[Стив Джобс. Биография.] Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.

ГЛАВА 27
iMAC
И снова Hello!

Назад в будущее

Первым большим дизайнерским триумфом, который подарил миру альянс Джобса и Айва, стал представленный в мае 1998 года iMac – настольный компьютер, рассчитанный на сегмент домашних потребителей. Джобс изначально озвучил желаемые спецификации данного продукта: он должен был обладать корпусом «все в одном», где клавиатура, монитор и компьютер были готовы к использованию прямо «из коробки». Он должен был иметь запоминающийся дизайн, являющимся дерзким заявлением. И самое главное: он должен был стоить ориентировочно 1 200 долларов (в то время компьютеры Apple продавались по цене не менее 2 000 долларов).

[Стив Джобс. Биография.] Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.

«Он сказал, что мы должны вернуться к корням первоначального Macintosh 1984 года и создать компьютер как бытовой прибор с корпусом «все в одном», – вспоминает Шиллер. – Это означало, что дизайнеры и инженеры должны были работать вместе»

Первоначально планировалось создать «сетевой компьютер» (эту концепцию продвигал глава Oracle Ларри Эллисон, который хотел создать недорогой терминал без жесткого диска для использования преимущественно в интернете и других сетях).

Но финансовый директор Apple Фред Андерсон настаивал на создании более полноценного настольного компьютера с жестким диском для домашнего использования. В конце концов Джобс встал на сторону Андерсона.

Джон Рубинштейн, который занимался аппаратным обеспечением, решил использовать в новой машине микропроцессор, применявшийся в высокопроизводительном профессиональном компьютере PowerMac G3. Новинка должна была оснащаться жестким диском и лотком для компакт-дисков, однако, в результате дерзкого решения Джобса и Рубинштейна, компьютер должен был лишиться дисковода. Джобс процитировал легендарного хоккеиста Уэйна Грецки, который заявил: «Нужно ехать туда, где будет шайба, а не туда, где она была». Для того времени такое решение выглядело дикостью, однако уже очень скоро многие компании тоже перестали устанавливать на свои компьютеры дисководы.

Айв и его правая рука Дэнни Костер начали делать наброски футуристичных дизайнов машины. Джобс в жесткой форме забраковал десяток пенопластовых макетов, которые они первоначально смастерили, однако тогда Айв уже узнал, как на него можно воздействовать. Айв признал, что ни один из них не был сделан как надо, но один все же выглядел небезнадежно. Он обладал изогнутыми линиями, имел максимально неформальный вид и не выглядел как неподвижная плита, приросшая к вашему столу.

«Создается ощущение, как будто он только что запрыгнул к вам на стол и собирается поскакать куда-нибудь дальше», — сказал он Джобсу.

К следующей встрече с Джобсом Айв подготовил усовершенствованную версию макета. На этот раз Джобс, которому был присущ двойственный взгляд на мир, заявил, что в полном восторге от модели. Он взял этот пенопластовый прототип и начал носить его с собой по головному офису, с гордостью демонстрируя своей команде менеджеров и членам совета директоров. В своих рекламных роликах Apple рассказывала о достоинствах умения «думать иначе», но до того момента еще не смогла предложить продукт, который бы существенно отличался от имевшихся на рынке компьютеров. Теперь Apple действительно удалось придумать что-то новое.

Пластиковый корпус, который сконструировали Айв и Костер, был предложен в голубом цвете с оттенком морской бирюзы. Поздней этот цвет был назван «bondi blue» в честь цвета воды на одном из австралийских пляжей. Кроме того, корпус был полупрозрачным и предоставлял пользователю возможность изучить его внутренности.

«Мы пытались передать ощущение компьютера, который мог меняться в зависимости от ваших потребностей, как хамелеон, – говорит Айв. – Поэтому нам очень понравилась идея того, чтобы сделать его полупрозрачным. С одной стороны вы могли выбрать только один цвет, с другой – он не выглядел статичным. Кроме того, он имел очень дерзкий вид»

Метафорически и буквально полупрозрачность соединяла внутреннюю начинку компьютера с его внешним дизайном. Джобс всегда настаивал на том, чтобы ряды чипов на платах выглядели аккуратно, даже несмотря на то, что никто из покупателей их не увидит. Теперь же они должны были предстать взору пользователя. Благодаря полупрозрачному корпусу потребитель имел возможность оценить всю ту заботу, которую конструкторы вкладывали в производство всех компонентов компьютера и их расположение по местам. Игривый дизайн компьютера излучал простоту и в то же время обнажал глубины, которые за этой простотой скрывались.

