Очертания будущего: мобильные операторы обречены?

18

Если проанализировать развитие мобильных операторов за последние десять лет, то можно заметить, что никаких радикальных преобразований процесс осуществления звонка не претерпел. Мы все так же звоним и принимаем вызовы, пишем сообщения, пытаемся поймать сигнал и стараемся говорить кратко в попытках сэкономить деньги. Никаких кардинальных изменений не произошло, и это связано с тем, что операторы не заинтересованы в инновациях. Пожалуй, единственная сфера, где они действительно что-то модернизируют, это разработка новых способов честного отъема денег: будь то помегабайтная оплата за текстовые сообщения или голосовые инструкции по использованию голосовой почты, тарифицируемые как разговоры.

Если же пофантазировать о том, что будет, если контроль над телекоммуникационными услугами получат технологические компании, то возникает множество волнительных картин. Во-первых, вы наверняка сможете видеть полную личную информацию о звонящем пользователе. Во-вторых, прежде чем осуществить вызов, вы можете проверить, доступен ли ваш собеседник; а пользовательский статус, как в Skype, может меняться как самим пользователем, так и автоматически («Кевин отошел от телефона»). А между компаниями начнется нешуточная конкуренция за право вновь сделать телефонный разговор осмысленным видом общения.

Конечно, у нас есть такие многофункциональные сервисы как Google Voice, которые смогли добиться некоторых инноваций. Но во-первых, они до сих пор страдают от недостаточной интеграции в операционные системы, а во-вторых, все те же операторы боятся их как огня и всячески блокируют. Например, они не могут проверять статус вашего телефона перед осуществлением вызовов, а также выполнять десятки других функций, за которые мы так любим свои чат-клиенты и почтовые программы. Даже функция визуальной голосовой почты была реализована в iPhone только после длительных и изнуряющих переговоров между Apple и AT&T, плодом которых стало специальное соглашение. И помните: мобильным операторам невыгодно разрабатывать более рациональный подход к телефонным звонкам, потому что мы платим им поминутно.

Недавние инновации в сотовой связи главным образом были продиктованными возросшими потребностями в высокоскоростной передаче данных. В то же время большинство телефонов с поддержкой стандарта связи четвертого поколения не поддерживают голосовые вызовы по 4G, перекладывая эти обязанности на плечи второстепенных чипов 3G (или 2G). В настоящее время стандарт 4G используется только для передачи данных, а звонки осуществляются совершенно по другому принципу. SMS-переписка сегодня отличается от передачи данных так же, как трехколесный велосипед отличается от спортивного автомобиля. Ваш телефон поддерживает Wi-Fi? Что ж, эту связь для голосовых вызовов вы тоже использовать не сможете, если только не приобретете специальный микроэлемент для своей домашней сети. Этот компонент создает миниатюрную сеть 3G, которая подключается к вашей локальной сети. Тем не менее, в этом случае вам все равно придется платить оператору за каждую минуту разговора, поскольку голосовые данные поступают на его центральные компьютеры и обратно.

Иными словами, ситуация совершенно прогнившая. И что будет, если такие компании как Apple, Microsoft и Google вдруг захотят ее исправить и сделать более приемлемой для людей? Чтобы поставить под свои флаги целую мобильную империю, вам необходимо производить свои устройства, разрабатывать свою ОС и самостоятельно предоставлять услуги связи. Создавать новую коммуникационную компанию с нуля чрезвычайно трудно, поскольку для этого понадобится наставить по всей стране сотовых вышек, что ужасно дорого. Кроме того, по каждой вышке надо получить разрешения местных властей, и на это могут уйти годы. По этой причине большинство маленьких компаний арендуют мощности вышек у более крупных операторов, что ставит их в невыгодное положение в плане ценообразования. Кроме того, аренда вышки вряд ли позволит вам применять большое количество собственных технологий. Данные по-прежнему проходят через их ограниченные системы и с использованием неизменных протоколов, оставляя нам только два пути: Wi-Fi и мобильное соединение. Наши телефоны уже сегодня используют для доступа данных стандарт Wi-Fi и переключаются на мобильную связь, когда точки доступа Wi-Fi недоступны. Использование Wi-Fi бесплатно, поэтому арендатор (будем называть его «программным оператором») может существенно снизить свои расходы, обеспечив пользователей возможностью осуществлять бесплатные звонки, перенаправляя их на Wi-Fi в случае доступности точек доступа и используя сотовую связь, когда таких точек поблизости нет или они не работают.

