AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

Король эстрады: как начинался iPod

Техника Apple — это, как ни крути, больше, чем просто гаджеты. За время своего существования корпорация выпустила множество устройств, превратившихся в легенды электронного мира, и одним из таких продуктов, положивших начало возрождению Apple в новом столетии, стал музыкальный плеер iPod. Однако не всем известно, что за триумфом стояло множество испытаний, предшествовавших выпуску самого популярного плеера в мире. О его непростой истории — этот материал.

Дальние родственники

Принято считать, что отношения Apple с миром цифровой музыки начались со знаменитого сервиса iTunes, c помощью которого Стив Джобс в буквальном смысле оживил утопающий в пиратстве рынок. Однако первые предпосылки к расширению деятельности появились у компании ещё за два года до этого, причём привели к этому на первый взгляд не связанные с музыкой события. Именно тогда, в далёком 1999 году, основатель компании всерьёз задумался о потенциале технологии, разработанной Apple ещё в начале 90-х годов — последовательной шины FireWire. Скорость, которую обеспечивал интерфейс, значительно опережала популярную в то время USB 1.1, и Джобс задумал упростить пользователям задачу переноса видео, снятого на набиравшие популряность цифровые видеокамеры. Сказано — сделано: новое поколение iMac (“Лампа Джобса”) было оснащено «тринадцатым» разъёмом.

Однако одного “железа” для реализации идеи было явно недостаточно. Программное обеспечение, призванное сделать работу с видео посильной домашнему пользователю, изначально предполагалось заказать у Adobe. Когда компания отказалась от сотрудничества с утратившей на тот момент позиции Apple, Джобс решил пойти своим путём и поручил сотрудникам разработку фирменного ПО. Так в портфолио купертиновцев появилась программа iMovie, с которой началось воплощение концепции, получившей название “цифровой хаб”.

Для успеха новой стратегии требовалась поддержка самых разных периферических устройств, и если проблему с видеокамерами Apple уже решила, то музыкальный сегмент оставался неохваченным. К тому времени цифровая музыка уже превратилась в серьёзный тренд, и взрывная популярность сайтов вроде Napster, предлагавших каталог бесплатных треков, наглядно продемонстрировала перепуганной индустрии: за MP3 из Интернета — будущее. Примерно тогда же, в начале 2000 года, в Apple осознали необходимость заполнить пробелы в собственной экосистеме, и первым шагом в этом направлении стала покупка прав на SoundJam MP, популярное приложение для воспроизведения музыки на Mac. По условиям сделки на работу в Apple перешли также трое создателей плеера. Один из них, Джефф Роббин, был назначен руководителем команды, которая должна была написать собственную программу. Команда Роббина взяла за основу SoundJam, упростив его интерфейс и добавив возможность записи компакт-дисков, и в 2001 году мир увидел первую версию iTunes. Одной из первоочередных целей, поставленных разработчикам приложения, было позволить владельцам плееров легко и быстро загружать песни на свои устройства. И здесь-то начались большие проблемы.

Нам нужна революция

Как известно, каждому успешному продукту предшествует решение какой-либо злободневной проблемы. Рынок карманных MP3-плееров начал развиваться ещё в середине 90-х годов, однако к концу десятилетия состояние его оставалось весьма плачевным. Чтобы понять всю “прелесть” ситуации, достаточно процитировать Стива Джобса, который называл тогдашние гаджеты не иначе как “дерьмом”. К слову сказать, коллеги с ним были согласны.

Тогдашний рынок делили между собой две категории устройств. В первую входили плееры на основе всем знакомой флеш-памяти, однако объём последней не превышал одного Audio-CD. Альтернативой выступали проигрыватели, оснащённые жёстким диском, эти гаджеты были большими, тяжёлыми, а главное — неудобными: их интерфейс был совершенно не приспособлен для работы с множеством песен. Кроме того, большинство плееров оснащалось медленным интерфейсом USB, который заставлял владельца подолгу ждать завершение копирования музыки с ПК. Пара тысяч файлов запросто могли растянуть процесс до нескольких часов. Джобс таким положением дел был явно недоволен, и решением вопроса стала разработка собственного плеера, на этот раз уже аппаратного. Такое устройство, по замыслу руководителя компании, должно было легко взимодействовать с iTunes и стать дополнительным стимулом для покупки компьютера Mac. Возглавлять проект Джобс назначил Джона Рубинштейна, занимавшего тогда должность главного инженера Apple.

