Легенда в деталях: Эштон Кутчер в роли экс-главы Apple

С тех пор, как вышел фильм «Пираты Силиконовой долины» (и не тыкайте мне со своей «кремниевой» — перевели так, и все тут) прошло много времени. Но не настолько, чтобы мы могли забыть сюжет фильма. Не так давно мы показывали вам небольшой трейлер из грядущего фильма «jOBS» (угадайте, о ком), теперь же The Verge сорвал покровы, и давайте посмотрим, что же там наснимали эти независимые режиссеры.

Фильм jOBS

Купертино. 1980 год. Стив Джобс ведет страстную мотивирующую речь перед небольшой командой, работающей над компьютером Lisa. «Это социальный статус. Это социальная валюта», — говорит он. Его голос звучит отчетливо. Стив выделяет особо важное интонацией. На белой доске за его спиной написано «File | Edit | Page Layout | Format». Он спрашивает команду, как много шрифтов имеется у «Лизы», но ему отвечают, что это не самая важная проблема. Это не тот ответ, которого ожидал Джобс.

«Всё… очень важная проблема», — выдыхает он.  Вдохновенная речь превращается в тихое бешенство. Один из программистов все еще выражает свое несогласие, говоря о неизбежном компромиссе. Это злит Джобса еще больше. Он кричит на программиста благим матом во всю силу своих легких, сообщая, что тот уволен. Программист задерживается на полсекунды, и Джобс взрывается еще больше: «НЕТ! Я УЖЕ УВОЛИЛ ТЕБЯ! ПОЧЕМУ ТЫ ВСЕ ЕЩЕ ЗДЕСЬ?».

jOBS

В этой сцене воплощена вся сущность личности Джобса — да и фильма тоже. Общественность ополчилась сразу с момента объявления о начале съемок спустя шесть месяцев после кончины легендарного соучредителя Apple и бушевала до того момента, как Sony Pictures месяцем позже наняла писателя Аарона Соркина для написания сценария по официальной биографии Джобса, написанной Уолтером Айзексоном. «jOBS» — это независимый проект, и об этом стоит помнить во время его премьеры на фестивале Sundance Film в этом году. Это не оскароносный проект, который взорвет все рейтинги и получит все возможные награды, но и не катастрофа в кинематографе, не бойтесь.

Фильм открывается сценой презентации iPod в 2001 году в зале заседаний Apple. (Дальше толпа восторженных сотрудников яростно хлопает в ладоши, все это показано в замедленной съемке, а музыка выводит яростное крещендо… не самый лучший момент, но об этом позже). Эта сцена представляет собой финал фильма до того, как мы окунемся в 1976 год. После этого хронология более-менее остается логичной и останавливается на ключевых моментах: создание Apple I в гараже, предложение инвестировать Майку Марккуле, дебют легендарной рекламы «1984» Ридли Скотта, а также отставка Джобса.

Режиссер Джошуа Майкл Стерн (Swing Vote) и писатель Мэтт Уайтли упаковали в 122-минутный фильм все, что могли, так плотно, что сцены пролетают головокружительным хороводом. Никаких упоминаний о Xerox PARC, где Apple получила свой графический пользовательский интерфейс, да и отношения с Биллом Гейтсом выражены в одностороннем звонке Джобса, кричащего в трубку. Но есть и многое другое — автор сценария Мэтт Уайтли говорит, что сценарий вышел на 256 страниц, а во время съемок дорабатывался и дорабатывался. Это достаточно много, особенно если учесть, что вторая половина фильма слегка затянута.

Фильм не пытается скрыть не самые приятные черты Джобса — в том числе и его отношения к своей девушке и отказ от совместной дочери Лизы. (В фильме есть короткая сцена, где Джобс живенько пытается растормошить спящую Лизу, — одна из многих мелких сцен, отражающих большие курьезы. Джобс всегда был гордым и высокомерным, и в фильме это показано предельно ясно.

Эштон Кутчер рассказал, что просмотрел «сотни часов видеоматериалов и встретился с несколькими друзьями Джобса» во время подготовки к роли. И к его чести, это видно. Даже на первой сцене Кутчер хорошо демонстрирует Джобса-оратора. Жестикуляция. Мимика. Уникальные фразы. Даже несмотря на басовитый голос Кутчера, передать «товарность» образа Джобса как человека публичного у него получилось достаточно неплохо.

Премьера Sundance

Слева направо: Мэтт Уайтли, Джош Гэд, Эштон Кутчер, режиссер Джошуа Майкл Стерн

В образе Джобса-бизнесмена Кутчер неожиданно показал очень хорошую игру. Когда Джобс впервые встретился с Полом Терреллом обсудить продажи Apple I, в кадре налицо энтузиазм, но абсолютная неопытность в таких ситуациях. Позже, когда Джобс ведет переговоры с Майком Марккулой, первым крупным инвестором Apple, он ведет себя куда увереннее и опытнее. К тому моменту, когда Apple выходит на огромный рынок, мы видим, как Джобс полностью перевоплотился в бизнесмена. В роли Джобса Кутчер без угрызений совести отшивает Дэниела Коттке — одного из давних друзей и первых сотрудников Apple — не давая ему опцион акций компании, потому что «такую работу может делать любой низкоквалифицированный техник».

