Как мобильные приложения следят за нами

0

Современные приложения для смартфонов возрождают тенденцию прошлого десятилетия, когда шпионское ПО было настоящей чумой в Интернете. Единственное отличие состоит в том, что зачастую пользователи не в состоянии ничего сделать, чтобы заблокировать передачу своих личных данных, а порой и вовсе остаются в неведении о том, что кто-то за ними шпионит.

Газета Wall Street Journal провела собственное исследование и на днях опубликовала его результаты. В нем рассматривалось 101 популярное мобильное приложение для устройств на базе iOS и Android. В результате удалось выяснить, что более половины (56) таких приложений пересылают рекламодателям уникальные серийные номера устройств, в то время как 47 программ используют данные о местоположении пользователя. Пять из рассмотренных приложений передают третьим лицам информацию о возрасте поле и других личных характеристиках пользователя. В некоторых случаях эти данные вводятся в приложение самим пользователем для целей, связанных с функционалом программы, однако они без ведома владельца также зачастую пересылаются рекламодателям.

Газета не стала уточнять, каким образом она отбирала приложения, и какую пропорцию в изучавшихся программах составляли продукты для iOS, а какую – для Android. Тем не менее, было отмечено, что «среди протестированных образцов приложения для iPhone чаще отсылают личные данные, чем приложения для устройств на базе Google Android».

В сообщении также отмечается, что не все испытанные приложения для Android пока доступны для загрузки (например, речь идет о новостном приложении). «Так как изучено было не так много приложений, мы не беремся экстраполировать эту пропорцию на сотни тысяч доступных для приобретения приложений», говорится в статье. Напомним, что в настоящий момент в App Store предлагается более 300 000 приложений, в то время как каталог Android Market может похвастаться более чем 100 000 позиций.

Эти открытия могут оказаться в новинку для пользователей смартфонов, которым редко предоставляется открытая и понятная информация о политике конкретных приложений, связанной с защитой личных данных. Тем не менее, использование идентификационных данных устройств, а также демографической информации о пользователе и данных о его местоположении стали основными столпами, на которых основывается сегодняшняя индустрия мобильной рекламы.

В статье приводится цитата из заявления Майкла Бекера (Michael Becker) из Ассоциации мобильного маркетинга, который заявил, что «в мире мобильных устройств нет такого понятия как анонимность, и отметил, что мобильный телефон «всегда с нами и всегда включен».

В отличие от настольных компьютеров, мобильные устройства такие как смартфоны в основном не позволяют пользователя удалять индивидуальные cookies, созданные рекламщиками, или устанавливать файерволы, которые способны блокировать запросы приложений на личные данные пользователей с целью передачи их третьим лицам.

Значительный объем выручки, связанной с рекламой, также вызывает у рекламодателей желание усыплять бдительность пользователей, чтобы максимизировать свою прибыль. Короче говоря, сейчас на мобильном рынке наблюдается ситуация, аналогичная той, с которой столкнулись пользователи персональных компьютеров.

Распознав возможность эксплуатирования личных данных пользователей мобильных устройств с использованием сторонних приложений, Apple начала реализовывать политику по защите личных данных, которая становится все более строгой. Например, теперь в App Store не принимаются программы, которые осуществляют сбор личных данных о пользователе, включая информацию о его местоположении, с целью последующего использования в рекламных целях. Кроме того, Apple настаивает на том, чтобы производители приложений четко описывали, какую информацию о пользователях они планируют собирать с помощью своих программ. В случае невыполнения таких требований приложение, в соответствии с правилами, может быть удалено из магазина.

Являясь мобильным рекламодателем, Apple также неукоснительно соблюдает в рамках собственной платформы свою же политику. Поэтому у пользователей есть возможность не устанавливать приложения, которые для своей работы могут требовать предоставления какой-либо частной информации. Помимо возможности избегать рекламы iAd, основанной на местоположении, пользователи iOS также могут полностью отключить локационные службы или отключить в конкретных приложениях функцию определения местоположения. Кроме того, без разрешения пользователя приложения никогда не начнут определять его местонахождение.

Эти усилия по защите пользователей, которые не используются ни на какой другой мобильной платформе, ранее в этом году был подвергнуты критике со стороны журналиста LA Times Дэвида Сарно (David Sarno). Тогда он вызвал настоящую панику, предположив, что Apple осуществляет слежку за владельцами iPhone благодаря возможности с точностью определять их местоположение. При этом он заявил, что такой тотальной слежки не наблюдается ни на одной другой мобильной платформе, и что пользователи не в силах ничего с этим сделать.

С появлением iOS 4 компания Apple позволила iAd и другим независимым сетям собирать личные данные, однако делается это только для повышения степени релевантности. Правила компании, связанные с SDK, отдельно запрещают разработчикам включать в свои приложения код, способный передавать для каких-либо целей полученную информацию о пользователях третьим лицам. Тогда в своем заявлении Стив Джобс назвал это «свободой от программ, которые похищают ваши личные данные».

После публикации статьи Сарно Конгресс США направил в Apple запрос относительно политики этой компании в области защиты данных. Ответ был таким:

«Apple не делится с рекламодателями никакой информацией, связанной с местоположением, демографическими данными и интересами своих потребителей. Apple фиксирует записи о каждой рекламе, показанной на конкретном устройстве, в отдельной базе данных iAd, доступ к которой имеет только Apple. Это используется в административных целях, чтобы следить за тем, чтобы пользователям не демонстрировались слишком часто одни и те же рекламные объявления».

Критики такой политики Apple утверждают, что компания пытается устранить конкурирующие рекламные сети из системы iOS, запрещая им пользоваться такими личными данными как местоположение, а также отображать рекламные баннеры внутри приложений. Исполнительный директор Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt) заявил, что рекламные ограничения Apple являются «дискриминационными в отношении других партнеров», включая рекламную сеть AdMob, которая принадлежит Google и соперничает с iAd за выручку с мобильной рекламы.

Судя по текущей ситуации, в Android не наблюдается никаких ограничений на использование разработчиками приложений личных данных о пользователях и передачу их третьим лицам. К тому же у Google нет таких строгих правил приема приложений в магазин, как в App Store у Apple. Это приводит к тому, что иногда из приложений, размещенных в сервисе Android Market, осуществляются вредоносные атаки на телефоны, в следствии которых информация о владельце может быть похищена, а его почтовый адрес может быть использован для рассылки спама и вирусов.

Отсутствие внятной системы контроля над защитой конфиденциальной информации стало причиной того, что некоторые разработчики получают в свое распоряжение и совсем личную информацию, такую как номера из телефонной книжки и пароли на голосовую почту. И все это осуществляется без ведома пользователя и при отсутствии его разрешения.

Платформа Google Android также более подвержена давлению со стороны сторонников мобильной рекламы, поскольку львиная доля приложений для Android приходится на бесплатные программы с интегрированной рекламой, а не на приобретаемые за деньги продукты.

Разработчик игры Angry Birds отметил, что развитие программного обеспечения, поддерживаемого за счет рекламы, это «очень по-гугловски». А судя по последним данным компании Distimo, каталог приложений Android содержит почти двое больше бесплатных приложений, чем iOS. И все это благодаря тому, что Google поддерживает ПО, разрабатывающееся за счет рекламной выручки.

Источник: AppleInsider.com
Специально для AppleInsider.ru

0 комментариев

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий