Самая продаваемая программа в мире

Apple Computer славилась в индустрии как непревзойденная “машинка для раскрутки и продвижения”. Но в случае с AppleWorks для Apple II, эта “машинка” дала “сбой”: несмотря на полное неучастие Apple в судьбе этой программы, она стала бестселлером.

Самая продаваемая программа в мире. Фото.

Продолжение, начало здесь. Первая половина поверхностного описания AppleWorks для Apple II здесь. Насчет публикации второй половины – я пока не решил.

Apple Computer активно приобретала самое дорогое пространство в лучших деловых и компьютерных изданиях, снимала телевизионные ролики и размещала их на популярных телеканалах в самое дорогое время, но за период с 1984 по 1987 год, пока программа продавалась от её имени, ни в одной из реклам компании AppleWorks ни раза не была упомянута.

Случаев, когда AppleWorks случайно оказалась на экране компьютера в какой-нибудь рекламе, было четыре. Например, она засветилась на экране Apple IIGS в одной из его реклам. Да, AppleWorks на нем работала, но… Apple IIGS был немного о другом.

Ситуация, на первый взгляд, странная: Apple с радостью взяла ApplePie на реализацию, переименовала её в AppleWorks, печатала её легальные копии и комплектовала комплекты, но на публике демонстрировала к ней полное безразличие. Сумасшествие?

Были и рациональные причины: во-первых, компанию обвиняли в том, что она чуть ли не глушит независимых разработчиков недостижимо качественными программными продуктами, как рыбу динамитом.

Во-вторых, с января 1984 года Apple все свои силы и таланты тратила на продвижение платформы Macintosh, с которой связывала надежды на безумно великое будущее. “Текстовые” компьютеры и программы для них её больше не интересовали.

Но и элементы легкого помешательства, как мне кажется, присутствовали.

Нечаянный бестселлер

Самая продаваемая программа в мире. Нечаянный бестселлер. Фото.

К счастью, кроме Apple Computer, дамы со странностями и непомерным самомнением, в США существовало множество независимых компьютерных изданий. В их числе были и издания для тех, кто болен Apple II. Например, inCider. Читается это название “инсайдер”. Собираю про него информацию, для статьи её пока маловато, но…

Сказать, что программа вызвала у “яблочных” изданий интерес – это ничего не сказать. В самых больших и популярных компьютерных журналах были разделы, посвященные Apple. Ничего личного – компания была одним из самых больших покупателей рекламы.

Обзоры и отзывы о программе сделали её знаменитой. И впечатления знакомых, которые её купили. Пользователи Apple II были огромным, но очень общительным содружеством.

Через месяц после начала продаж AppleWorks заняла второе место в ежемесячном списке бестселлеров Softalk, а в списках самых продающихся программ для Apple II заняла первое место, сместив с него прежнего бессменного лидера, программу AppleWrite. От той же самой Apple Computer.

Появилась и критика. Кто первым сообщил о возможностях AppleWorks на машинах с 64 килобайтами оперативной памяти, выдав их за её тактико-технические данные, неизвестно, но цитаты из этой публикации разошлись огромными тиражами.

Текстовый процессор, который способен работать только с 8 страницами текста, база данных, в которой можно разместить всего 140 записей, и электронная таблица, в которой из 127 х 999 ячеек для хранения данных можно использовать только одну тысячу ячеек.

Это максимум возможного для минимальной конфигурации (64 килобайта оперативной памяти), повторяю. То есть не совсем правда.

В рекомендуемой конфигурации (128 килобайт оперативной памяти) AppleWorks не то чтобы превосходила обычные для того времени автономные программы, но и не уступала им. 28 страниц (по 52 строки, с одинарным интервалом), 750 записей в базе данных и 6000 ячеек в таблице. Но это интегральная программа, три программы в одной.

Еще через месяц AppleWorks заняла топовые позиции во всех списках бестселлеров, став самой продаваемой программой вообще, на всех платформах. Отобрав этот титул у Lotus 1-2-3 для IBM PC.