А вот Джобс-тиран, который без колебаний будет уничтожать и материть всех, кто, по его мнению, тянет на дно. Такого Джобса мы никогда не видели на публике, но истории из застенков Apple разлетелись как притчи, передаваемые из уст в уста. Во время ссоры с советом директоров Кутчер изображает Джобса как открытую бутылку, из которой течет чистая ярость — его ноги не стоят на месте, а глаза дрожат, когда ему становится очень трудно сохранить самообладание. И как отметил босс Джобса в Atari (Эл Олкорн, которого играет Дэвид Денман):

«Ты хорош. Ты чертовски хорош. Но ты му*ак».

Стоит сказать, что роль Джобса-эмоционального Кутчеру далась совсем не просто. Когда он надрывается или судорожно захлебывается в своих словах, кажется, что-то идет не по режиссерскому плану. Частично виноват Кутчер. Частично — сценарий, потому что иногда подобное поведение выглядит глупо и ставит в неловкое положение даже самого безразличного. (Например, когда Джобс выпаливает Возу: «Мне нужна моя независимость», в любой другой сцене это смотрелось бы более элегантно, отмечает The Verge). Оригинальное решение с точки зрения режиссера, но смотрится уж больно неуклюже. Иногда Джобс высасывает драму из пальца вместо того, чтобы просто оставить все как есть. Должного эффекта это не производит, а воспринимается неловко.

jOBS

К счастью, поскольку по большей степени в фильме Джобс представлен в роли безжалостного, холодного, злого или мотивирующего персонажа — все это на руку Кутчеру. Сыграно, конечно, не идеально, поэтому иногда сквозь «Джобса» проглядывает какой-нибудь «Бабник» или «Эффект бабочки», в которых Кутчер хорошо запомнился зрителям.

Декорации и дизайн костюмов просто поражают, и совсем не потому, что Кутчер надевает знакомые каждому фанату Джобса синие джинсы, черную водолазку и кроссовки на протяжении всего фильма. Создателям фильма удалось использовать родной дом Джобса — легендарный «гараж», в котором началась Apple — и этот момент стоит в списке трех пунктов, из-за которых «jOBS» рекомендуется к просмотру. Иконические элементы, а также мода тех времен — большие очки, большие волосы, брюки с высокой посадкой — все это бросается в глаза, даже если персонажи фильма не всегда носили эти вещи. Может быть, Воз никогда не надевал этот галстук, но кто-то в 70-х годах — точно надевал.

Фильм изобилует мельчайшими деталями из легенд об Apple (взгляните хотя бы на этот список 100 фактов о компании), что наверняка порадует фанатов. Пиратский флаг, висящий в офисе Macintosh. Свергнутый генеральный директор Гил Амелио и его знаменитая фраза: «Apple похожа на корабль, корабль с сокровищами…». «Сладкая вода», которая должна была умаслить Джона Скалли. Небрежное вранье Джобса о том, сколько ему заплатила Atari за спецпроект (Возу он сказал, что 700 долларов, а на самом деле там было пять кусков) и т.д. и т.п.

jOBS

Весь Джобс — в простых моментах, не обремененных резкими акцентами. Вот, к примеру, он прослушивает CD-плеер и вместо того, чтобы закончить мысль, начинает ворчать. Это прямой намек на зарождение идеи iPod, но в фильме это небольшой всплеск в середине другого разговора. Для фильма, построенного на этой идее, это позор.

Это не история о взаимоотношениях, потому что взаимоотношения подразумевают наличие минимум двух компонентов. Все другие персоналии выписаны гораздо проще своих живых аналогов. Они уложены в виде «архетипов», но на самом деле это просто фольга, в которую завернуты разные черты характера Джобса. Соучредитель Apple Стив Возняк похож на глупого шутника и ненадежного друга, который просто в итоге разочаровывается в Джобсе из-за его холодного отношения. Джони Айв появляется в конце фильма с фразой в стиле «О, капитаны мои, капитаны!», приветствующей возвращение Джобса в Apple. Единственный персонаж, которому уделили достаточно времени, это Марккула — его задачей было продемонстрировать способность Джобса хранить обиду.

В итоге единственный персонаж, о котором стоит говорить — это сам Джобс, причем исключительно во время своего пребывания в Apple. В фильме уделяется несколько минут из двухчасового повествования двенадцати годам пребывания Джобса в NeXT Computer — и ни слова о Pixar — перед его возвращением в 1997 году.

Как и предполагалось, есть некоторые отклонения от настоящей истории Apple и даже (или особенно) в презентации некоторых персонажей (например, Воза). Что касается эмоциональной составляющей экс-главы Apple, в фильме не показывается история Стива Джобса, а показывается «мир по отношению к Джобсу», где лидер выступает в качестве эмоционального центра, а все персонажи взаимодействуют исключительно с ним. Этот фильм также не стал легендой о силе человеческого духа (к чему стремились создатели «Социальной сети», например). jOBS — это история о движении инновационного мыслителя и безжалостного бизнесмена из пункта А в пункт Б.

Это хороший фильм, но он достаточно прост — известная всем история, которая не претендует на большую картину. Фильм не станет Великой Биографией Джобса, но для Кутчера это отличный шанс показать себя.

Легенда в деталях: Эштон Кутчер в роли экс-главы Apple. Фото.

Рецензия: The Verge.

Стив Джобс