Apple и Microsoft: два видения одного будущего

Apple и Microsoft — заклятые друзья компьютерного мира. Будь-то Zune и iPod, Surface и iPad или даже классическое противостояние Windows и OS X, две компании зачастую боролись за признание одной и той же аудитории, где каждый видел развитие сегмента со своей, особенной точки зрения. Но сегодня, в эпоху всеобщей унификации, в истории вечных соперников намечается совершенно новый виток, ведь компании хотят покорить электронный Олимп будущего на крыльях принципиально разных идей.

msft_vs_apple

Разные полюса

За последние годы редмондский гигант во многом следовал примеру своего «яблочного» конкурента. Проследить цепь совпадений несложно — некогда исключительно «программная» компания, сегодня Microsoft выпускает под своим брендом смартфоны и планшеты, бесплатно раздаёт новые версии ОС Windows, а также оперирует сетью розничных магазинов, один из которых расположился неподалёку от знаменитого «кубического» Apple Store на Пятой авеню в Нью-Йорке. Однако если пренебречь общими трендами, которые с подачи того или иного игрока всегда приживаются в индустрии, то можно заметить серьёзные отличия между стратегиями двух соперников, во многом видящих мир совершенно по-разному.

Сложно не согласиться, что три десятилетия назад именно с подачи Apple индустрия ПК начала своё победоносное шествие по миру. Легендарный Macintosh, представленный Стивом Джобсом в далёком 1984 году, ознаменовал собой начало новой эры — эпохи по-настоящему персональных компьютеров. После возвращения Джобса в Apple идея получила логическое продолжение в виде концепции «цифрового хаба», роль которого выполнял всё тот же ПК. Даже спустя тридцать лет именно эта концепция продолжает оставаться фундаментом, на котором команда Тима Кука строит свой успех. Это очевидно на примере даже такого совершенно нового для Apple продукта, как Watch, с появлением которого к «цифровому» хабу присоединяется хаб персональный — раскрывающий потенциал нового аксессуара смартфон iPhone. Именно в этом и заключается основная идея Watch — ещё больше сблизить пользователя с его гаджетами, не только связав последние при помощи целостной экосистемы, но и предложив владельцу доступ к ней прямо у себя на запястье. Сегодня Apple демонстрирует планомерное развитие идей, которые определяли работу компании на протяжении почти всего её существования, и отказ от этой очень успешной стратегии выглядит маловероятным.

apple_ecosystem

В свою очередь, Microsoft двигается в совершенно ином направлении. Признавая неудачи на рынке мобильных операционных систем, компания решила поступить иначе и вместо чёткой конкуренции предложила размыть границы между двумя мирами, выпустив инструмент для портирования мобильных приложений iOS и Android на платформу Windows. Этот шаг, весьма необычный для индустрии, уже не выглядит столь удивительно, если принять во внимание парадигму развития, которой старательно придерживаются в Редмонде уже несколько лет — взаимозаменяемых, а не дополняющих друг друга гаджетов. Вполне логично: так и не сумев выстроить интегрированную экосистему, корпорация Сатьи Наделлы отходит от несостоявшейся для неё концепции и решает сделать новую Windows универсальной платформой, по задумке создателей способной объединить наработки разных успешных игроков рынка. В отличие от Apple, которая прочно обосновалась в верхнем ценовом сегменте, а посему может позволить себе и дальше расширять личный парк устройств пользователя, Microsoft приходится действовать с оглядкой на доступность собственной продукции. В компании отлично помнят списанные на тот же Surface почти 2 миллиарда долларов убытков, и новый CEO делает всё возможное, чтобы Microsoft почувствовала себя ещё более уверенно на рынке привычных для неё массовых решений, но уже при помощи как Windows, так и очень популярных мобильных платформ.

Наследие легенд

Выходит, что компании как никогда возвращаются к собственным истокам. В то время как в Купертино в полной мере воплощают классический для себя принцип Think Different («думай иначе»), преимущественно сфокусировавшись на новых сервисах и ПО для собственной продукции, стоящей особняком на фоне других, Microsoft идёт по прямо противоположному пути. Осознавая недостаточность своей репутации для прямого соперничества с Apple в сегменте дорогих решений, компания перестаёт гнаться за цифрами продаж техники и собирается предложить как можно больше программных возможностей как можно большему числу пользователей — подход, схожий с таковым у Google. Вспоминая, как начиналась фирма Билла Гейтса, несложно проследить её так называемую горизонтальную направленность. Именно эта универсальность сделала детище Microsoft популярным на массовом рынке. Apple же как шла, так и идёт к объединению собственных устройств, приложений и сервисов в цельный «пакет», и появление рассчитанных на Mac, iPhone и iPad функций Continuity — лишнее тому подтверждение. В случае с Microsoft подобная тактика не «выстрелила», и руководство абсолютно логично отказалось от дальнейших попыток в этом направлении. По крайней мере на сегодняшний день.

В пользу переориентирования Microsoft на увеличение пользовательской аудитории говорит и решение сделать фирменный пакет Office бесплатным для конкурирующих Android и iOS. Решение весьма непростое, ведь этот продукт является одной из главных статей доходов для Редмонда, однако команда Наделлы всерьёз задумала поднять популярность своего ПО на мобильных платформах даже ценой нынешних прибылей, что подтверждает уверенность в новой концепции. Вообще, исходя из текущего положения Microsoft можно сделать небольшой прогноз: компания будет предлагать всё больше бесплатных сервисов, работающих на разных платформах. Именно так уже долгое время поступает Google, подобной же идеей руководствуется и Facebook со своим Messenger: обе компании хотят сделать свои сервисы некой прослойкой между устройством и пользователем, предложив последнему интересный опыт. Сам термин «платформа» имеет для двух соперников принципиально разное значение. Если у купертиновцев это вполне осязаемые iPhone или iPad, цифровым тылом которых является магазин App Store, то для Редмонда это не более чем инструмент осуществления давней мечты об универсальности всего и вся в зиждущемся на «облачных» вычислениях компьютерном мире.

nadella_ms_services

Безусловно, точно предсказать будущее индустрии не под силу никому, но некоторые выводы сделать всё же можно. Для Apple краеугольным камнем на ближайшее время однозначно будут оставаться понятия устройств и их экосистемы, над фундаментом которой компания регулярно надстраивает недостающие компоненты. Кроме того, в Купертино, по всей видимости, продолжат делать ставку на сами гаджеты, не прекращая гонку толщин и прочих осязаемых характеристик, делающих устройства ещё привлекательнее для потребителя. Microsoft же, не преуспев на поприще самостоятельных продуктов, со значительной долей вероятности продолжит начатую недавно стратегию завоевания рынка сервисов. При этом сотрудничество фирм может выйти на новый уровень. Откуда сомнения? Дело в том, что корпорация слишком любит бросаться из одной крайности в другую, оставляя не доведённые до ума начинания на полпути. Однако новое руководство в лице амбициозного Сатьи Наделлы отличается от консервативного Стива Балмера и совсем уж далеко от стиля, в котором управлял компанией её основатель Билл Гейтс. Думается, главный вопрос сводится к простому — составят ли идеи энергичной, но всё ещё колеблющейся Microsoft конкуренцию зарекомендовавшему себя подходу Apple, успех которой не первый год впечатляет не только заядлых критиков, но и самых прагматичных акул финансовой сферы.

В статье использованы материалы The Verge.

Операционные системы AppleТехнологии AppleЧто будет с Apple