В первые полгода или год Apple продавала по 30-40 тысяч копий AppleWorks в месяц. Для того времени это невероятно много. Затем объемы продаж сократились тысяч до 20 в месяц, но даже эта цифра много лет удерживала программу в верхних строчках хит-парадов.

В конце 90-х, помимо операционных систем Copland и Gershwin, в Apple разрабатывалось несколько крайне интересных технологий. Их бета-версии мог скачать с сайта компании любой желающий (кажется, для этого требовался статус подписчика, но он “стоил” пары-другой ответов на дурацкие вопросы, а вообще был бесплатным).

QuickDraw GX, QuickTime VR, QuickTime 3D — вот те, которые помню навскидку. Теперь они тоже история.

Эти бета-версии по качеству и по уровню проработки деталей ничем не уступали реальным коммерческим продуктам других компаний, но Apple почему-то решила, что “качественное программное обеспечение само продвигает себя”. Не успех ли AppleWorks в этом виноват?

Расширения

В AppleWorks была предусмотрена возможность встраивания в программу расширений.

Для их запуска требовалось одновременно нажать клавишу “Closed Apple” и букву “P”. Загадочное “Закрытое Яблоко” объясняет существование клавиши “Open Apple”, о ней мы уже говорили, но сама по себе не менее загадочна. В документации к программам для Apple II её сокращали до “CA”.

Увы, никаких загадок: на клавиатуре Mac’а и Apple IIGS эта клавиша называлась “Option”. В наши дни у неё два имени, “Option” и “Alt”, и даже своя пиктограмма.

О расширениях не было написано в технической документации, но Лисснер, через BBS (bulletin board system, что-то вроде чата) общался с пользователями, отвечал на вопросы и раскрывал тайны внутреннего устройства AppleWorks. Народ тут же начал пробовать и набивать шишки – на BBS Лисснера жалобы разбирались, и общими усилиями Руперта и сообщества, находились решения и… баги.

При использовании 5,25-дюймовых дискет развернуться расширениям было особенно негде, но ProDOS (новая операционная система Apple II и формат носителей информации) делал возможным использование иных технических устройств – 3,5-дюймовых дискет и жестких дисков, на которых расширениям для AppleWorks (или, как их стали называть, аксессуаров) стало намного вольготнее.

Написание расширений превратилось в хобби для сотен людей, на них появился спрос, а в 1985 году на этот новорожденный рынок пришел первый серьезный игрок, компания Pinpoint Publishing. Разработчик программ для Apple II, самая популярная их программа называлась Micro Cookbook.

В 1985 году Pinpoint Publishing выпустила набор аксессуаров для AppleWorks. Они могли работать, кроме AppleWorks, с текстовыми процессорами AppleWriter и WordPerfect.

В наборе – календарь назначенных встреч, калькулятор, блокнот (вмещавший до 32 строк, сохранявший данные в формате текстового документа), коммуникационный аксессуар (который позволял отправлять текстовые документы через модем и сохранять входящие данные в виде текстового документа), набиратель телефонных номеров и много чего еще.

Некоторые аксессуары из этого набора вытворяли невероятное, например GraphMerge, с помощью которого в распечатке в выбранные места текстовых документов вставлялись изображения “высокого качества”, а текст их “обтекал” одним из нескольких способов.

В конце 1985 года к набору добавился аксессуар для проверки правописания.

Но стать монополистом на юном рынке компании Pinpoint Publishing не удалось. В битву за содержимое кошельков пользователей AppleWorks включались все новые и новые бойцы.

Лидером этого рынка стала компания Beagle Bros Software из Сан Диего, Калифорния. В компании за десять с лишним лет её существования работало множество людей и даже, что установлено точно, одна собака (правда, писала ли она софт или занималась деловой перепиской, выяснить не удалось), но никого с именем, фамилией или даже с кличкой Beagle среди них никогда не было. Везде обман.