Проведя начальный мозговой штурм, Рубинштейн взял за основу две идеи: быстрый интерфейс FireWire для ускорения копирования музыки и миниатюрный винчестер на 5 ГБ, разработанный японской Toshiba. Этот диск мог сделать плеер от Apple меньше любого из конкурентов. В то время многие специалисты компании работали над новыми Mac, и Джону пришлось искать помощи на стороне. Воспользовавшись старыми связями, ему удалось выйти на человека, чьи навыки и опыт были достаточными для амбициозного проекта, и в январе 2001 года Джон вышел с ним на связь.

В тот зимний день будущий “отец iPod” Тони Феделл катался на лыжах, когда зазвонил телефон. На линии был Рубинштейн, и топ-менеджер пригласил Тони прийти в офис Apple, дабы обсудить новый проект. О деталях последнего Джон промолчал. Положив трубку, инженер вздохнул с облегчением — Феделл был превосходной кандидатурой. К тому времени он успел поработать в General Magic над интересной ОС для карманных компьютеров, а затем в Philips, где трудился в качестве главы отдела разработки миниатюрного Windows-ПК Nino. Там же Феделл рассмотрел потенциал портативного цифрового аудио, познакомившись с Audible — фирмой-продавцом аудиокниг, желавшей продвигать свои услуги на новом компьютере. К тому же, Тони был заядлым меломаном и диджеем, успевшим основать собственную музыкальную компанию Fuse и с нетерпением ждавшим того дня, когда ему больше не пришлось бы носить с собой всю коллекцию громоздких CD.

Fuse выпустила интересное устройство с функцией копирования аудиодисков на винчестер, но финансировать проект было слишком сложно; это и было одной из главных причин, почему Тони согласился на предложение Рубинштейна. Вскоре Apple заключила с Феделлом шестинедельный контракт, оформив его в качестве консультанта по аппаратному обеспечению. Любопытно, но в начале “новобранец” думал, что речь идёт о разработке КПК, а истинных намерений Купертино Рубинштейн не раскрывал вплоть до последних подписей.

В Apple решили, что смогут сделать плеер получше имеющихся, и меня пригласили для его разработки, — вспоминает Тони. — Каким должен был быть iPod, из каких деталей его собирать, какова итоговая стоимость аппарата — всё это было в моей компетенции.

На протяжении полутора месяцев Феделлу довелось работать практически со всеми известными ему в индустрии людьми, не обмолвившись при этом о цели проекта. Изучив продукцию конкурентов, инженер остановился на идее компактного устройства, которое было бы не только портативным, но и “долгоигращим” от одного заряда батарей. Вскоре Тони создал целых три грубых прототипа, и в апреле 2001 года, под конец своего контракта, продемонстрировал их Стиву Джобсу. Зная о высоких стандартах последнего, сообразительный разработчик сначала показал шефу два заведомо худших варианта (с флеш-памятью и съёмным носителем), а третий, оснащённый НЖМД, спрятал в бамбуковой вазе, которую Джобс держал на столе кабинета. Как и рассчитывал Феделл, придирчивый Стив одобрил последний макет. На той же встрече решилась и проблема с интерфейсом — главный маркетолог Apple Стив Шиллер вовсю расхваливал прототип колеса управления, впоследствии превратившегося в знаменитое ClickWheel. При помощи этого элемента пользователь мог перемещаться по меню с желаемой скоростью, что ярко контрастировало с неудобными кнопками “+” и ”-“ плееров-современников. Программное ускорение, усиливавшееся по мере прокрутки, обеспечивало дополнительный комфорт.

Результат стараний Феделла настолько понравился Джобсу, что тот предложил инженеру постоянную работу в Apple. Немного поколебавшись, Тони согласился, и в разгар весны 2001 года проект iPod, известный ранее под кодовым названием P-68, официально получил “путёвку в жизнь”.

На весь процесс разработки руководство Apple выделило всего шесть месяцев. В новоиспечённую команду, которой было поручено выпустить готовое устройство уже к рождественским праздникам, вошли коллеги Феделла из Fuse, а также знакомые бывшие инженеры General Magic и Philips. Помимо самих сроков, давление на Тони оказывала ситуация вокруг тогдашней Apple, сосредоточившейся на производстве Mac.

У нас не было доступа к другим ресурсам или персоналу компании, потому что они и так работали на пределе, — отмечает Феделл. — Не отказываться же от Mac в пользу iPod.

Джобс разместил команду Тони на задворках Apple, в одном из самых старых зданий кампуса, откуда её вскоре пришлось выгнать, чтобы не допустить обрушения постройки. Были и совсем курьёзные случаи. Вернувшись после капитального ремонта, весёлые ребята из числа подчинённых Феделла решили увековечить свои имена на ещё не высохших стенах здания, и один из инженеров случайно проткнул отвёрткой литиевый аккумулятор. Получившийся взрыв привёл к пожару, который служба безопасности Apple даже начала расследовать.

