AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

«Designed in California»: Apple, пляжи и сёрф-поп

Редизайн iOS 7 не такой уж и плоский, и это здорово. Матовый блеск, эффект «высокой печати» — всё это присутствует в той или иной мере. Сейчас самое время дистанцироваться от таких понятий как «текстуры», «скевоморфизм», прочих труднопроизносимых и сложных терминов. И, думаю, нужно попробовать копнуть немного глубже: понять культуру и эстетику того, что Apple вкладывает в фразу «Designed in California»: услышать звуки прибоя и ощутить на коже брызги воды пляжей Orange County, проникнуться сёрферской субкультурой, попробовать впитать те же флюиды, что и бесшабашные парни с досками, танцующие на волнах…

Почему от таких терминов, как «скевоморфизм» и «плоский дизайн» сводит скулы? Всё просто — многие оперируют ими, разбрасываются направо и налево, не понимая сущности. Это отвлекает от главного — от понимания цели всей затеи по «перестройке» интерфейса — возвращения к истокам и основам.

Итак, с недавнего времени «Designed in California» — лейтмотив Apple, надпись красуется на каждом устройстве, на каждой коробке, сошедшей с конвейера. И эта надпись — не просто информация или красивый лозунг, это новая идеология компании, отображающая то, что дизайнеры и инженеры в Купертино вкладывают в свои продукты. В слова «Разработано в Калифорнии» вложен куда больший смысл, чем может показаться на первый взгляд.

Не оставляет сомнений тот факт, что выбрав название «Mavericks» (это всемирно известный культовый сёрф-спот в Калифорнии) для последней версии OS X, а ещё проиграв рекламный ролик в конце последней презентации, Apple совершенно чётко и прозрачно намекает на то, кто они теперь. Компания, насквозь пропитанная уникальной технокультурой Силиконовой долины, веяниями Лос-Анджелесского арт-мейнстрима, впитавшая настроение одного из самых благодатных и беззаботных мест на планете, прибежища миллиардеров и нищих хиппи — Orange County.

Новая iOS получилась странная. Более отчуждённая от массовой культуры. И поэтому не такая популярная. Вообще, все уже устали от классической Apple, а здесь больше матового стекла, больше пластика, больше воздушной «Гельветики», больше света и мягких градиентов. Больше Калифорнии… Почему? Потому что компания, вдохновившая десятки тысяч дизайнеров, несколько поколений музыкантов, фотографов и кинематографистов вернулась обратно, к себе домой. «Back to basics».

Прощай, скевоморфизм, привет, сёрф-поп! West Coast is the Best Coast!

В 2011 году Apple перешла из состояния «эксклюзивной», ориентированной навстречу пользователям компании, в «инклюзивную» — полностью преданную своим фанатам, но искусственно ограничивающую себя в общении с кем-то другим. Это состояние похоже на те времена, когда весь мир был поражён знаменитым рекламный роликом, это было в 1984 году, это состояние похоже на культуру хиппи. Чтобы понять это состояние, нужно быть «на волне» этого настроения, слушать музыкантов Generationals, Hot Chip, Fitz and the Tantrums, Edward Sharpe & The Magnetic Zeroes, посещать андерграундные лос-анджелесские арт-перформансы и выставки, читать Pitchfork, иметь доску для сёрфа наконец. Чтобы проникнуться чем-то таким похожим, посмотрите фильм Сёрфер («Surfer, Dude») c Мэттью МакКонахи в главной роли. Почувствуйте себя пляжным боем, для которого не существует работы, времени, чего-то откровенно надуманного и того, что можно купить за деньги. Его всегда будут окружать солнце, улыбки и… пляж. Возможно, тогда вы немного поймёте суть «возвращения» Apple.

Гений форм Филипп Старк, чьё влияние явно просматривается в изменённом интерфейсе iOS 7, а ещё детали, минимализм и простота — это всё больше и больше напоминает особенный, расширенный взгляд на композиции Beach Boys, слегка приправленные морскими оттенками и оранжевыми отблесками заката. Преднамеренная геометричность, прямые линии, градиенты там, где их не должно быть, — они используются как графическое решение и дизайнерская находка, но вовсе не как логичный элемент интерфейса или имитация освещения. Всё это результат навязчивого стремления сэра Джонни Айва к детализации. Это сделано преднамеренно. Вам это может не нравиться. Но если понравилось — вы полюбите это навсегда. И не забывайте ещё кое-что — «Серфинг на Mavericks — самый лучший!»

В качестве эпилога приведу слова Вила Гислера (Wil Gieseler) — режиссёра, дизайнера и разработчика о том, что «Смерть скевоморфизма сильно преувеличена». Кстати, он живёт и работает в том самом культовом Orange County.

[Скевоморфизм] никуда не исчез из программного обеспечения: iOS 7 по-прежнему состоит из материалов. Замёрзшее стекло в «Центре уведомлений», в «Доке» и «Центре управления». То, как обои на домашнем экране расположены подо всем остальным (эффект «параллакса», прим. ред.) — результат работы гироскопа и акселерометра. Джонни Айв никогда не сделает ноутбук из кожи или телефон из войлока, но слои стекла и пластика — его страсть. Отражение, глубина, контраст. Это составляющие нового дизайна.

Оглядываясь назад, немного нелепо ожидать плоского дизайна от человека, получившего чёртово рыцарство за создание трёхмерных объектов.