AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

Touch-интерфейс приходит на iPod

Событие называлось “Apple Music Event”, но было про iPod. До праздничного сезона было меньше месяца, и если бы они собрались послушать музыку и помедитировать, акционеры были бы в шоке.

И упрекать Apple в том, что она “доит музыку”, примерно также неправильно как упрекать волка в том что он есть мясо. Живые существа едят, чтобы жить. Компании зарабатывают или исчезают.

Внешне все было здорово, даже интересно. iPod “6-го поколения” получил собственное имя, iPod Classic. Именно 5 сентября 2007, во время “музыкального события”. Событие можете посмотреть, вот видео (длительность видео – 01:24:20):

Это вторая часть серии про iPhone и ему подобных, предыдущие части здесь.

Краткое содержание Apple Music Event

Если у вас нет полутора часов свободного времени, кратко и только о самом важном (на мой взгляд): обновили всю линейку iPod: Shuffle (новые цвета, прежние были лучше, на мой вкус), новый iPod nano (с функцией показа видео, названный “уродцем”), очень похожий на него iPod Classic (с дисками в 80 и 160 Гигабайт)…

Представили iPhone без сотового передатчика (и счетов от AT&T, бывшего Cingular) – это был iPod touch. Или iPod с сенсорным экраном и мобильным вариантом Mac OS X. Оба определения – правда. iPod с поддержкой Wi-Fi (802.11b/g) и Safari.

В iPod touch не было сотового чипсета, из-за чего он он был тоньше чем iPhone, и дешевле, и в назначенные руководством компании рамки влезали SSD с большим объемом памяти.

К iTunes Music Store добавился iTunes Wi-Fi Music Store, приложение для доступа к этому варианту широко известного магазина, у которого все было хорошо, но вот фильмы (за полтора десятка долларов) продавались плохо.

И, в погоне за увеличением продаж iPhone (они приближались к первому миллиону, этот психологический барьер iPhone должен был преодолеть в ближайшие дни), Стив сделал то, чего делать, наверное, не следовало – но сделал это красиво…

Построив все модели iPod (как солдат на плацу) в шеренгу, и указав цену или цены каждого из них, он заявил что все кто покупает iPhone хотят купить именно вариант с 8 Гигабайтами памяти (за 599 долларов), а вариант с 4 Гигабайтами (за 499 долларов) непопулярен.

Поэтому Apple прекращает выпуск и продажу iPhone с 4 Гигабайтами, а чтобы оставшийся вариант с 8 Гигабайтами продавался еще лучше, его цена снижается до 399 долларов.

И случился скандал. Те, кто купил iPhone до этого дня, за 499 или 599 долларов, почему-то не обрадовались удаче тех, кто его еще только собирался покупать. Пришлось для ранних покупателей организовать кредит на сумму в 100 долларов в онлайн-магазине Apple…

На мой взгляд этого было недостаточно, но – скандал сошел на нет.

Секрет магии iPhone

На ранней стадии проекта, когда были сформулированы цели (устройство, объединяющее в себе функционал iPod’а, смартфона и гаджета для доступа в Интернет), рассматривались два возможных пути: можно было или “увеличить iPod”, или “уменьшить Mac”.

Это образные упрощения. Речь шла об архитектуре и операционной системе устройства X. Операционная система iPod была примитивной и жестко привязанной к небольшому кругу задач, с которыми “лучшие в мире MP3-плееры” справлялись. Она быстро развивалась, из неё можно было (лет через десять) сделать все, что угодно. Mac OS X была полноценной и давно состоявшейся операционной системой с огромным потенциалом.

За первый путь, за “увеличение iPod”, было большинство. Тони Фаделл, “отец iPod”, Стив Джобс, Боб Мэнсфилд, Джонатан Айв и многие другие. Сторонников второго пути было на порядок меньше – чуть ли не один единственный Скотт Форстолл. Преимущества второго пути были почти очевидны, но его сложность и риск были за гранью добра и зла.

Что-то вроде этого уже пытались сделать. Например, Microsoft. Если бы никто и никогда не пытался, решиться на этот путь было бы проще.

Безумная по трудоемкости глупость – это самая мягкая формулировка. Противники были убедительны, их аргументы – убийственны. Но Скотт не сдавался.

Ему не удавалось убедить оппонентов в своей правоте, но заставить Стива сомневаться и не спешить с окончательным решением получалось.

Препятствия на пути “уменьшенного Mac’а” были непреодолимыми, их были сотни, список за списком – любое из них должно было разорвать эту дурацкую идею как капля никотина хомячка. Скотт брал паузу, и… предлагал пути их обхода, неожиданные и остроумные. Раз за разом разгром превращался почти в ничью. Стив откладывал решение, все повторялось еще и еще.