[Стив Джобс. Биография.] Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.

Даже простота самой пластиковой оболочки таила в себе огромную сложность. Айв и его команда сотрудничали с корейскими поставщиками Apple в процессе разработки корпусов и однажды даже посетили фабрику производства желейного драже, чтобы подумать над тем, как сделать полупрозрачные цвета максимально привлекательными. Стоимость изготовления одного корпуса составила 60 долларов, то есть втрое больше, чем у обычного компьютерного корпуса. Руководители других компаний, скорее всего, потребовали бы проведения специальных презентаций и исследований, которые доказали бы, что такие вложения обеспечат достойные продажи. Наделенному сильной интуицией Джобсу такой анализ не понадобился.

Венцом дизайнерского чуда iMac стала ручка, встроенная в его корпус. Конечно, она присутствовала там скорее как имиджевый элемент, чем функциональный. Все-таки это был настольный компьютер, и немногие люди действительно собирались носить его в руке. Но поздней Айв рассказал:

В те времена технология и комфорт для большинства людей были не слишком тесно связанными понятиями. Если ты боишься технологий, вряд ли тебе захочется к ним прикасаться. Я сам видел это на примере своей мамы. И я подумал: если у компьютера появится ручка, то это может помочь в построении комфортных отношений между машиной и человеком. Компьютер станет более доступным для интуитивного общения. Он как бы позволяет тебе потрогать себя. К сожалению, появление в корпусе утопленной ручки подразумевало увеличение затрат. В Apple старого образца я бы наверняка проиграл в споре с руководством. А Стив меня очень порадовал, когда посмотрел на этот корпус и сказал: «Это круто!». Я еще не успел объяснить всей концепции, но он уже интуитивно ее понял. Он просто знал, что эта деталь отлично дополняет образ дружелюбного и игривого iMac.

Джобс был вынужден урегулировать споры с производственными инженерами, которых поддерживал Рубинштейн, стремившийся обеспечить более рациональный подход к затратам в пику эстетическим устремлениям Айва.

«Когда мы принесли прототип к инженерам, они сообщили мне тридцать восемь причин, по которым они не смогут это сделать, – вспоминает Джобс. – Я сказал им: «Нет, мы собираемся это сделать». Они спрашивают: «Почему?». А я отвечаю: «Потому что я здесь главный и хочу, чтобы это было сделано». Так что им пришлось стиснуть зубы и сделать это»

Джобс пригласил Ли Клоу, Кена Сегалла и других представителей рекламной компании TBWA\Chiat\Day, чтобы показать им свою новейшую разработку. Он привел их в охраняемую дизайн-студию и театральным жестом сбросил покрывало с айвовского прототипа, который своей формой походил на слезу. Этот компьютер выглядел как прибор из мультсериала «Джетсоны», действие которого происходило в будущем. В течение некоторого времени гости стояли как вкопанные.

«Мы были в шоке, но решили не выражать свои мысли откровенно, – вспоминает Сегалл. – Про себя мы думали: «Боже правый! Они хоть понимают, что делают? Это же так радикально»

Джобс попросил их предложить возможные названия для продукта. Через неделю Сегалл озвучил пять вариантов, одним из которых стал «iMac». Поначалу Джобсу ни один из них не понравился, однако агентство настаивало на том, что «iMac» был самым удачным. Джобс ответил: «На этой неделе он уже меня не бесит, но я по-прежнему от него не в большом восторге». Он попытался трафаретом нанести это название на несколько прототипов и заключил, что оно смотрится на них очень привлекательно. Таким образом, было решено остановиться на iMac.

По мере приближения крайнего срока завершения разработки iMac легендарный темперамент Джобса давал о себе знать в полной силе, особенно когда он участвовал в конфликтах по производственным вопросам. На одном из собраний, посвященных анализу продукта, он узнал, что производственный процесс замедлился. «Он показал себя во всей красе своего гнева, и этот гнев был абсолютно искренним», — вспоминает Айв. Джобс ходил вокруг стола и по очереди отчитывал всех, начав с Рубинштейна.

