«Designed in California»: Apple, пляжи и сёрф-поп

Редизайн iOS 7 не такой уж и плоский, и это здорово. Матовый блеск, эффект «высокой печати» — всё это присутствует в той или иной мере. Сейчас самое время дистанцироваться от таких понятий как «текстуры», «скевоморфизм», прочих труднопроизносимых и сложных терминов. И, думаю, нужно попробовать копнуть немного глубже: понять культуру и эстетику того, что Apple вкладывает в фразу «Designed in California»: услышать звуки прибоя и ощутить на коже брызги воды пляжей Orange County, проникнуться сёрферской субкультурой, попробовать впитать те же флюиды, что и бесшабашные парни с досками, танцующие на волнах…

Designed by Apple ad

Почему от таких терминов, как «скевоморфизм» и «плоский дизайн» сводит скулы? Всё просто — многие оперируют ими, разбрасываются направо и налево, не понимая сущности. Это отвлекает от главного — от понимания цели всей затеи по «перестройке» интерфейса — возвращения к истокам и основам.

Designed by Apple

Итак, с недавнего времени «Designed in California» — лейтмотив Apple, надпись красуется на каждом устройстве, на каждой коробке, сошедшей с конвейера. И эта надпись — не просто информация или красивый лозунг, это новая идеология компании, отображающая то, что дизайнеры и инженеры в Купертино вкладывают в свои продукты. В слова «Разработано в Калифорнии» вложен куда больший смысл, чем может показаться на первый взгляд.

Jeff Clarck on Mavericks

Не оставляет сомнений тот факт, что выбрав название «Mavericks» (это всемирно известный культовый сёрф-спот в Калифорнии) для последней версии OS X, а ещё проиграв рекламный ролик в конце последней презентации, Apple совершенно чётко и прозрачно намекает на то, кто они теперь. Компания, насквозь пропитанная уникальной технокультурой Силиконовой долины, веяниями Лос-Анджелесского арт-мейнстрима, впитавшая настроение одного из самых благодатных и беззаботных мест на планете, прибежища миллиардеров и нищих хиппи — Orange County.

Новая iOS получилась странная. Более отчуждённая от массовой культуры. И поэтому не такая популярная. Вообще, все уже устали от классической Apple, а здесь больше матового стекла, больше пластика, больше воздушной «Гельветики», больше света и мягких градиентов. Больше Калифорнии… Почему? Потому что компания, вдохновившая десятки тысяч дизайнеров, несколько поколений музыкантов, фотографов и кинематографистов вернулась обратно, к себе домой. «Back to basics».

Прощай, скевоморфизм, привет, сёрф-поп! West Coast is the Best Coast!

Macintosh TV ad 1984

В 2011 году Apple перешла из состояния «эксклюзивной», ориентированной навстречу пользователям компании, в «инклюзивную» — полностью преданную своим фанатам, но искусственно ограничивающую себя в общении с кем-то другим. Это состояние похоже на те времена, когда весь мир был поражён знаменитым рекламный роликом, это было в 1984 году, это состояние похоже на культуру хиппи. Чтобы понять это состояние, нужно быть «на волне» этого настроения, слушать музыкантов Generationals, Hot Chip, Fitz and the Tantrums, Edward Sharpe & The Magnetic Zeroes, посещать андерграундные лос-анджелесские арт-перформансы и выставки, читать Pitchfork, иметь доску для сёрфа наконец. Чтобы проникнуться чем-то таким похожим, посмотрите фильм Сёрфер («Surfer, Dude») c Мэттью МакКонахи в главной роли. Почувствуйте себя пляжным боем, для которого не существует работы, времени, чего-то откровенно надуманного и того, что можно купить за деньги. Его всегда будут окружать солнце, улыбки и… пляж. Возможно, тогда вы немного поймёте суть «возвращения» Apple.

Soft light

Гений форм Филипп Старк, чьё влияние явно просматривается в изменённом интерфейсе iOS 7, а ещё детали, минимализм и простота — это всё больше и больше напоминает особенный, расширенный взгляд на композиции Beach Boys, слегка приправленные морскими оттенками и оранжевыми отблесками заката. Преднамеренная геометричность, прямые линии, градиенты там, где их не должно быть, — они используются как графическое решение и дизайнерская находка, но вовсе не как логичный элемент интерфейса или имитация освещения. Всё это результат навязчивого стремления сэра Джонни Айва к детализации. Это сделано преднамеренно. Вам это может не нравиться. Но если понравилось — вы полюбите это навсегда. И не забывайте ещё кое-что — «Серфинг на Mavericks — самый лучший!»

В качестве эпилога приведу слова Вила Гислера (Wil Gieseler) — режиссёра, дизайнера и разработчика о том, что «Смерть скевоморфизма сильно преувеличена». Кстати, он живёт и работает в том самом культовом Orange County.

[Скевоморфизм] никуда не исчез из программного обеспечения: iOS 7 по-прежнему состоит из материалов. Замёрзшее стекло в «Центре уведомлений», в «Доке» и «Центре управления». То, как обои на домашнем экране расположены подо всем остальным (эффект «параллакса», прим. ред.) — результат работы гироскопа и акселерометра. Джонни Айв никогда не сделает ноутбук из кожи или телефон из войлока, но слои стекла и пластика — его страсть. Отражение, глубина, контраст. Это составляющие нового дизайна.

Оглядываясь назад, немного нелепо ожидать плоского дизайна от человека, получившего чёртово рыцарство за создание трёхмерных объектов.

Джонатан АйвДизайн Apple