Работа над iPod закипела полным ходом. Некоторые важные элементы, в том числе сам звуковой процессор, пришлось заказывать у партнёров — компании PortalPlayer. Разработанные в Apple наушники также не производились силами Купертино, и ими занялись специалисты Fostex. Конструкция “капель” была выбрана не случайно: по словам Феделла, такие наушники были компактными, надёжными, а также не запутывались в длинных волосах, как это часто бывало с традиционными моделями. Что касается программной составляющей iPod, то ей занимался уже знакомый нам Джефф Роббин. Не имея достаточно времени для самостоятельной отладки ПО, Роббин обратился в соседнюю купертиновскую фирму Pixo, которая разработала базовую ОС плеера. Отвечала команда Джеффа и за новую версию iTunes, способную синхронизировать музыку с iPod. Разумеется, работы над аппаратом велись в атмосфере секретности, и многие сотрудники самой Apple не имели понятия о конечных характеристиках устройства.

Дизайн плеера, который был чуть ли не важнейшим элементом его успеха, разработал Джони Айв. Рассмотрев десятки прототипов, команда дизайнеров остановилась на простой идее: простой корпус размером с колоду карт, выполненный из белого поликарбоната спереди и украшенный стальной зеркальной крышкой сзади. На лицевой панели располагался прямоугольный дисплей, а также элементы управления (первая версия ClickWheel была оснащена механическими деталями). Корпус устройства был лишён кнопки включения, а также каких-либо болтов. Батарея была сделана несъёмной. Общая концепция дизайна iPod напоминала карманное радио производства Braun, которое разработал кумир Айва Дитер Рамс, а девизом плеера стал давний слоган Apple: просто работает.

Всё это рок-н-ролл

iPod стал для компании образцом совершенно нового устройства. Работая в основном на рынке компьютеров, Apple не имела чёткой стратегии продвижения музыкального плеера, который был рассчитан на иную, нежели у Mac, аудиторию. Для начального маркетинга купертиновцы пригласили копирайтера по имени Винни Чеко, он же и придумал плееру то самое культовое название. Как вспоминал сам Чеко, он представил себе “цифровой хаб” Джобса в виде космического корабля, с которым легко стыковалась небольшая капсула (англ. pod) — нечто вроде Shuttlepod из “Звёздного Пути”. Название понравилось Стиву, и одобрение не заставило себя ждать. Проведя серьёзнейшую работу в новой для себя области, Apple удалось прийти к целостному имиджу устройства, центральное место в котором занимали не технические характеристики, а стиль и дизайн. Из нишевого устройства музыкальный плеер превращался в неотъемлемую часть современной жизни.

Любопытный факт: осенью 2001 года, в разгар событий 9/11, самолёт с финальными образцами iPod из Тайваня приземлился на американской земле непосредственно перед тем, как все рейсы были отменены. Несмотря на возможные задержки, команда выполнила заказ в срок, и первое устройство из серии поступило в продажу уже в ноябре.
Apple iPod, переживший выпуск пяти серий и множество поколений каждой из них, разошёлся по миру почти четырёхстами миллионами экземпляров. С развитием индустрии смартфонов, ключевую роль в котором сыграл уже другой продукт компании — iPhone, популярность плеера стала снижаться, и на сегодняшний день будущее линейки, которую уже покинул “ветеран” Classic, является весьма туманным. Однако даже если предположить, что плеер всё-таки сойдёт со сцены, уступив дорогу своим “телефонным” собратьям, в сердцах меломанов этот любимец публики останется навсегда. Ведь у многих из нас он ассоциируется с самим понятием “карманной” музыки, и гордо уходя на заслуженный отдых под овации благодарных пользователей, iPod будто заявляет всем своим видом: я — легенда.

По материалам Cult Of Mac

Новости по теме
В iOS 26.1 любые смарт-часы смогут работать с iPhone почти как Apple Watch
Apple намекнула, что готовит полностью стеклянный iPhone
AirPods Pro 3 больше не будут выпадать из ушей. Что изменилось в новых наушниках Apple?
Новости партнеров
Можно ли ослепнуть от смартфона? Врачи рассказали, как просмотр рилсов перед сном вредит зрению
Можно ли ослепнуть от смартфона? Врачи рассказали, как просмотр рилсов перед сном вредит зрению
В США растёт инфляция. Что это значит для будущего курса Биткоина и других криптовалют?
В США растёт инфляция. Что это значит для будущего курса Биткоина и других криптовалют?
Китайцы придумали клей, который склеивает сломанные кости за 3 минуты
Китайцы придумали клей, который склеивает сломанные кости за 3 минуты