«Вы в курсе, что мы тут пытаемся спасти компанию? – кричал он. – А из-за вас, ребята, мы облажаемся!»

Как и в случае с первоначальным Macintosh, команде iMac удалось завершить свой продукт аккурат к торжественной премьере компьютера. Однако перед этим у Джобса случился еще один сильный приступ ярости. Когда пришло время репетировать презентацию, Рубинштейн подготовил два рабочих прототипа. Джобс еще не видел окончательного продукта, и когда он стоял на сцене и разглядывал компьютер, под дисплеем на передней панели он увидел небольшую кнопочку. Джобс нажал ее, и из корпуса выехал лоток для компакт-диска.

«Что это за х**ня?!», спросил он, забыв о хороших манерах.

«Никто из нас ничего не отвечал, – вспоминает Шиллер, – потому что мы все знали, что такое лоток для CD»

Джобс рассвирепел. Он настаивал на том, чтобы его компьютер имел CD-привод с щелевой загрузкой, подобно тем, что в то время начинали появляться в дорогих автомобилях.

«Стив, именно этот привод я показывал тебе, когда мы разговаривали о компонентах», — пытался объяснить Рубинштейн.

«Нет, о лотке мы никогда не говорили, а только о слоте!», — настаивал на своем Джобс.

Рубинштейн не отступал, а гнев Джобса не угасал.

«Я тогда почти расплакался, потому что было уже поздно что-то менять», — поздней вспоминал Джобс.

Репетиция была приостановлена, и на какое-то время показалось, что Джобс собирался отменить всю презентацию.

«Руби смотрел на меня с выражением лица, которое говорило: «Кажется, я схожу с ума», – вспоминает Шиллер. – Это был мой первый запуск продукта со Стивом, и тогда впервые я столкнулся с его внутренней установкой «Если продукт сделан неправильно, мы не будем его запускать».

В конечном итоге было решено установить щелевой привод на следующую версию iMac.

«Я согласен запускать этот продукт на рынок, только если вы пообещаете, что щелевой привод появится на нем как можно скорей», — в слезах сказал Джобс.

С одним из видеороликов, запланированных к показу во время презентации, возникла проблема. В этом видео был показан Джонни Айв, рассказывающий о своем дизайнерском мышлении и спрашивающий: «А какой компьютер хотели бы иметь Джетсоны? Это было бы как вчерашний день в будущем». В этот момент на экране должен был появиться двухсекундный отрывок из мультфильма, где Джейн Джетсон смотрит на видеоэкран, а затем – еще один двухсекундный фрагмент, где Джетсоны стоят и хихикают у рождественской елки. Во время репетиции к Джобсу подошел ассистент и сказал, что ему придется удалить эти ролики, потому что студия Hanna-Barbera не дала разрешения на их использование. «Оставьте их», — гаркнул в ответ Джобс. Ассистент попытался объяснить, что это было бы не по правилам. «Мне наплевать, они должны остаться», — сказал Джобс. Видеоролик был показан в первоначальном виде.

Ли Клоу занимался подготовкой серии цветистых рекламных полос для журналов, но когда он отправил один из образцов Джобсу, через некоторое время он услышал в трубке взбешенный голос главы Apple. По словам Джобса, использованный в рекламе голубой цвет отличался от расцветки самого iMac.

«Ребята, вы просто не понимаете, что вы делаете! – кричал Джобс. – Мне придется пригласить для этого кого-нибудь другого, потому что это просто какой-то п**дец!»

Клоу попытался возразить и предложил Джобсу сравнить цвета. Джобс, который в тот момент был не на рабочем месте, настаивал на своей правоте и продолжал кричать. В конце концов Клоу заставил его сесть и изучить первоначальные фотографии.

«Мне все-таки удалось доказать ему, что голубой цвет в рекламе был именно тем голубым, который был нужен», — сказал он.

Годы спустя на форуме сайта Gawker, посвященном Стиву Джобсу, появилась история от человека, который работал в магазине Whole Foods в Пало Альто, в нескольких кварталах от дома Джобса:

«Однажды после обеда катался на своем карте и увидел его серебристый «Мерседес», припаркованный на стоянке для инвалидов. В машине сидел Стив Джобс и кричал в трубку автомобильного телефона. Это было прямо перед презентацией первого iMac, и я мог четко различить его слова: «Ни х*я этот не тот голубой, который мне нужен!!!»

