PowerMac в кубе

Подобно гениальным живописцам, каждая из картин которых стоит сегодня целое состояние, этот компьютер «умер» в нищете. В жестоком мире реальных вещей нет места поэзии.

PowerMac в кубе. Фото.

PowerMac G4 Cube был объявлен 19 июля 2000 года, вызвав овации и многочисленные отклики в СМИ. Правда, писали о нем разное. По мнению одних, Apple в очередной раз изменила наше представление о том, как компьютеры должны выглядеть, и какими они должны быть. Другие утверждали, что ни один человек в здравом уме такое не купит.

Это был компьютер в форме куба. Правда, куб со стороной в 18 см «парил» в корпусе из акрилового стекла, высота внешнего корпуса была 25 см, а сторона его квадратного основания была 20 см. По мнению самых умных, этот куб даже не был кубом, везде обман, рептилоиды и РенТВ.

У iCube, как у подводной лодки, было два корпуса. Внутренний, корпус собственно самого компьютера, вынимался из внешнего с помощью несложных манипуляций, открывая доступ к банкам оперативной памяти, жесткому диску и графической карте. При «штатном» вскрытии гарантия не нарушалась, и отвёртка для этого была не нужна.

Кстати, не называйте PowerMac G4 Cube “iCube” общаясь с педантами-специалистами, так его называю я, на свой страх и риск. Может быть, кто-то уже называл его этим именем, оно просто напрашивается, но оно и в самом деле неофициальное. Тем более не называйте его «Куб».

Куб считают провалом Стива Джобса, но это неправда. Маниакальное влечение Стива к компьютерам в форме куба, работающим абсолютно беззвучно, широко известно, и его доля «вины» в этом провале есть. Кроме Стива, в этот провал вложил свою душу ещё один городской сумасшедший, британского происхождения, Сэр Джонатан Айв.

Безответственно уверовав в утверждение «красота спасёт мир», они предприняли попытку заработать на этом законе природы – но, видимо, это утверждение не является истинным.

Цитируя Макаревича, «Замков воздушных не носит Земля…».

Явление iCube народам

PowerMac в кубе. Явление iCube народам. Фото.

19 июля 2000 года, немного волнуясь, Стив показал публике главного героя нашего повествования, сообщив что этот крошечный куб, по официальной классификации, не просто красивая вещичка, но ещё и самый настоящий суперкомпьютер. Факт, кстати.

Он работает абсолютно беззвучно, потому что в нем нет ни одного вентилятора. Система охлаждения работает за счёт естественной конвекции: очень непростая инженерная задача, между прочим.

Придав этому своему детищу форму куба, Стив повторил дизайн другой его неудачи, по имени NeXTcube. Потому что это красивая завершённая форма, такая же как у Аль Ка’аба в Мекке в Саудовской Аравии.

Первый Куб предлагался в двух конфигурациях, «хорошей», с процессором PowerPC 7400 (G4) с тактовой частотой 450 МГц, оперативной памятью 64 Мегабайта и жёстким Ultra ATA диском ёмкостью в 20 Гигабайт, и «лучшей», такой же PowerPC, но с тактовой частотой в 500 МГц, 128 Мегабайта оперативной памяти и Ultra ATA диском в 30 Гигабайт. Впрочем, модель была только одна, остальное можно было подобрать себе по вкусу в онлайновом Apple Store.

PowerMac в кубе. Явление iCube народам. Фото.

Куб, до сих пор, единственный Mac без встроенных динамиков. В его внутреннем корпусе и в самом деле не было места для приличных динамиков, поэтому их сделали внешними, разработав совместно с Harman Kardon, в виде стеклянных шаров с ярко-чёрной начинкой, абсолютно фантастического вида.

Динамики нужно было подключать через USB-усилитель, и усложняли жизнь несчастных, которым захотелось поиграть в iCube’ики, заставляя соединять Куб с его акустической периферией самостоятельно. Периферия включалась в комплект поставки Куба, и как мне рассказывали эксперты, сегодня у коллекционеров усилитель с прозрачными динамиками стоит едва ли не дороже, чем iСube в день его появления на свет.

Монитор надо было приобретать отдельно, Apple рекомендовала свои собственные, либо 15-дюймовый Apple Studio Display, либо «лучший LCD-дисплей в мире», 22-дюймовый Apple Cinema Display. Это 38,1 см и 55,8 см, соответственно. Последний стоил 4 тысячи, впрочем, в те времена все LCD-мониторы с похожими характеристиками стоили примерно столько же, и считались «баловством».

