Первая настоящая Mac OS X, Пантера

Новая операционная система вызвала шквал критики и много нареканий. Наверное, нам всем хотелось, чтобы она, как в сказках, родилась совершенной и безупречной. Особенно недовольство обострилось после «похорон» классической системы. Но чудес не бывает.

Первая настоящая Mac OS X, Пантера. Фото.

То, что делал Стив Джобс, довольно часто вызывало недоумение. Вот, например, убийство классической системы, на публике, перед камерами. Новая система, о которой столько лет говорили и мечтали, все ещё была далека от идеала. Пожалуй, она вообще не дотягивала до уровня, обычного для Apple.

Но Стив «сжёг мосты», теперь обратной дороги не было. В мае 2002 официальной версией Mac OS X была Puma, Mac OS 10.1, бесплатный апгрейд к самому первому официальному релизу. Через три месяца вышел Ягуар, Mac OS 10.2. Новая большая кошка была заметно лучше предшественников, ей вполне можно было пользоваться – но все равно, это была не Mac OS.

В том, что на «яблочной» стороне компьютерной цивилизации все не так плохо, я узнал лишь попытавшись установить две версии Windows на одну PC-шку, купленную сыну. Даже на самом дне, по моему, Mac’и были лучшими. А может, я просто лучше их знал и понимал.

Впрочем, важнее чем пользовательский интерфейс и его нестыковки и недоделки, меня беспокоили баги в Project Builder, среде разработчика перенесённой из NeXTSTEP почти без изменений. Её вколотили молотками в новую для неё систему, и добились её более или менее устойчивой работы.

Выходили все новые и новые релизы Project Builder, а «известные баги», раз за разом, все ещё находились на своих местах…

Пантера: эта система превратит ваш компьютер в новый

Рекламные лозунги, увы, все чаще полное враньё. Бизнес – это война, на которой убивают, можно сказать что это ложь во спасение, но Пантера, вставшая на оба моих компьютера вообще без проблем (хотя на форумах стоял зубовный скрежет, и мне просто повезло), и с проблемами я все-таки столкнулся, позже – но эффект от её установки был невероятный.

Мой iMac G3 помолодел. У меня уже был разноцветный Power Macintosh G4, основная рабочая машина, он просто и сразу заработал, и стал пошустрее. А вот iMac ускорился в разы. Не знаю, что они сделали, но им удалось приятно удивить если не всех, то многих.

В то время никаких многочисленных в наши дни «некомпьютерных продуктов» у Apple ещё не было, iPod все ещё не взлетел, и Mac OS X была ключевым продуктом компании, к ней относились очень серьезно. Компания все ещё называлась Apple Computer, компьютеры и операционные системы были главной темой практически всех маркетинговых мероприятий компании – отличные были времена…

iPod все ещё имел «умеренный успех», предполагаю что Стив хотел протолкнуть на рынок FireWire, потому что именно из-за FireWire, используемого только на Mac’ах, эти устройства были несовместимы с другими компьютерными платформами. Другие несовместимости можно было решить без особых проблем.

Баги первого релиза 10.3 были оперативно устранены через две недели, в 10.3.1. Не все, поскольку ещё один баг-фикс, 10.3.2, вышел 17 декабря. Ни одного из багов, которые в течении полутора месяцев мешали мне жить, в 10.3.2 не было. Я уже тогда старался не приобретать операционные системы в последней цифре версии которых стоит ноль. Или подразумевается. Обычно я начинаю с х.х.2.

На 10.3 я перешёл сразу, по производственной необходимости.

И, по моему, настоящая история Mac OS X началась именно с Пантеры: теперь, когда все силы разработчиков операционных систем были сконцентрированы именно на ней, в том числе и отделение пользовательских интерфейсов, она перестала выглядеть чужой. Это снова была Mac OS.

Новое в Пантере

Первая настоящая Mac OS X, Пантера. Новое в Пантере. Фото.

Стив утверждал, что в Пантере 150 важных изменений. Не знаю, попытки их сосчитать не были слишком удачными, мы с коллегами насчитали их штук 40 – но Джобсу, скорее всего, было известно что-то, о чем мы не знали. Это противоречит тому, что о нем говорили и писали, но это факт: он старался говорить только правду, а если и преувеличивал что-то, что невозможно проверить, то в рамках приличий.

Если на самом деле новшеств было, допустим, 137, согласитесь: разницы никакой. Это был реальный прорыв.

Изменился Finder, это аналог Windows Explorer, если кто не в курсе. Появилось быстрое переключение пользователей: теперь можно было входить в систему не выходя из своего прежнего сеанса. Для переключения между аккаунтами требовалось вводить пароль, но это и в самом деле был Fast User Switching. При переходе в аккаунт, который уже был активен.

Увеличение размеров экранов и объёмов ресурсов на среднем компьютере привело к побочным эффектам: потерять окно на рабочем столе можно было и раньше, если очень постараться, теперь это было объективной реальностью, данной нам в ощущениях. Apple нашла своё решение для этой проблемы, Exposé. С помощью этой технологии теперь было очень легко вывести на экран уменьшенное изображение всех открытых окон. Вы не поверите, но этому новшеству устраивали овации.

А ещё… застывший в первобытной дикости Project Builder, к которому все уже привыкли, но продолжали брюзжать и сравнивать его с Metrowerks CodeWarrior, ушёл. На смену ему пришел Xcode, разработанный в Apple, с участием отдела пользовательских интерфейсов, и все старые баги, некоторые из которых были известны ещё во времена NeXT, ушли…

Xcode – отдельная тема, прошу прощения у тех кому не нравятся продолжения…

А ещё, браузером по умолчанию стал Safari…

Safari

Первая настоящая Mac OS X, Пантера. Safari. Фото.

В 1997 Стив Джобс договорился с Биллом Гейтсом о выпуске и поддержке Microsoft Explorer на платформе Macintosh в течении пяти лет, браузера, который считался лучшим. Не всеми, но это не имеет значения: поддержка со стороны Microsoft была ценна сама по себе. Помогло.

В 2002 срок действия соглашения истёк. За эти пять лет численность Mac’овского подразделения Microsoft увеличилась с нескольких сотен до двух или трёх тысяч, если не считать Apple, Microsoft стала крупнейшим разработчиком программного обеспечения для Mac’ов в мире. Билл сообщил о готовности продлить соглашение, но…

На MacWorld Expo в Сан Франциско, 7 января 2003 года, Стив представил Safari, и движок WebKit. Движок был разработан на основе KHTML, движка с открытым исходным кодом, с соблюдением всех правил. То есть, WebKit, как и требовала лицензия KHTML, стал ещё одним движком с открытым исходным кодом.

Apple неоднократно обвиняли в краже этого движка, естественно неофициально, не через суд и, как вы понимаете, необоснованно. Эти движки имеют общие корни, но достаточно сильно отличаются один от другого.

Бета-версия Safari 1.0 была размещена на сайте Apple для бесплатного скачивания в тот же день. Сотни тысяч добровольных бета-тестировщиков скачали «яблочный» браузер в первую неделю после его дебюта.

За полгода обкатки на пользователях, вышло ещё несколько бета-релизов, провалиться с этим проектом было нельзя, а 23 июня 2003 Safari 1.0 вышла в свет.

В Пантере она стала браузером по умолчанию, оттеснив Эксплорер на второе место.

MacOSИстория AppleКомпьютеры Apple