Как всегда, Джобс тщательно готовился к торжественной презентации продукта, не упуская ни одной мелочи. Так как ему пришлось досрочно прекратить одну репетицию из-за инцидента с лотком оптического привода, другие репетиции он решил продлить, чтобы сделать свою презентацию безупречной. Помногу раз он прогонял кульминационный момент, когда он должен был пройти через всю сцену и сказать:

«Давайте поздороваемся с новым iMac»

Он хотел, чтобы освещение было безупречным для того, чтобы прозрачность корпуса машины была максимально видна. Но после нескольких прогонов он все равно остался недоволен освещением. Это выглядело отголоском 1984 года, когда Скалли наблюдал его одержимость идеальностью освещения во время репетиций презентации самого первого Macintosh. Он настоял на том, чтобы свет был ярче и загорался раньше, но это ему тоже не понравилось. В конце концов он дошел до середины зала и уселся в одно из кресел в самом центре, вальяжно сложив ноги на спинке кресла перед собой. «Давайте пробовать, пока не получится, хорошо?», — сказал он. Осветители предприняли еще одну попытку.

«Нет, это тоже не пойдет, – пожаловался Джобс. – Совершенно не подходит»

На следующий раз света было достаточно, но загорелся он слишком поздно. «Мне начинает это надоедать», — рычал Джобс. Наконец, iMac загорелся именно так, как ему этого хотелось.

«Вот оно! Все верно! Просто великолепно!», — закричал Джобс.

Годом ранее Джобс уволил из совета директоров Майка Марккулу – своего старого наставника и партнера. Однако он был так горд новым iMac и чувствовал такую сильную связь между этим компьютером и самым первым Macintosh, что пригласил Марккулу в Купертино для эксклюзивной демонстрации новинки. Марккула остался под сильным впечатлением. Единственной разочаровавшей его деталью была новая мышь, которую разработал Айв. Она похожа на хоккейную шайбу, отметил Марккула, и людям она не понравится. Джобс с этим не согласился, но Марккула оказался прав. Во всем же остальном новая машина, как и ее великий предшественник, была «безумно великолепна».