После Apple Cinema Display дисплеи обычных тогда мониторов на электронно-лучевых трубках казались кривоватыми и не до конца сфокусированными, впрочем, это эффект быстро проходил.

Куб отлично работал и с куда более дешевыми сторонними мониторами.

В комплекте с компьютером поставлялась совершенно фантастическая мышь, Apple Pro Mouse, оптическая (без движущихся частей, контактирующих с поверхностью, герметично закрытая от внешнего мира), отслеживавшая изменения в положении 1500 раз в секунду.

Про Куб, как и про NeXTcube, можно было бы рассказывать ещё очень долго, обе машинки уникальны…

Чудо дизайна в жестоком мире

Apple предполагала, что Куб займёт в линейке её продуктов место между PowerMac G4 в корпусе мини-тауер и iMac, но Куб в точно такой же конфигурации стоил дороже, чем его «старший брат», обычный PowerMac G4, на 200 долларов. За Куб с 450 МГц брали 1799 долларов, за Куб с 500 МГц – 2299.

Налог на красоту? Я, например, хоть и люблю красивые вещи, но для работы предпочитаю максимально доступную тактовую частоту процессора (желательно, не одного), больший объём оперативной и «дисковой» памяти, и… Как вскоре выяснилось, я такой не один.

Тем более, в реальности у Куба выявились недостатки. Нет, он не перегревался, работая без малейших проблем месяцами без перезагрузки, не шумел (правда, во время работы DVD или CD-RW привода вибрация передавалась предметам, стоявшим на одном с ним столе), и как к рабочей лошадке к нему не было никаких претензий.

Претензии были у тех, на кого надеялись Джобс и Айв, у эстетов и любителей красоты. Из-за несовершенства производственного процесса, на внешних корпусах Куба быстро возникали царапины. Они портили вид, совершенно не влияя на механическую прочность, но эстеты были обмануты в лучших чувствах.

К тому же, цена. Те, кому требовался мощный Mac, полюбовавшись в онлайн-магазине на Куб, и немного помечтав о нем, переключались на обычный PowerMac G4 и… покупали его.

Борьба с течением и сказка без конца

Скорее всего, цена Куба была несколько завышена. Когда стало ясно, что продажи сильно отстают от ожидавшихся, цены снизили… В декабре 2000 года, на 300 долларов, самый дешевый iCube стал стоить дешевле аналогичного PowerMac G4 на 100 долларов.

Не помогло. Продажи немного выросли, зато выручка от продаж заметно сократилась.

В феврале 2001 модельный ряд был обновлён, процессор PowerPC 7400 был заменён на более экономичный и выделяющий меньше тепла PowerPC 7410, начальных конфигураций в онлайновом Apple Store теперь было три: «хорошая», аналогичная прежней базовой, стоила теперь теперь 1299 долларов, в «лучшей» и «самой лучшей» дисковод DVD был заменён на CD-RW, и увеличен объём оперативной памяти.

Стоили эти три модели 1299, 1599 и 2199 долларов.

Проблема с царапинами была решена.

PowerMac в кубе. Борьба с течением и сказка без конца. Фото.

Продажи выросли, с очень слабых до просто слабых. Возможно, продажи могли бы стать поживее в случае замены процессора на более мощный – но тогда пришлось бы заново пересчитывать систему охлаждения и радикально менять конструкцию, если у такой задачи вообще было решение… Уверенности в успехе этого шага не было.

В июле 2001 года, через 11 месяцев после объявления PowerMac G4 Cube, и через 10 после начала его продаж, Apple, устами Фила Шиллера, приостановила производство и продажи Куба. Кубов всё ещё не было в списке отменённых моделей Mac’ов даже в 2017 году, может быть ещё не все потеряно?

Мы то, что оставим после себя…

Просуществовав меньше года, в течение которых было куплено всего 150 тысяч его экземпляров, PowerMac G4 Cube, тем не менее, успел кое-чего достичь и оставил след.

16 Кубов использовались во время съёмок Startrek Enterprise, для управления макетами мостика Энтерпрайза и его «машинного отделения», все спецэффекты и анимация тоже были созданы на них, в Macromedia Director.

В наши дни они стали гордостью коллекционеров, и важными экспонатами компьютерных музеев во всем мире, и не только компьютерных.

Один из этих компьютеров стал экспонатом Музея современных искусств в Нью-Йорке.

История AppleКомпьютеры AppleСтив Джобс