Стива считают деспотом и тираном, но таким он становился только приняв окончательное решение – в Apple, после его возвращения в компанию в 1997 году, шли ожесточенные бои идей и концепций. Из этих столкновений рождались гениальные (без преувеличения) вещи, то чем Apple шаг за шагом покоряла мир – даже находясь в самом невыгодном положении.

Этап чистой теории закончился с незначительным преимуществом сторонников “большого iPod”, Стив решил дать шанс обеим сторонам. У победителя не было недостатка в ресурсах и в сторонниках. Сотни прототипов “большого iPod”, блестящие инженерные идеи, работа без выходных – ими уже пользовались как телефонами. Но у самоотверженных и безумно талантливых инженеров “каменный цветок” не получался, несмотря ни на что.

Для управления “большим iPod” пытались использовать “фирменный iPod Click Wheel”, вот не нашел его русскоязычное обозначение – если кто подскажет буду благодарен. Экран с сенсорным интерфейсом отвергался, как слишком сложное техническое решение и блажь Скотта Форстолла. А удобный и интуитивный телефон с Click Wheel не получался.

Прототипы “уменьшенного Mac’а”, которых было на порядок меньше, тоже не получались – пока один из них не заставил Стива изменить мнение.

Повторюсь, так как это важно: “уменьшенный Mac” – это вовсе не Mac уменьшенный до микроскопических размеров. Речь шла о создании (с использованием накопленного в iPod бесценного опыта) устройства с настоящей операционной системой, адаптированной к экстремальным условиям крошечного устройства: минимум энергии, минимум оперативной и долговременной памяти, немощь основных и графических процессоров.

Но то, что должно было получиться в итоге, было настоящей бомбой. Это было именно то, что требовалось – оставалось только сделать невозможное. Это уже совсем другое дело!

Технические данные героев повествования

В традиционных iPod использовались процессоры с архитектурой ARM, производства Samsung – без сопроцессора для работы с числами с плавающей точкой, с неизвестной тактовой частотой. В “просто iPod”, переименованном позже в iPod Clasic, и в iPod mini для хранения данных использовались жесткие диски разного объема (до 160 Гигабайт, 4 200 об/мин), ATA/66.

Но главные герои повествования – iPhone и iPod touch – технические данные которых Apple тоже не разглашала (“бытовое устройство”, для массового и неискушенного пользователя).

Это был один и тот же карманный компьютер. Идентификатор модели у первых iPhone и iPod touch – “iphone”. Они отличались только составом “периферийного оборудования”.

Процессор: Samsung S3C6400 (архитектура ARM11), с тактовой частотой 400 МГц. Штатная частота процессора была выше, её “притормозили” для снижения энергопотребления и выделяемого тепла. Процессор для работы с числами с плавающей точкой – встроенный.

Тактовая частота фронтальной системной шины – 100 МГц.

Процессор 32-битный, шины адресов и данных – 32-битные, регистры 32-битные.

Кэш первого уровня в 16/16 килобайт (16 килобайт для данных и 16 килобайт для команд).

Графический процессор – PowerVR MBX-Lite.

Wi-Fi 802.11b/g, Bluetooth 2.0 + EDR.

Размер оперативной памяти – 128 Мегабайт (из которых примерно половину использовала операционная система).

Флэш-память в вариантах модели разная, от 4 до 32 Гигабайт (4/8/16/32).

В iPhone это 4 (до 5 сентября 2007 года), 8 и 16 (с начала 2008 года), в iPod touch 8, 16 и 32 (с начала 2008 года).

В iPhone, за дорогой и “тяжелый” сотовый чипсет приходилось платить уменьшением флэш-памяти и увеличением толщины корпуса.

Операционная система iPhone OS 1.0 (скорее всего, в то время она так не называлась), максимальная версия – iPhone OS 3.1.2.

Об операционной системе и истории её рождения – в следующий раз…

Продолжение следует

Обсудить историю Apple вы можете в нашем Telegram-чате.

Новости по теме
В Apple Music появился плейлист с лучшими треками за 10 лет. Узнавай, какие песни слушал на iPhone чаще всего
Где найти музыкальные хиты TikTok, Reels, рекламы, сериалов и прослушать их на iPhone
Как получить своё нейропредсказание в Яндекс Музыке и бесплатно послушать лучшие песни за последние 15 лет
Новости партнеров
Биткоин вырос выше 106 тысяч на фоне готовности правительства США прекратить шатдаун. Что дальше?
Биткоин вырос выше 106 тысяч на фоне готовности правительства США прекратить шатдаун. Что дальше?
Самые ожидаемые игры, которые нельзя пропустить в 2026 году
Самые ожидаемые игры, которые нельзя пропустить в 2026 году
Священные камни Шивы в Индии оказались яйцами динозавров: вот это открытие!
Священные камни Шивы в Индии оказались яйцами динозавров: вот это открытие!