Содержание:
Глава первая. Брошенный и избранный.
Глава 1. Часть первая. Усыновление.
Глава 1. Часть вторая. Кремниевая долина.
Глава 1. Часть третья. Школа.
Глава вторая. Странная парочка: два Стива.
Глава 2. Часть первая. Воз.
Глава 2. Часть вторая. Синяя коробка.
Глава Третья. Выбывший.
Глава 3. Часть первая. Крисанн Бреннан.
Глава 3. Часть вторая. Колледж Рид.
Глава 3. Часть третья. Роберт Фридланд.
Глава 3. Часть четвертая. Выбывший.
Глава Четвертая. Atari и Индия.
Глава 4. Часть первая. Atari.
Глава 4. Часть вторая. Индия.
Глава 4. Часть третья. В поисках.
Глава 4. Часть четвертая. Раздор.
Глава Пятая. Apple I.
Глава 5. Часть первая. Машины любви и благодати.
Глава 5. Часть вторая. Клуб самодельных компьютеров.
Глава 5. Часть третья. Рождение Apple.
Глава 5. Часть четвертая. Гаражная команда.
Глава Шестая. Apple II.
Глава 6. Часть первая. Всё и сразу.
Глава 6. Часть вторая. Майк Марккула.
Глава 6. Часть третья. Реджис Маккена.
Глава 6. Часть четвертая. Первая презентация.
Глава 6. Часть пятая. Майк Скотт.
Глава Седьмая. Крисанн и Лиза.
Глава 7. Крисанн и Лиза.
Глава Восьмая. Xerox и Лиза.
Глава 8. Часть первая. Другой ребенок.
Глава 8. Часть вторая. Xerox PARC.
Глава 8. Часть третья. “Великие художники крадут”.
Глава Девятая. Дела финансовые.
Глава 9. Часть первая. Акции.
Глава 9. Часть вторая. “Эй, да ты богат!”.
Глава Деcятая. Рождение Mac: Революцию заказывали?
Глава 10. Часть первая. Дитя Джефа Раскина.
Глава 10. Часть вторая. Башни Texaco.
Глава Одиннадцатая. Поле искажения реальности.
Глава 11. Часть первая. Игра по собственным правилам.
Глава Двенадцатая. Дизайн.
Глава 12. Часть первая. Эстетика Баухаус.
Глава 12. Часть вторая. Как Porsche.
Глава Тринадцатая. Создавая Mac.
Глава 13. Часть первая. Соревнование.
Глава 13. Часть вторая. Контроль от начала до конца.
Глава 13. Часть третья. Машины года.
Глава 13. Часть четвертая. Мы будем пиратами!
Глава Четырнадцатая. Появление Скалли.
Глава 14. Часть первая. Ухаживание.
Глава 14. Часть вторая. Медовый месяц.
Глава Пятнадцатая. Запуск.
Глава 15. Часть первая. Настоящие художники продают.
Глава 15. Часть вторая. Реклама «1984».
Глава 15. Часть третья. Взрывная шумиха.
Глава 15. Часть четвертая. 24 января 1984 года.
Глава Шестнадцатая. Билл Гейтс и Стив Джобс.
Глава 16. Часть первая. Гейтс и Macintosh.
Глава 16. Часть вторая. Битва за графический интерфейс.
Глава Семнадцатая. Икар. Чем выше взлет…
Глава 17. Часть первая. Лететь высоко.
Глава 17. Часть вторая. …и низко падать.
Глава 17. Часть третья. Тридцатилетие.
Глава 17. Часть четвертая. Исход.
Глава 17. Часть пятая. Весна 1985. Финальная песня.
Глава 17. Часть шестая. Подготовка переворота.
Глава 17. Часть седьмая. Семь дней в мае.
Глава 17. Часть восьмая. Like a Rolling Stone.
Глава Восемнадцатая. NeXT. Освобождение Прометея.
Глава 18. Часть первая. Пираты бросают корабль.
Глава 18. Часть вторая. Сам себе господин.
Глава 18. Часть третья. Тот самый компьютер.
Глава 18. Часть четвертая. Перо вам в помощь.
Глава 18. Часть пятая. IBM.
Глава 18. Часть шестая. Запуск. Октябрь 1988 года.
Глава Девятнадцатая. Pixar. Единство технологий и искусства.
Глава 19. Часть первая. Компьютерное подразделение Lucasfilm.
Глава 19. Часть вторая. Анимация.
Глава 19. Часть третья. «Оловянная игрушка».
Глава Двадцатая. Обычный парень.
Глава 20. Часть первая. Джоан Баэз.
Глава 20. Часть вторая. Джоанна и Мона.
Глава 20. Часть третья. Потерянный отец.
Глава 20. Часть четвертая. Лиза.
Глава 20. Часть пятая. Романтик.
Глава Двадцать Первая. Дела семейные.
Глава 21. Часть первая. Лорин Пауэлл.
Глава 21. Часть вторая. Свадьба. 18 марта 1991 года.
Глава 21. Часть третья. Семейное гнездышко.
Глава 21. Часть четвертая. Лиза возвращается в семью.
Глава 21. Часть пятая. Дети.
Глава Двадцать Вторая. «История игрушек».
Глава 22. Часть первая. Джефри Катценберг.