К Beagle Bros мы еще вернемся, в 1987-89 гг. они сделали кое-что очень важное и нужное для AppleWorks.

Но это потом. Пока же они выпустили набор аксессуаров для AppleWorks с названием TimeOut.

Десятки тысяч очень серьезных компаний, из последних сил пытаясь казаться серьезней и круче, чем они были на самом деле, потерпели поражение.

Beagle Bros отлично держалась на плаву, выпустила с полсотни неплохих программных продуктов (для Apple II, Apple IIGS и Mac’а), при этом игнорировала все требования школ бизнеса. В интервью они утверждали, что ко всем своим оригинальным идеям они пришли методом тыка, от нечего делать, ковыряясь в компьютере вместо собственных носов.

На стене в их офисе было трое часов, показывавших точное время в Сан Диего, Фресно и в Сиэтле. Набор городов вызывает удивление и улыбку, но самое главное даже не в этом: все эти города расположены в одном часовом поясе. Все эти часы показывали одно и то же время. В ответ на недоумение сотрудники Beagle Bros отвечали, что так и должно быть, и если часы показывают одинаковое время, значит все идет как надо.

Все компании, писавшие программное обеспечение для AppleWorks, как если бы это была еще одна компьютерная платформа, я перечислять не буду. Их было много, одни компании появлялись, другие исчезали – был запущен “позитивный цикл”. Чем больше аксессуаров было для AppleWorks, тем охотнее её покупали. Чем больше покупали AppleWorks, тем…

Могу не продолжать, правда?

Руперт Лисснер

Самая продаваемая программа в мире. Руперт Лисснер. Фото.

Руперт осуществлял техническую поддержку своего детища посредством BBS, в 1985 году под его руководством (хотя он не был сотрудником Apple) были выпущены два бесплатных апгрейда AppleWorks, 1.1 и 1.2, связанных в основном с исправлением багов (большая часть из которых были выявлены при написании аксессуаров) и с добавлением поддержки для “чужой” периферии. Чужой – значит разработанной не в Apple.

Я уже писал о том, что Руперт продал версию ApplePie для Apple III компании Haba Systems (которая выпустила её под названием E-Z Pieces) за очень большие деньги (сумма неизвестна).

Кроме этого, Apple Computer приобрела у Руперта права на продвижение (!) и продажу AppleWorks для Apple II, с выплатой какого-то процента от стоимости продаж. Неожиданно для себя Руперт стал миллионером.

Принимал ли Руперт участие в разработке AppleWorks 1.3, мне неизвестно. Похоже, денег у него, по его собственному мнению, было уже достаточно, а старые увлечения сменило что-то еще. AppleWorks 1.3 вышла в 1986-м. В том же году он куда-то исчез.

Дальнейшая судьба Руперта Лисснера неизвестна.

В конце 1988 года он изменил имя. Вместо “Руперта” стал “Робертом”. Больше о нем ничего не известно.

Надеюсь, с ним все было хорошо. Мой приятель Дон Крэбб вдруг, незадолго до Нового года (лет сто назад), перестал отвечать на письма. Через примерно полгода я узнал, что Крэббу в конце декабря стало плохо, ему диагностировали рак поджелудочной, как у Стива Джобса и Джефа Раскина, и в январе следующего года Дона Крэбба не стало.

Имя Руперт мог изменить по тысяче и одной причине, но у меня есть версия. Наверняка она неправильная, но все-таки приведу её.

В 1988 году на экраны вышел фильм Dirty Rotten Scoundrels (в российском прокате он назывался “Отпетые мошенники”), в одном из эпизодов которого герой Стива Мартина изображает слабоумного брата другого героя фильма, которого играет Майкл Кейн. Слабоумного брата в фильме зовут Руперт.

MacintoshИстория AppleОбзоры приложений для iOS и MacРабота в Apple