AppleInsider.ru
X
О проекте Реклама
Чат
с читателями
Присоединяйтесь
в Телеграме

AirPort: WiFi в стиле Apple

26 апреля 2018 года Apple прекратила выпуск линейки продуктов AirPort. Эта линейка просуществовала 18 лет и 9 месяцев, и возможно, если бы её не было, WiFi не стал бы самой простой в применении технологией связи. Но вспомнить про AirPort я решил не из-за этого. Рассказывая про Mac’и последних двух лет прошлого тысячелетия (1999 и 2000) и начала нашего, про AirPort приходится упоминать почти постоянно – и чтобы не уходить от темы, ограничиваться пояснением “это WiFi”. Все было намного интереснее.

Apple не имеет никакого отношения ни к изобретению беспроводной связи, ни даже к созданию стандарта IEEE 802.11 и определяемых им протоколов, в 1997. Провода для связи стали использовать в XIX веке, до того все технологии связи были беспроводными (речь, письмо, сигналы кострами, барабаны, тумаки…).

В 1971 на Гавайских островах, для связи между островами была создана сеть ALOHAnet (считается древним предком Ethernet) и технология ALOHA (что-то вроде WiFi, скорее всего впервые в истории). Проложить сотни километров проводов по дну океана, и обеспечивать их сохранность и работоспособность было бы слишком накладно – и тогда они “вернулись к истокам”. Нужда заставила…

Наверное, ALOHA была первым случаем беспроводной компьютерной сети, хотя как знать, не было ли чего-то подобного до неё. В Атлантиде или в Древнем Египте, например…

Углубляться в древность не будем. Может быть, как-нибудь в другой раз.

Явление AirPort народам

21 июля 1999 года, MacWorld Expo в Нью-Йорке. Представив публике портативный iMac, и заполнив последний квадрант в стратегической диаграмме “четыре квадранта” картинкой iBook, Стив вдруг вспомнил про “что-то еще” (One More Thing, классика!).

И зачем-то, принялся публично бродить по Интернету: сайт Apple, Online Apple Store (где среди картинок предлагаемых товаров уже появился “компьютер-косметичка”), CNN – с самыми свежими новостями, появившимися только что…

И будто нечаянно, он взял iBook в руки, и поднял над столиком… Оказалось, на что не все и не сразу обратили внимание, что к “косметичке” не подключено никаких проводов! Это был шок, сравнимый с шоком который испытывали при виде движущейся безлошадной повозки.

WiFi уже был, уже назывался этой аббревиатурой (это пародия на Hi-Fi, расшифровки этой аббревиатуры придумали позже), но 99% из присутствовавших в зале не имели никакого представления о том, что происходит “на переднем крае”, и для них это было чудом.

Презентацию проводили Стив Джобс, оператор с камерой на плече, новорожденный iBook и хулахуп. Последнему была отведена важная роль: доказать, что между iBook и сетью и в самом деле нет никаких невидимых проводов. А то мало ли…

Артистично. После нескольких сотен Apple Events, в постановке Стива Джобса, театр уже не впечатляет.

Насладившись восторгом зала, Стив открыл страшную тайну. Тайна называлась AirPort, а переносной iMac (iBook, образно), с корпусом из прорезиненного поликарбоната, оказался первым в мире компьютером который был AirPort Ready.

Что можно перевести как “Готов к AirPort”.

Забавный статус, кстати: он означает, что компьютер готов к WiFi, но при этом, все-таки, к связи через WiFi не готов. Единство и борьба противоположностей? Нет, для подключения к беспроводной сети над “AirPort Ready” компьютером требовалось произвести некоторые действия. Приобрести AirPort-карту (за 99 долларов) и установить её в компьютер. Место и кабель от антенны были предусмотрены.

В случае с iBook достаточно было снять клавиатуру (рутинная операция, очень несложная), подключить штекер антенны к карте, и вставить её на отведенное для неё место, где было написано для чего оно тут находится. И… всё.

Ну и что?

На “темной” стороне, то есть, за пределами вселенной Apple, WiFi уже баловались не один месяц. За несколько сотен долларов, можно было приобрести “приемную станцию”, еще за сколько-то сотен – “роутер”, и (обычно в комплекте с роутером и/или станцией) инструкции и программное обеспечение.

И, потратив на все-про-все несколько минут, часов или суток (как повезет), продвинутый пользователь мог показать то же самое без iBook, хулахупа и мужика с камерой. Танцы с бубном, выдирание собственных волос и массаж головой о стену – бесплатно.

