AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

Джони Айв: гуру «яблочного» дизайна и… новый Стив Джобс?

Основатель Apple прославился не только легендарным умением предсказывать желания потребителя, но и беспрецедентным участием во всех аспектах работы компании. Не стал исключением и фирменный дизайн, на который Джобс оказал самое серьёзное влияние: от пресловутого скевоморфизма и общей эстетики интерфейсов до отказа от лишних кнопок, которыми изобиловали тогдашние продукты конкурентов — всё подлежало осмыслению творческим гением Стива. Именно iCEO в значительной мере привил своей команде граничащее порой с безумием внимание к деталям, и, к счастью, в своём стремлении к совершенству он оказался не одинок. Как вы уже догадались, речь пойдёт о человеке, с которым Джобс быстро нашёл общий язык — ныне главном дизайнере Apple сэре Джонатане Айве.

Прошло уже три с половиной года с того момента, как один из безусловно величайших изобретателей современности покинул этот мир. Тогда многие сомневались, что Apple сможет удержаться на плаву, лишившись своего гениального лидера — вскоре капитализация компании упала ниже психологической для неё отметки в 500 млрд долларов, и даже выпуск замечательных новых продуктов вроде iPhone 5, казалось, не мог спасти Купертино от провала. Однако под руководством прямого ставленника Джобса Тима Кука корпорация не только превратилась в самое дорогое коммерческое предприятие в мире, но и заняла первое место на мировом рынке смартфонов, развеяв сомнения скептиков и убедительно доказав миру, что пороху в «яблочных» пороховницах ещё более чем достаточно. Впрочем, не только нового CEO можно назвать кузнецом успеха Apple в постджобсовскую эпоху — глава отдела промышленного дизайна компании также приложил свою руку к нынешнему триумфу Купертино, и приложил, надо сказать, очень серьёзно.

Джонатан Айв, или, как его обычно называют, Джони — знаковая фигура для Apple ещё с конца девяностых годов прошлого века. Уроженец Лондона, в 1992 году Айв переезжает в США, чтобы работать в Apple под началом тогда ещё действующего гендиректора Джона Скалли. Всего через год человек, выставивший Джобса за дверь собственного же предприятия, покинет последнее под натиском совета директоров, уставшего мириться с его ошибками, главной из которых сам Скалли называет решение о лицензировании Mac OS для установки на компьютеры конкурентов. Однако этот момент станет лишь началом пертурбаций, ожидавших «яблочную» компанию под конец второго тысячелетия, а до триумфального возвращения Джобса, которое ознаменует собой возрождение Apple в качестве одного из главных инноваторов индустрии, останется ещё долгих пять лет.

В 1998 году, то есть год спустя после того, как легендарный основатель всё же согласился снова занять пост генерального директора компании, свет увидел один из первых по-настоящему необычных продуктов современной Apple — прозванный «цветным» iMac. Этот яркий компьютер, разительно отличавшийся от невзрачных собратьев, стал первой ласточкой перемен, намеченных в Купертино эксцентричным тандемом Джобса и Айва: в то время как рулевой пытался наметить новые горизонты развития, молодой дизайнер предлагал поистине опережающие своё время концепты. Именно благодаря смелым, ни на что не похожим идеям Джони, ему удалось найти подход к известному своим переменчивым нравом шефу. Пожалуй, с подачи оригинального iMac в суровой индустрии начало обживаться такое понятие, как сочетание броского дизайна и интересных материалов, ведь большинство персональных компьютеров того времени по внешнему виду немногим отличались от собственных коробок.

Но перенесёмся в наши дни. Уже совсем скоро новый продукт компании, смарт-часы Watch, поселятся на запястьях первых покупателей. Как известно, длительный процесс создания и первичной отладки, предшествующий появлению любого сложного устройства, проходил по совершенно отличному от того же iPhone сценарию. Вот здесь и начинает просматриваться то самое влияние, которое обрёл к настоящему моменту главный дизайнер Apple. Один из сотрудников издания Wired, Дэвид Пирс (David Pierce), описывает работу над Watch так:

Каждую неделю устраивались специальные собрания, на которых программисты и ответственные за интерфейс дизайнеры вместе тестировали, скажем, приём устройством телефонных звонков с iPhone. Причём значение имел не только звук, но и непосредственно ощущения от работы с часами в необычной для них ипостаси. Как думаете, за кем было последнее слово? Совершенно верно, за Джони. Именно он решал, что хорошо, а что нет, и угодить ему было невероятно сложно: Айв придирался абсолютно ко всему, начиная от излишне «металлического» звучания динамика до недостаточно мягкой вибрации. Подумать только, у команды ушло больше года, чтобы прийти к консенсусу с главным дизайнером, и это только лишь уведомления, — говорит журналист, опираясь на имеющуюся у него информацию.

