5 лучших творений Джонатана Айва

Личность Джони Айва в последнее время становится все более популярной: иногда кажется, что об амбициозном британце, получившем недавно очередное повышение, говорят не меньше, чем о легендарном основателе Apple Стиве Джобсе. Немного отойдя в сторону от самой личности дизайнера, журналисты издания The Guardian решили составить список самых интересных, на их взгляд, продуктов, к которым он имел непосредственное отношение. Мы же добавим к этому немного истории.

jony_ive_ipod

PowerBook 140 (1991)

apple-powerbook-140

Первым в рейтинге шедевров оказался гаджет, дизайн которого Джони разработал еще не работая в Apple. В то время компания начала размещать заказы на дизайн техники у сторонних предприятий, и выбор руководства пал на британскую фирму Tangerine, где и трудился молодой дизайнер. По современным стандартам устройство выглядит довольно неуклюже, но двадцать с лишним лет назад все было совсем иначе — аппарат стал эталоном для индустрии, задав планку для конкурирующих производителей. Кстати, сам Айв покинул Tangerine при забавных обстоятельствах. Дело в том, что компания Ideal Standard, занимающаяся производством сантехники, не оценила смелый проект британца по достоинству, назвав ванную комнату его разработки «слишком дорогой» и «чересчур современной». Корпорацию Apple такие перспективы явно не пугали, и уже в 1992 году Айв перебрался в Купертино.

iMac G3 (1998)

imac-g3-colors

На передовом для своей эпохи ноутбуке изыскания новичка не закончились. В конце 90-х годов XX века в Apple возвращается Стив Джобс, и несмотря на титул временного гендиректора, основатель компании сразу же перешел к решительным мерам по “спасению утопающих”. По словам Джобса, продукция тех времен была просто отвратительной, и в этом заключалась одна из главных проблем марки. Пожалуй, iMac достоин отдельного описания, ведь он не только ознаменовал долгожданное возвращение Apple на большой рынок ПК, но и популяризировал приставку “i”, ставшую завсегдатаем названий будущих купертиновских хитов. Кстати, сам Джобс хотел назвать новинку “MacMan”, а название iMac предложил сотрудник по имени Кен Сигал. На его взгляд, буква ассоциировалась со словами “Интернет”, “индивидуальность” и “инновация”, что, безусловно, понравилось руководителю. Успех не заставил себя ждать — новая модель позволила оживить продажи Mac, которые чуть было не снизились до катастрофического уровня. Оригинальный дизайн компьютера, разработанный Айвом, не только выделил его на фоне однообразных конкурентов, но и помог ему стать частью массовой культуры того времени. Джони предусмотрел целых пять различных цветов корпуса, который, ко всему прочему, был еще и прозрачным. Машина выпускалась в форм-факторе “моноблок”, была оснащена встроенным 14-дюймовым ЭЛТ-монитором и построена на базе архитектуры Power PC (процессор G3); в качестве комплектной операционной системы выступала Mac OS 8, а впоследствии компьютер получил обновление до OS X. Любопытный факт: в iMac Apple отказалась от некоторых привычных тогда моментов вроде привода для дискет (в пользу CD) или специальных разъемов для подключения клавиатуры и мыши (в пользу USB), чем вызвала недоумение среди критиков. Как видим, ситуация не нова — в разное время скептики сожалели об оптических приводах, проводных модемах и прочих постепенно забытых большинством пользователей вещах. Кстати, следующее поколение iMac с индексом G4 также признано эталоном дизайна и даже получило ласковое прозвище «Лампа Джобса».
jonathan-ive-imac-g4

iPod (2001)
apple-ipod-1st-gen

Индустрия музыки — еще один мир, в котором Apple произвела собственную революцию. Разумеется, приложил к ней руку и Джони, который предложил новаторский дизайн для фирменных плееров iPod. Примечательно, что Айв работал над проектом карманного плеера еще до того, как тот был официально одобрен руководством Apple. Вопреки распространенному заблуждению, сенсорное колесо ClickWheel новых моделей, ставшее впоследствии символом iPod и любимым элементом производителей подделок, не было придумано Джони (сама разработка принадлежала фирме Synaptics). Однако яркий дизайн и удобная форма нового гаджета, которые пришлись так по вкусу покупателям, принадлежат перу гениального британца.

iOS 7 (2013)

iOS-7-design

Давайте перенесемся ближе к нашим дням и посмотрим, чем занялся Джони после того, как руководство Apple поручило ему дизайн программного обеспечения. Казалось бы, перейти к совершенно новому для себя занятию — задача нетривиальная даже для гуру, но решение Айва подоспело вовремя, и уже к выходу седьмой версии iOS публика с энтузиазмом обсуждала “освеженный” интерфейс системы. Вместо устаревших скевоморфичных элементов, имитировавших объекты реального мира, Джони предложил современный “плоский” подход, отлично вписавшийся в общую концепцию минимализма Apple. Очевидные нововведения коснулись и навигации в меню, где появились удобные жесты для переключения между экранами. Кстати, мало кто помнит, что на момент выхода пятой версии (2011 год) в специализированной прессе нередко звучали заявления о “стареющем” интерфейсе iOS, который якобы выглядел нелепо в сравнении с более “современными” конкурентами. Что ж, впоследствии соперники сами перешли на плоское оформление, отказавшись от объема и градиентов с разницей в несколько лет. Конечно, нет ничего удивительного в том, что разительные отличия пришлись по нраву не всем, однако едва ли в этом можно винить Айва. Ведь дизайнер лишь одним из первых уловил новое веяние в индустрии, которое впоследствии так или иначе стало определяющим.

iPhone 6 (2014)

iPhone6-6plus

Завершает хит-парад творений Джони гаджет, успех которого способен впечатлить даже самых упорных скептиков. Восьмое по счету и шестое по номенклатуре Apple поколение фирменного смартфона стало вторым по популярности среди всех iPhone практически за полгода и еще сильнее укрепило позиции купертиновцев на телекоммуникационном рынке. Компания называет аппарат самым серьезным изменением за всю историю линейки, и на то есть веские причины даже со стороны эстетики — две модели получили бОльшие диагонали экранов, обновленный дизайн и тонкие даже по меркам современной индустрии металлические корпуса. Навигация жестами, о которой упоминалось в предыдущем пункте, явно была способом упростить работу с увеличенным дисплеем, что еще раз демонстрирует скрупулезность подхода Apple к собственным нововведениям. В общей сложности iPhone 6 и 6 Plus разошлись по миру 120 миллионами экземпляров, превратившись в одни из самых популярных смартфонов современности.

Вот так выглядит импровизированный хит-парад творений Айва. Забавно, что в список по каким-то причинам не попали Apple Watch. Что ж, рассказать обо всех шедеврах — задача не одного материала, а мы пожелаем Джони продолжить удачно трудиться на благо Apple, радуя ее руководство смелыми идеями, а пользователей — красивыми и удобными решениями в готовых продуктах. А что в его творчестве считаете лучшим вы? Не забудьте поделиться в комментариях!

Джонатан АйвДизайн AppleИстория AppleСтив Джобс