Если и преувеличиваю, то чуть-чуть. Про волосы и массаж.

У подавляющего большинства пользователей персональных компьютеров нет времени на глубокое погружение в анатомию и физиологию используемой ими техники, им есть чем заняться помимо этого. Цивилизацией востребованы сотни тысяч специальностей, и как минимум каждая десятая из них ничуть не проще.

Зато это подавляющее большинство готово платить за то, что превращает технологии в легкий и удобный инструмент, для пользования которым не требуется осваивать еще одну специальность.

AirPort был именно тем, за что люди были готовы платить. Да, это все было ради денег, а вы что думали?

AirPort, надстройка на WiFi

Беспроводная связь – это очень просто. В наши дни это знают все. В 1999 году о том, как сделать её легкодоступной, разработчики средств беспроводных коммуникаций даже не заморачивались: не до того. Заплатят кому-нибудь. Проблемы индейцев шерифа не волнуют.

А зачем “кому-нибудь”? Поразительное отличие от Apple времен застоя (когда компанией правили Скалли, Шпиндлер и Амелио): моментальная реакция на только-только возникшую возможность содрать с людей побольше. Или преподнести им, на блюдечке, невероятные до того возможности.

Для организации собственной WiFi зоны, требовались: доступ к Интернет (подключение к провайдеру плюс модем или Ethernet-кабель), и AirPort Base Station. Устройство, внешне похожее на летающую тарелку, за пределами вселенной Apple называлось бы роутером, или маршрутизатором.

В уютном и оригинальном углублении самой первой модели летающей тарелки (AirPort Base Station), названной Graphite, располагались разъемы для подключения к телефонной линии (в станции был 56k V.90 модем) и к Ethernet-кабелю (10/100Base-T).

После подключения станции к действующему каналу связи, и к электрической сети, клиент получал работающую WiFi-зону. Пляски с бубном, несмотря на усилия инженеров Apple, до конца изжиты не были (это было невозможно), но в большинстве случаев станция просто начинала работать: в радиусе 20 метров появлялся WiFi.

Если не было подключения к Интернету, устройства в зоне WiFi, с установленными в них картами AirPort или другими картами, совместимыми с беспроводной станцией Lucent RG-1000 (технически, AirPort был почти идентичен этой станции), могли обмениваться данными между собой.

Карта AirPort тоже не была разработана Apple “с нуля”. Это продукт переработки еще одного продукта компании Lucent, карты Lucent WaveLAN/Orinoco Gold PC Card. Карту Lucent лишили антенн и упростили, перенеся часть функционала в компьютер. В корпус iBook, например, были встроены две антенны для беспроводной связи, и предусмотрено место для подключения AirPort карты.

Все необходимое программное и аппаратное обеспечение, было распределено между картой и компьютером, и выполняло все необходимые рутинные операции (настройку, инициализацию соединения, передачу данных) без вмешательства пользователя.

В 99,999% случаев – безошибочно и без проблем. На порядок профессиональнее, чем у 99,999% доморощенных экспертов, из раздела “Ну и что?”.

AirPort Base Station “Graphite” стоила 299 долларов. Вроде бы дешевле, чем RG-1000, но даже если я ошибаюсь, не сильно дороже. AirPort Card стоила 99 долларов, и, благодаря передаче значительной части функционала компьютеру, была раза в три дешевле чем её “предок”.

Компьютеры, “готовые к подключению WiFi”, назывались AirPort Ready. Очень скоро все Mac’и, кроме Xserve, были AirPort Ready с рождения. Потому что все Mac’и на этом свете выпускала Apple, и именно Apple решала что и как должно быть у них внутри. Теперь это были её проблемы.

Ноябрьский снег

13 ноября 2001 года, Apple внесла изменения в конструкцию базовой станции: добавила еще один Ethernet-разъем, выходной. Новая станция, как и прежде, захватывала Ethernet-кабель от провайдера, но теперь устройство, не готовое работать с AirPort, не лишалось доступа к сети.

Новую модель назвали Snow (снег). AirPort Base Station “Snow”. За несколько месяцев, с начала продаж AirPort до “ноябрьского снега”, платформа Macintosh превратилась в самую беспроводную платформу в мире.

Описывать все 19 лет истории Apple AirPort я пока не собираюсь…но молчать не обещаю.