Глава 22. Часть вторая. Снято!
Глава 22. Часть третья. В бесконечность!
Глава Двадцать Третья. Второе пришествие.
Глава 23. Часть первая. Наперекосяк.
Глава 23. Часть вторая. Падающее «Яблоко».
Глава 23. Часть третья. Несмелые шаги в направлении Купертино.
Глава Двадцать Четвертая. Возрождение.
Глава 24. Часть первая. Ожидание за кулисами.
Глава 24. Часть вторая. Уход. Бегство от медведя.
Глава 24. Часть третья. Macworld Boston, август 1997 года.
Глава 24. Часть четвертая. Соглашение с Microsoft.
Глава Двадцать Пятая. Think Different.
Глава 25. Часть первая. За тех, кто безумен.
Глава 25. Часть вторая. iCEO.
Глава 25. Часть третья. Истребляя клонов.
Глава 25. Часть четвертая. Анализ продукции.
Глава Двадцать Шестая. Принципы дизайна.
Глава 26. Часть первая. Джонни Айв.
Глава 26. Часть вторая. Внутри студии.
Глава Двадцать Седьмая. iMac.
Глава 27. Часть первая. Назад в будущее.
Глава 27. Часть вторая. Презентация 6 мая 1998 года.
Глава Двадцать Восьмая. CEO.
Глава 28. Часть первая. Тим Кук.
Глава 28. Часть вторая. Командная работа и водолазки.
Глава 28. Часть третья. От iCEO к CEO.
Глава Двадцать Девятая. Apple Store.
Глава 29. Часть первая. Потребительские ощущения.
Глава 29. Часть вторая. Прототип.
Глава 29. Часть третья. Дерево, камень, сталь и стекло.
Глава Тридцатая. Цифровой хаб.
Глава 30. Часть первая. Шаг за шагом.
Глава 30. Часть вторая. FireWire.
Глава 30. Часть третья. iTunes.
Глава 30. Часть четвертая. iPod.
Глава 30. Часть пятая. «Вот оно!»
Глава 30. Часть шестая. Белый кит.
Глава Тридцать Первая. iTunes Store.
Глава 31. Часть первая. Warner Music.
Глава 31. Часть вторая. Объять необъятное.
Глава 31. Часть третья. Microsoft.
Глава 31. Часть четвертая. Mr. Tambourine Man.
Глава Тридцать Вторая. С музыкой по жизни.
Глава 32. Часть первая. iPod Стива.
Глава 32. Часть вторая. Боб Дилан.
Глава 32. Часть третья. «Битлз».
Глава 32. Часть четвертая. Боно.
Глава 32. Часть пятая. Йо-Йо Ма.
Глава Тридцать Третья. Друзья из Pixar.
Глава 33. Часть первая. «Приключения Флика».
Глава 33. Часть вторая. Фильм имени Стива.
Глава 33. Часть третья. Развод.
Глава Тридцать Четвертая. Mac 21-го века.
Глава 34. Часть Первая. Ракушки, подсолнечники и кубики льда.
Глава 34. Часть Вторая. Процессоры Intel.
Глава 34. Часть Третья. Опционы.
Глава Тридцать Пятая. Раунд первый.
Глава 35. Часть первая. Рак.
Глава 35. Часть вторая. Вручение дипломов в Стэнфорде.
Глава 35. Часть третья. Пятидесятилетний лев.
Глава Тридцать Шестая. iPhone.
Глава 36. Часть первая. iPod, который может звонить.
Глава 36. Часть вторая. Мультитач
Глава 36. Часть третья. Gorilla Glass.
Глава 36. Часть четвертая. Дизайн.
Глава 36. Часть пятая. Релиз.
Глава Тридцать Седьмая. Раунд второй.
Глава 37. Часть первая. Битвы 2008 года.
Глава 37. Часть вторая. Мемфис.
Глава 37. Часть третья. Возвращение.
Глава Тридцать Восьмая. iPad.
Глава 38. Часть первая. Революцию заказывали?
Глава 38. Часть вторая. Запуск. Январь 2010 года.
Глава 38. Часть третья. Реклама.
Глава 38. Часть четвертая. Приложения.
Глава 38. Часть пятая. Книгоиздательство и журналистика.
Глава Тридцать Девятая. Новые битвы и эхо былых.
Глава 39. Часть первая. Google: Открытое против закрытого.
Глава 39. Часть вторая. Flash, App Store и контроль.
Глава 39. Часть третья. «Антеннагейт»: Дизайнеры против инженеров.
Глава 39. Часть четвертая. Солнце взошло.
Глава Сороковая. Бесконечность не предел.
Глава 40. Часть первая. iPad 2.
Глава 40. Часть вторая. iCloud.
Глава 40. Часть третья. Новый Кампус.
Глава Сорок Первая. Раунд Третий.
Глава 41. Часть первая. Семейные узы.
Глава 41. Часть вторая. Барак Обама.
Глава 41. Часть третья. Третий больничный, 2011 год.
Глава 41. Часть четвертая. Гости.
Глава 41. Часть пятая. Этот день настал.
Глава Сорок Вторая. Наследие.
Глава 42. Наследие.

And one more thing…