Если более половины времени разговоров в сети программного оператора будет проходить по сети Wi-Fi, а не по арендуемой сотовой сети, он может предложить более выгодную цену, чем традиционный оператор, даже если последний удвоит стоимость аренды. Кроме того, в такой ситуации на каждого владельца мобильного устройства, который для доступа в интернет использует только 3G, будет приходиться один пользователь, который работает только в Wi-Fi. В результате клиентура постепенно будет переходить к программному оператору, который будет повышать свою конкурентоспособность, получив возможность снижать цены на свои услуги.

Возвращаясь к трем вышеописанным ингредиентам, не можем не напомнить следующее: Microsoft разработал вполне приличную мобильную ОС, только что приобрел Skype и, по слухам, собирается купить Nokia. Даже если эти слухи не подтвердятся, альянс между двумя компаниями явно выглядит чем-то бόльшим, чем простое соглашение о лицензировании ОС. Если Microsoft планирует изменить сегодняшний облик мобильной индустрии, он начнет производить устройства Nokia, выполненные в соответствии со спецификациями Microsoft. Вряд ли какой-либо другой производитель устройств сможет так разозлить крупнейших мировых операторов, бросив такой дерзкий вызов всей мобильной отрасли.

Конечно, не один Microsoft можно заподозрить в таких амбициях. Apple и Google, судя по всему, тоже движутся в этом направлении, хотя и разными путями. Разработанный Apple стандарт видеосвязи FaceTime, применяющийся сегодня в iPhone, iPod Touch, iPad 2 и Mac OS, явно свидетельствует о стремлении компании  к независимости от операторов связи. По большому счету, iPod Touch тоже является телефоном, только с возможностями, ограниченными Wi-Fi. Если Apple захочет, для нее не составит труда создать собственный канал связи между Facetime и обычными телефонами для только голосового общения, обеспечив принцип работы как в мобильных сетях, но пользуясь при этом соединением Wi-Fi в случае доступности последнего. А если бы такие программы работали за пределами экосистемы Apple, разве это не была бы фантастика? Дополнительная информация к размышлению: недавно Apple приобрела лидера в области технологий распознавания речи Nuance. Если вам неизвестно, бывший лицензиар Nuance, компания TellMe (кстати, приобретенная Microsoft в 2007 году), является разработчиком продукта под названием Dialtone 2.0. Это приложение позволяет общаться по телефону, поднеся к уху трубку и разговаривая с компьютером.

Благодаря наличию Google Voice можно заключить, что и Google пристально следит за этим сегментом рынка. Кроме того, ужесточение контроля поискового гиганта над дизайном и набором функций новых устройств на базе Android может рассматривать как еще один предвестник приближающихся перемен. Добавьте к этому Amazon – и перед нами четыре производителя мобильных устройств и оператора связи, которые обладают огромным опытом в передаче огромных массивов данных и желанием подарить пользователям новые и более удобные функции. По прогнозам, в ближайшие пять лет нас ждет масса инноваций. Если в предыдущие пять лет перед нами открылись новые возможности в использовании мобильных телефонов как полноценных интернет-устройств, то в ближайшее время мы по-новому откроем для себя их базовые функции. А время для перемен уже, несомненно, пришло.

Источник: Fury.com

18 комментариев

  1. 0
    Ринцлер

    Я только за!!! Переходим, товарищи, на звонки по Face Time и Skype, в ж…у тройку мудаков-операторов и их грабежные условия!!!!!

    • 0

      Ринцлер, у моих родителей-пенсионеров обычные телефоны, с бесплатными звонками по всей стране и скайп им этот не упал. Зачем им еще что-то?

      • 0
        Аноним

        Oleg, А моя прабабушка писала письма, и телефон ей тоже на… не вперся!

      • 0
        Сергей

        Oleg, Подскажите пожалуйста, что за тарифы такие? У меня родители тоже пенсионеры, но бесплатные звонки по всей стране не могут себе обеспечить, и я тоже. Заранее спасибо.

  2. 0
    Олег

    Ерунда полнейшая, все в конце-концов вернется к тем же операторам, а как будет осуществляться бесшовный роаминг между вайфай вышками?

  3. 0
    Геннадий

    Разве Nuanсe уже приобретен?

  4. 0
    Алексей

    Все операторы, как наши так и зарубежные, представляются мне огромными ленивыми черепахами всячески противящимися какому-либо прогрессу. Дальше так не может продолжаться.

    • 0

      Алексей, Совершенно неправильное мнение- я своим оператором не нарадуюсь- все новинки что я хотел всегда приходят в то же время что и везде

  5. 0
    GenrihVIII

    Глобализация в чистом виде…
    Несколько компаний, которые будут диктовать или пытаться диктовать свои условия…
    Понравится ли это нам? Сомневаюсь…

Авторизуйтесь Чтобы оставить комментарий