентом были ощущения от его использования», говорит Скалли.

Не забыл Скалли упомянуть и о том, как их союз в конце концов распался. Скалли довольно быстро разочаровал Джобса, который лишился иллюзий по поводу управленческих качеств исполнительного директора и называл его не иначе как «тупицей». В результате конфликт между двумя руководителями закончился тем, что совет директоров встал на сторону Скалли, а Джобс был вынужден покинуть Apple в 1985 году.

Тем не менее, как позднее вспоминал сам Джобс, это событие оказало на его жизнь самое позитивное влияние. Уйдя из Apple, Стив создал свою новую компанию под названием NeXT и вложил деньги в студию компьютерной анимации Pixar. Первое предприятие оказалось не слишком успешным, а второе довольно быстро сделало Стива мультимиллиардером. Что касается Скалли, то он постепенно довел Apple до статуса компании с прибылью в размере 8 миллиардов долларов в год, а в 1994 году после очередного громкого провала был уволен.

MacObserver.com