Apple и Adobe: история дружбы и вражды

Компании Apple и Adobe имеют долгую историю взаимоотношений, которые были отмечены не только теплой дружбой, но и ожесточенным соперничеством. На самых ранних этапах они вместе произвели настоящую революцию в настольном издательстве и создавали взаимно дополняющие продукты, которые задали новые стандарты на рынке. Однако в последнее время их отношения охладели, и мы попытаемся выяснить причины таких метаморфоз.

Apple и Adobe

1. Настольное издательство

Apple и Adobe

Первый продукт Adobe под названием PostScript являлся инструментом для описания страниц для распечатки, невзирая на программное обеспечение, с помощью которого эти страницы создавали, и на принтер, который их будет печатать. Такая гибкость помогла создать почву для настольного издательства, особенно когда Apple решила использовать PostScript для своего принтера LaserWriter и когда компьютеры Macintosh перенесли вычисления на новый уровень благодаря графическому интерфейсу. В 1985 году Apple инвестировала в Adobe 2,5 миллиона долларов, и Adobe помогла сделать Mac еще более мощной машиной.

Программа Adobe Illustrator вышла в 1987 году и была тесно интегрирована с языком описания страниц PostScript, открыв новые возможности для графических дизайнеров. В 1989 году Adobe создала Photoshop, а в 1990 году продукт вышел на рынок. Мало кто знает, что поддержка Windows появилась лишь в версии 2.5. Новые приобретения позволили расширить набор инструментов Adobe для настольного издательства, включив в него такие продукты, как Pagemaker от Aldus и Framemaker от Frame Technology. Благодаря этому Macintosh еще сильней укрепил свои позиции в качестве идеального выбора для «креативных профессионалов», на которых Adobe делала основную ставку.

Первые разногласия были связаны с важнейшей функцией PostScript — цифровыми шрифтами. Adobe с успехом коммерциализировала эти «векторные» шрифты, которые позволяли буквам выглядеть намного четче, чем в растровом формате. Компания продала лицензии на собственные шрифты, созданные в формате PostScript Type 1, после чего к набору добавились другие библиотеки шрифтов, закрепив репутацию PostScript в секторе цифрового издательства.

Apple со своей стороны нанесла удар по PostScript, когда разработала конкурирующую технологию, которая впоследствии стала известна как TrueType. Технология стала мейнстримом в отрасли, чего так и не удалось добиться PostScript , даже несмотря на то, что Adobe либерализировала свои условия лицензирования.

2. Premiere и Photoshop

Apple и Adobe


Объектом следующего конфликта стало приложение для видеомонтажа Premiere, которое компания Adobe выпустила в 1991 году. Программа конкурировала с продуктом Final Cut от Macromedia, который Apple приобрела в 1998 году. Кстати, процессом разработки Final Cut руководил Рэнди Убиллос, который затем перешел в Apple и сыграл ключевую роль в создании продукта iMovie.

Final Cut Pro оказался еще более грозным противником и преобразовал рынок приложений для нелинейного монтажа видео аналогично тому, как несколько лет назад претерпел кардинальные изменения рынок настольного издательства. Разумеется, на Mac программа Final Cut Pro была куда мощней, чем Adobe Premiere Pro, однако версии приложения для Windows просто не было. В 2003 году Adobe отказалась от поддержки Premiere Pro для Mac, сделав этот продукт доступным только для Windows. В эпоху доминирования Microsoft такое событие вряд ли можно было назвать хорошей новостью для пользователей Mac.

Однако в 2007 году Adobe решила вернуть Premiere на платформу Mac, выпустив версию CS3. А совсем недавно Adobe реализовала агрессивную маркетинговую стратегию по «пересаживанию» пользователей Apple на свои продукты, после того как многие профессионалы остались недовольны продуктом Final Cut Pro X.

3. Carbon против Cocoa

Apple и Adobe

Когда Стив Джобс ставил под сомнение лояльность Adobe к Apple, в этом была некоторая для правды. Но когда он говорил о том, что Adobe «невыносимо медленно адаптировалась под усовершенствования платформ Apple», с этим вряд ли можно было целиком согласиться.

Adobe приложила титанические усилия для переноса Photoshop с использованного в OS X интерфейса Carbon на более новую альтернативу Cocoa, которая требовала поддержку 64-битных систем. Adobe поначалу собиралась делать это более постепенно, однако Apple резко отказалась от поддержки 64-битного программного обеспечения для Carbon, вынудив партнера в максимально сжатые сроки переписать гигантское количество программного кода.

Помимо всего прочего, Apple и Adobe также являются непосредственными конкурентами в сегменте высококачественного редактирования фото. Первым вышел продукт Aperture от Apple, который стал инструментом для редактирования и каталогизации изображений, в том числе в формате RAW. Спустя некоторое время Adobe выпустила аналогичный продукт под названием Lightroom.

Первоначально Adobe предлагала Lightroom по цене 300 долларов, что было более привлекательно, чем Aperture, которая стоила 500 долларов. Когда последняя появилась в Mac App Store, цена ее упала до 79 долларов. Lightroom в настоящее время предлагается по цене 149 долларов, а во время специальных акций цена приложения опускается до 100 долларов.

Тем не менее некоторые из этих сражений уже ушли в прошлое, поскольку Apple больше не сосредоточивает свои усилия на креативных профессионалах. Вместо этого компания превратилась в кузницу потребительских продуктов, а в центре ее внимания оказались такие продукты, как iPhone и iPad. Здесь-то и началась последняя война, превратившая две компании в заклятых врагов.

4. «Мысли о Flash»

Apple и Adobe


Наиболее сильно отношения между Apple и Adobe похолодели, когда Стив Джобс занял позицию, заключавшуюся в том, чтобы отказаться от технологии Flash в своих мобильных устройствах. Из открытого письма Джобса «Мысли о Flash» можно понять, что некогда тесное сотрудничество между двумя компаниями ушло в прошлое.

В 2008 году, спустя год после выхода iPhone, Adobe объявила о планах по переносу платформы Flash на мобильные телефоны. Однако Apple не только запретила использовать Flash на iPhone, но даже потребовала от разработчиков отказаться использовать инструменты для преобразования контента Flash в iOS-приложения, такие как Flash Professional CS5. Adobe отказалась от этого проекта, однако когда Apple впоследствии сменила гнев на милость, Flash-разработчики все же получили возможность портировать свои приложения на iOS. Битва закончилась победой Apple: в конечном итоге Adobe окончательно отказалась от усилий по переносу Flash на смартфоны и планшеты.

5. Оттепель

Apple и Adobe


Невзирая на все былые конфликты, в последнее время две компании все же начали движение в сторону друг друга. Недавно Adobe начала постепенно отказываться от Flash в пользу более перспективных технологий веб-программирования, таких как HTML5 и CSS3, которые не требуют установки специальных плагинов и способны работать в iOS. Кроме того, в Mac App Store появилось несколько новых продуктов Adobe, в числе которых Premiere Elements и Quick Editor.

Жесты внимания не оказались без ответной реакции: когда в 2012 году Apple представила свой новый MacBook Pro с Retina Display, одной из программой, которая использовалась в рекламной кампании, стал наш старый знакомый Photoshop.

Однако самым сильным аргументом в пользу того, что Adobe стремиться наладить отношения с Apple, является то, что в последние годы было выпущено несколько продуктов, предназначенных специально для продуктов из Купертино. Речь идет о приложении Photoshop для iPad, а также об анонсированных на прошлой неделе аксессуаров для планшета Apple — стилусе Project Mighty и цифровой линейке Napoleon. Возможно, как говорилось в одном старом фильме, это может быть началом хорошей дружбы.

По материалам CNET.com

Apple и Adobe: история дружбы и вражды. 5. Оттепель. Фото.

История AppleКомпания Apple