Самое любопытное, что всего два с половиной года назад тогдашний глава отдела разработки программного обеспечения iOS Скотт Форстолл фундаментально разошелся с руководством Apple в суждениях, в том числе и по той причине, что, на его взгляд, компании не хватало решительного и ответственного лидера, способного поставить точку в любом спорном вопросе. Впрочем, несмотря на очевидную одарённость и серьёзные навыки, за Скоттом закрепилась слава крайне упрямого и несговорчивого сотрудника, с которым было попросту сложно работать. По слухам, отношения между Форстоллом и Айвом под конец ухудшились настолько, что два солидных топ-менеджера повели себя как малые дети, отказавшись участвовать в организуемых друг другом мероприятиях.

Вскоре после ухода Форстолла из Apple, полномочия Джони достигли невиданных ранее масштабов. Не желая ограничиваться одним лишь промышленным дизайном, Айв не побоялся взвалить на себя громадную ответственность — руководство отделом по разработке интерфейсов. Впервые за время его трудовой деятельности в Купертино, британцу предоставился шанс существенно повлиять на дизайн фирменного программного обеспечения, придав ему собственный оттенок, благо спорить с кем-либо столь упорным, как Форстолл, Джони теперь не приходилось. Нравится кому-то или нет, но то, что явилось результатом стараний Айва, многие назовут началом конца скевоморфизма во всей индустрии: выпустив iOS 7, в которой компания отказалась от излишне реалистичных текстур и градиентов, Apple в очередной раз подбросила конкурентам неплохую пищу для размышлений. Разумеется, виновником сего торжества можно смело называть главного дизайнера, посвященного незадолго до своего бенефиса в рыцари самой английской королевой.

Неугомонный британец продолжил изыскания и вскоре, возглавив проект по разработке собственных смарт-часов Apple, попросил работающих над iOS программистов и дизайнеров сделать специальную версию операционной системы. Сложно удержаться от аналогии и не вспомнить тот факт, что в середине 2000-х годов не кто иной, как Стив Джобс, уже ставил перед командой похожую задачу: адаптировать интерфейс OS X для продукта, ориентированного на управление жестами. Несложно догадаться, что из этой идеи впоследствии выросли такие мегахиты современности, как смартфоны iPhone и планшетные компьютеры iPad. Кстати, сам Стив так вспоминал начало этого непростого пути:

У меня появилась эта идея — большой стеклянный экран с поддержкой Multi-Touch, на котором можно было бы печатать текст. Я спросил, что думают по этому поводу коллеги, и полгода спустя они показали мне первый такой дисплей. Он был замечателен! Тогда я решил попросить одного из наших лучших специалистов по интерфейсам придумать что-то своё, он сделал инерционную прокрутку и некоторые другие вещи, и я подумал: «Боже мой, да мы можем сделать из этого телефон!». Так и получилось — отложив в сторону идею планшета, мы стали работать над iPhone.

А вот что говорит Джобс в своей биографии, написанной бывшим редактором знаменитого журнала Time Уолтером Айзексоном:

У него (Джони) больше реальной власти, чем у кого бы то ни было в Apple, кроме меня. И я лично устроил всё так, чтобы никто не мог диктовать ему, что делать и когда отступать.


Думаю, не нужно глубокого анализа, чтобы разглядеть очевидное сходство двух управленцев в подходах к любимому делу. Как и Стив, Джони живёт смелыми идеями, которые в своё время не только сделали его фаворитом начальства, но и стали предметом разногласий с сотрудниками; точно так же, как легендарный изобретатель, дизайнер никогда не оглядывается назад, отпуская отжившие своё концепты на заслуженный ими отдых. Но главное — как и во времена Джобса, благодаря амбициозному британцу Apple снова смело идёт туда, куда ещё не осмеливалась ступить ранее. В этот непростой период компании как никогда потребуется сильный и решительный визионер, способный вести её по совершенно новому пути, и боевое крещение в этой роли британец уже прошёл. Хочется надеяться, что ему действительно удастся стать для Apple вторым Стивом Джобсом в её очень насыщенной современной истории.