Yahoo! Music закрывается и оставляет клиентов наедине с DRM

а последние три года конкуренции с iTunes Store интернет-компания Yahoo! закрывает свой сервис Yahoo! Music и оставляет своих подписчиков с защищённой от копирования музыкой, которую нельзя перенести на новые компьютеры.

Перепробовав все тактики привлечения покупателей, начиная с кричаще-низких цен, заканчивая подпиской «возьми всё, что сможешь» и новостями музыки, Yahoo письменно предупредила своих клиентов, что 30 сентября компания собирается закрыть онлайн-магазин Yahoo! Music.

В то время как закрытие магазина будет не лучшей новостью для любого подписчика сервиса, оно в особенности затронет клиентов предложения Yahoo! Music Unlimited, которое работает по принципу «возьми всё, что сможешь». В конце сентября Yahoo! отключит и серверы, обеспечивающие работу DRM (технической защиты авторских прав), которая защищает те самые «долгоиграющие» файлы от незаконного копирования.

Хоть музыку и можно будет прослушать после закрытия магазина, отсутствие сервера лицензий после указанной даты станет началом отсчёта до несчастья клиентов: переустановки системы или удаление лицензий с компьютера приведут к невозможности прослушать скаченные файлы, независимо от сделанных до этого копий. Yahoo! это понимает и призывает своих клиентов записать музыку на аудио-диски, пока не поздно.

«Мы настоятельно рекомендуем Вам записать приобретённые треки на аудио-диски перед закрытием магазина, — заявляет Yahoo!. — Создание резервных копий вашей музыки на аудио-дисках позволит вам скопировать музыку обратно на ваш компьютер, если лицензии на вашу оригинальную музыку пропадут.»

Событие иллюстрирует существующий риск при использовании DRM, который по своей природе зависим от желания компании поддерживать сервер, готовый авторизовать доступ. Это происшествие будет знакомым для клиентов давно недействующего сервиса MSN Music от Microsoft: многим клиентам грозила потеря их музыкальных коллекций через месяц после закрытия сервиса Yahoo!, пока общее возмущение не принудило Microsoft оставить сервера DRM работать до 2011 года.

Именно этот риск привёл к требованиям двух руководителей Yahoo! Music сделать доступными незащищённые копии музыки перед их уходом, но нерешительность больших звукозаписывающих компаний поспособствовала их скорому уходу.

Не похоже, что iTunes Store столкнётся с похожими проблемами в ближайшее время, учитывая успех Apple на поприще продаж музыки, но защищённая FairPlay музыка представляет похожую опасность для пользователей, восстанавливающих или обновляющих свои Mac или PC. Компания не предлагает никаких средств по восстановлению утерянных песен и обычно делает единственное исключение только для тех, кто теряет свою музыку без возможности восстановить её из резервной копии.

Как бы там ни было, давление со стороны Apple и предоставляющих похожие сервисы компаний практически исключает появление аналогов MSN Music или Yahoo! Music. Стив Джобс, в своё время, заявлял в открытом письме, что избавление от DRM является ключевым шагом к предоставлению пригодной для многоцелевого использования музыки, что и было реализовано в музыке iTunes Plus, которая теперь составляет большую часть каталога Apple. Amazon MP3 и многие другие магазины пошли в этом же направлении и предлагают некоторую или всю свою музыку без DRM.